Найти в Дзене
Записки Айтишника

Лучший советский радиоприемник 50-х с пультом — Фестиваль

Проектирование аппарата, впоследствии ставшего «Фестивалем», инициировано в 1956 году в Ленинграде. Над ним работали инженеры оборонного завода № 794, действовавшие в сотрудничестве с Институтом радиовещательного приёма и акустики имени А.С. Попова. Уже к весне 1957 года была собрана первая опытная партия приемника, получившего название «Ленинград». Модель отличалась высокой технологичностью, но производство оказалось дорогим и сложным. Первоначальная цена в 3500 рублей была неподъемной для большинства граждан, чья средняя зарплата редко превышала три-четыре сотни рублей в месяц, что делало аппарат элитным и малодоступным.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

С целью наладить массовый выпуск и снизить стоимость, вся техническая документация была передана на Рижский радиозавод имени Попова, обладавший необходимым опытом и мощностями. Поскольку название «Ленинград» для рижского продукта было неуместным, потребовалось новое имя. Им стал VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, прошедший в Москве в 1957 году и ставший символом открытости страны. Осенью того же года рижский завод выпустил опытную партию обновлённого приёмника, а с 1958 года начался его полномасштабный серийный выпуск, продлившийся до 1963 года. После денежной реформы 1961 года цена аппарата была установлена на уровне 276 рублей, что, несмотря на снижение, всё равно оставалось значительной суммой.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

«Фестиваль» представлял собой супергетеродинный приёмник, конструкция которого базировалась на 12 электронных лампах, что подчеркивало его сложность и многофункциональность. Его схемотехника была тщательно выверена: например, усилитель высокой частоты для амплитудной модуляции строился на лампе 6К4П, а преобразователь и усилитель промежуточной частоты для УКВ — на комбинированной лампе 6И1П. Мощный и чистый звук формировался двухтактным выходным каскадом на лампах 6П14П, а за визуальную индикацию точности настройки отвечала газоразрядная индикаторная лампа 6Е5С.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Особого внимания заслуживала акустическая система аппарата. Для создания насыщенного и пространственного звука использовалась комбинация из четырех динамиков. Низкочастотный компонент обеспечивал фронтальный громкоговоритель 6ГД1, два боковых широкополосных динамика 4ГД2 формировали звуковую сцену, а высокочастотный 1ГД1 отвечал за детальность и ясность верхнего регистра. В ходе производства акустическая компоновка претерпевала изменения: высокочастотная головка могла размещаться либо на лицевой панели справа, либо непосредственно под низкочастотным динамиком. Благодаря такому подходу «Фестиваль» обеспечивал ширину полосы воспроизводимых частот при работе в AM-диапазонах от 60 до 6500 Гц, а при приёме УКВ или подключении проигрывателя она расширялась до 60–12000 Гц, что по меркам конца 1950-х годов являлось отличным результатом.

Разработчики «Фестиваля» внедрили ряд передовых для своего времени решений. Наиболее яркой инновацией стала система проводного дистанционного управления. Массивный пульт с шестиметровым кабелем, весивший 1,75 кг, позволял на расстоянии управлять основными функциями: включением, регулировкой громкости, переключением диапазонов и настройкой на станции. Единственной функцией, недоступной с пульта, оставалась регулировка тембра, что объяснялось технической сложностью реализации.

Пульт даже имел шкалу!

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Для выполнения этих операций внутри корпуса были установлены три асинхронных электродвигателя, которые управляли вращением конденсатора переменной емкости, регулятора громкости и механизма переключения диапазонов.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Другой интересной инженерной находкой была механическая система автоматической подстройки частоты, помогавшая стабилизировать прием, особенно на коротких волнах, где был характерен дрейф сигнала. Также заслуживает внимания объединённая регулировка, которая совмещала коррекцию тембра по низким и высоким частотам с изменением полосы пропускания промежуточной частоты AM-тракта.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Это давало пользователю гибкость: можно было либо сузить полосу для более эффективного подавления помех от соседних станций, пожертвовав верностью высоких частот, либо расширить ее для достижения максимального качества звучания. Чувствительность приёмника составляла 50 мкВ на длинных, средних и коротких волнах и всего 5 мкВ на ультракоротких волнах.

«Фестиваль» был не только техническим устройством, но и значимым элементом интерьера, социальным маркером благополучия. Его внушительные габариты 660x424x311 мм и масса 24,5 кг требовали наличия просторного жилья и основательной мебели. Корпус аппарата, изготовленный из качественной древесины (часто использовались карельская береза, орех или вишня) и отделанный шпоном, мог иметь разнообразные оттенки — от тёмно-красного, почти чёрного, продававшего солидность, до светлого, солнечно-жёлтого.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Некоторые модели красили в укрывистые белый или чёрный цвета, полностью скрывая текстуру дерева. Приобретение такой техники было событием, а сам приёмник становился центром притяжения для семьи, собирающейся для совместного прослушивания концертов, новостей или радиоспектаклей.

Наличие многочисленных разъёмов существенно расширяло его функциональность. Гнёзда для подключения внешней антенны улучшали приём в условиях сложной эфирной обстановки, а возможность подключения электропроигрывателя или магнитофона трансформировала «Фестиваль» в полноценный домашний цент р. Существовала также опция подключения дополнительных акустических систем для создания звука в смежных комнатах. Планы по выпуску на 1960 год облегчённой версии в упрощённом корпусе так и не были реализованы, и производство классической модели было окончательно свернуто в 1963 году.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Радиоприёмник «Фестиваль» по праву считается одним из лучших достижений советской радиопромышленности конца 1950-х годов. В нем удачно сочетались передовые для своей эпохи инженерные решения, такие как дистанционное управление и многокомпонентная акустика, с мощной схемотехнической базой, гарантирующей высокие параметры приема. Он стал связующим звеном между ленинградской школой радиостроения, создавшей прототип в виде «Ленинграда», и рижской, придающей изделию завершенный вид и символичное имя, отражавшее оптимизм целой исторической эпохи.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Сегодня «Фестиваль» — это ценный коллекционный объект, напоминание о времени, когда бытовая техника была фундаментальной, рассчитанной на долгие годы службы и обладала уникальным характером как в звуке, так и в эстетике. Он олицетворяет собой апогей развития ламповой радиотехники, после которого началось постепенное вытеснение таких аппаратов более компактными и экономичными транзисторными моделями.

На авито он продается, даже пульт ест:

Фото: Авито
Фото: Авито

Поставим лайк Фестивалю?