Найти в Дзене
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Восток-6: о чем умалчивали десятилетия и когда рассекретили некоторые из моментов полета

«Восток-6», космический корабль-спутник, стартовал с космодрома Байконур 16 июля 1963 года. В качестве космонавта в нем участвовала первая в мире женщина, которая до приема в Первый космический отряд не являлась профессиональным летчиком-пилотом. Целью полета стало укрепление позиций СССР как первого государства, сумевшего быть лидером во всем, даже в таком сложном, как освоение космоса. Первым, кто поднял вопрос на обязательном полете в качестве космонавта женщины, стал Николай Каманин, генерал-лейтенант, руководивший подготовкой советских космонавтов. Он первым обратил внимание при отборе на незаурядные особенности Терешковой, точнее, о необычайной способности реагировать на внештатные ситуации. Каманин не раз слышал вопросы зарубежных гостей, которые задавались Гагарину, планирует ли Советский Союз запустить на орбиту земли женщину. Генерал-лейтенант прекрасно понимал, что спрашивали неспроста, и заинтересованность иностранной прессы была понятной, ведь негласная гонка по первенс
Оглавление

«Восток-6», космический корабль-спутник, стартовал с космодрома Байконур 16 июля 1963 года.

В качестве космонавта в нем участвовала первая в мире женщина, которая до приема в Первый космический отряд не являлась профессиональным летчиком-пилотом.

Целью полета стало укрепление позиций СССР как первого государства, сумевшего быть лидером во всем, даже в таком сложном, как освоение космоса.

Первым, кто поднял вопрос на обязательном полете в качестве космонавта женщины, стал Николай Каманин, генерал-лейтенант, руководивший подготовкой советских космонавтов.

Он первым обратил внимание при отборе на незаурядные особенности Терешковой, точнее, о необычайной способности реагировать на внештатные ситуации.

Каманин не раз слышал вопросы зарубежных гостей, которые задавались Гагарину, планирует ли Советский Союз запустить на орбиту земли женщину.

Генерал-лейтенант прекрасно понимал, что спрашивали неспроста, и заинтересованность иностранной прессы была понятной, ведь негласная гонка по первенству освоения космоса между США и Советским Союзом была слишком откровенной.

«Пять березок»

В США на тот момент усиленно рекламировали успехи Джерри Кобб, американской летчицы, которую планировали включить в состав команды Mercury.

-2

Насколько быстро летчицу могли отправить в полет, никто не знал, но то, что в планы американцев входит хоть как-то реабилитироваться в плане освоения космоса и попытаться занять лидирующие позиции, было делом времени.

Полгода генералу пришлось доказывать академику Мстиславу Келдышу и Сергею Королеву, что чтобы закрепить успех советской космонавтики, следовало отправить в космос свою женщину, тем более, что в первом отряде на обучении уже было 5 женщин.

Валентина Терешкова была главной претенденткой на полет и не только потому, что Гагарин и Королев смогли разобраться во всех тонкостях характера девушки.

Еще в самом начале, сразу после отбора Каманин обратил внимание на запись инструктора по парашютной подготовке, что вестибулярный аппарат Терешковой отличался от обычных требований.

На вопрос, что стало причиной решения попасть в отряд космонавтов, Валентина просто ответила: «Небо зовет».

-3

Всего из 58 женщин были отобран 5 наиболее перспективных претенденток: Татьяна Кузнецова, Жанна Еркина, Ирина Соловьева, Валентина Пономарева и Валентина Терешкова.

Понамаревой на момент зачисления исполнилось 28 лет, она была самой старшей в группе девушек, при этом была замужем и имела ребенка.

Пономарева единственная из всей команды имела специальное летное образование, могла летать на самолетах По-2 и Як-18 к тому же, окончила институт по специальности инженер-механик жидкостных ракетных двигателей.

С самых первых занятий девушек стали называть березками и, хотя все относились к тренировкам с повышенной ответственностью, первое время особое внимание было направлено на Понамареву, так как она уже имела профессиональные навыки, и у нее легче всего получалось переносить нагрузки.

-4

И все же, Королев и Гагарин не только отмечали особые способности Терешковой, но и больше других девушек любили.

От их мнения зависело многое, в том числе и решение мандатной комиссии на право стать первой женщиной-космонавткой, которой бы доверили честь полететь в космос.

Королева смущало еще то, что если мужчины-космонавты после Ю. Гагарина будут постоянно летать в космос, то в случае с женщинами, возможно, попробуют обойтись единственным, пробным полетом, как бы с целью доказать всему миру, что советские люди способны если и не на все, то на очень многое.

Собственно, все так и случилось, потому что после Терешковой, на долгие 19 лет никто из женщин в космос больше не летал, так как по физическим характеристикам они были более слабыми в сравнении с мужчинами и поэтому все нагрузки переносили более болезненно.

-5

21 марта был получен специальный приказ подготовить полет со смешанной группой космонавтов, в котором будет задействовано два корабля: первый с мужчиной-космонавтом с продолжительностью полета 8 суток и второй, с женщиной на 3 суток.

Старт был намечен на август 1963 года и к тому моменту все женщины кроме Татьяны Кузнецовой должны были полностью пройти программу подготовки.

Если с женщинами все было относительно в порядке, то кто будет лететь из мужчин долгое время оставалось неясным.

Самым подготовленным считался Валерий Быковский, который идеально подходил по весовым параметрам. Оборудование, которым был загружен корабль, весило достаточно много, и исключить перегрузку выбрали самого легкого из всех.

И все же, планы для старта кораблей были нарушены из-за окончания сроков ресурсов. На разработчиков давили сверху, но вопреки указаниям никто не согласился брать на себя такую ответственность.

По всему выходило, что корабли должны были стартовать как минимум на два месяца раньше, точнее, на первые дни июня 1963 года.

-6

5 июня был запланирован старт корабля «Восток», но помешал шквальный ветер, из-за которого произошло ряд неполадок. Позже стартовать помешала солнечная активность, которую обнаружили ученые.

Затем снова были найдено ряд неисправностей и только 14 июня, с задержкой в три часа «Восток-5» с космонавтом Быковым на борту стартовал с космодрома Байконур.

Быковский очень профессионально отреагировал в ситуации, когда оказалось, что корабль изначально не правильно вышел на нужную высоту орбиты, что грозило самопроизвольно «свалиться» в атмосферу.

Пилот, быстро приспособившись к невесомости, управлял кораблем на ручном режиме, при этом выполнял все необходимые работы, намеченные центром.

Старт «Чайки»

Когда «Восток-5» успешно стартовал, пришла очередь другого, дублирующего корабля, «Восток-6», которым должна была управлять Терешкова.

-7

Стар был назначен на 16 июня и здесь, к огромному облегчению всего Звездного городка, все прошло четко по плану и главное в точности по времени.

«Чайка» такой позывной дали Терешковой уверено справлялась с возложенными на нее задачами и точно по времени вывела корабль на расчетную орбиту.

Четкая внятная связь, уверенный голос, правильное выполнение команд привели Каманина в восторг: «…Терешкова намного лучше Поповича и Николаева стартовала…» написал позже генерал в своих докладных документах.

А вот дальше пошли «сюрпризы» которые заставили нервничать не только Каманина и Королева, но и всю команду обеспечивающих полет Терешковой.

Только значительно позже вся правда о вторых сутках полета Терешковой будет раскрыта и то, не факт что в полном объеме.

Оказывается, Валентина Владимировна чувствовала себя во время полета очень плохо и неуверенно: ее тошнило, она плохо адаптировалась в невесомости и даже сорвала часть возложенных на нее научных экспериментов.

-8

Дальше, из-за солнечных вспышек появилась еще одна проблема, сложная и практически не разрешимая. Дело в том, что космос по-своему реагировал на всплеск солнечных аномалий.

Атмосфера Земли становилась более плотной, что стало причиной уменьшения скорости корабля и нагрева его обшивки. Требовалось срочно переходить на ручное управление, но у Терешковой из-за плохого самочувствия ничего не получалось.

Госкомиссия решает досрочно, на 82-м витке сажать корабль Быковского, а «Восток-6» на 49. Когда члены управления по телевизионной связи увидели состояние Терешковой, а она настолько была уставшей, что постоянно засыпала, у многих возникло сомнение, сможет ли Валентина Владимировна вручную посадить корабль.

Радовало лишь только то, что Терешкова не теряла самообладания и уверенности. Когда она сказала, что если она немного поспит и ей дадут время отдохнуть и успокоится, то все что требуется, она сделает.

Гагарин оставался твердым своему слову: он никогда и ни при каких обстоятельствах не оставлял своих друзей с проблемой один на один.

Он лично составил инструкцию и потребовал отчетности за выполнение каждого из пункта, шаг за шагом. Когда на 45-м витке (19 июня) в 7 ч 40 мин от Валентины пришел доклад, что она смогла справиться с управлением, все вздохнули с облегчением: по всем трем осям для посадки корабль был сориентирован.

И все же, на этом проблемы не закончились, так как в самый сложный момент при погружении корабль в атмосферу отказала связь. Терешкова доложила, что двигатель тормозной системы сработал автоматически, но ее никто в центре связи не услышал.

Специалисты, хотя все системы при спуске сработали идеально, из-за того что не могли полностью контролировать спуск, не находили себе места.

Только когда капсула и сама Терешкова приземлились в районе предполагаемой посадки, при этом примерно в том же месте, где приземлился спускаемый аппарат, все смогли облегченно вздохнуть: наконец-то этот кошмар закончился благополучно.

-9

На самом деле, посадка получилась далеко не мягкой и Терешкова во время приземления сильно ушибла коленом лицо, из-за чего под глазом моментально расплылся синяк.

Когда местные жители помогли снять скафандр, они увидели что у девушки кроме синяка, также был разбит нос. И все равно, все были счастливы: советские люди доказали на деле, что могут справиться с любыми, даже самыми сложными задачами.

В нарушение все медицинских инструкций Валентина приняла угощение от местных жителей, жареную картошку и лук. С детства вид любимого лакомства вызвало сильный аппетит, и девушка не смогла перебороть желание наконец-то нормально поесть.

Еще одним нарушением стало то, что Терешкова пыталась дописать бортовой журнал уже после приземления, что являлось грубейшим нарушением. После долгих разбирательств Терешкову наконец-то перестали истязать морально, хотя физически Валентина тоже была измотана.

Долгое время комиссия не решалась в открытую публиковать ход полета и проблемы, которые возникли.

-10

Многие считали тогда, да и сейчас тоже, что Терешкова «провалила» большую часть намеченных задач и за то, что она не справилась с заданиями даже на половину, ее следовало было исключить не только из рядов космонавтов, но и партии.

Медики считали, что если бы Валентина призналась изначально, что она попросту испугалась ответственности, то все могло бы быть по-другому. Ей неоднократно задавали вопросы о том, почему она в самом начале не признавалась, что полностью потеряла контроль над собой и своими чувствами.

Медики и ученые, подготавливавших программу открыто Терешкову обвинили о срыве намеченных планов и невыполнении поставленных задач. Это как раз, та часть правды, которая должна была оставаться секретом под семью замками.

О правде знали только на самом верху, всем же остальным четко дали указание хранить услышанное и увиденное в тайне. Только в 2023 году большую часть отчетных документов решили рассекретить, по той простой причине, что такие тайны уже не было смысла хранить в архивах с грифом «секретно».