«Сибирский. Новостной» продолжает знакомить своего читателя с удивительными судьбами людей, чья воля и талант преобразили бескрайние сибирские пространства. Мы уже рассказывали об исследователях и врачах, изобретателях и меценатах. Сегодня пришло время истории о человеке, который подарил Сибири целый город. Город посреди на краю земли! Знакомьтесь: Витольд Непокойчицкий – архитектор, бросивший вызов самой природе и построивший в заполярной тундре маленький Питер.
Витольд Непокойчицкий прибыл в Норильск в начале 1939 года. Тогда его взору предстало суровое зрелище: лагерное поселение, затерянное в бескрайней заполярной тундре, где о градостроительстве в привычном смысле слова не могло быть и речи. Молодой ленинградский архитектор, выросший среди величественных ансамблей Северной столицы, увидел вместо города скопление бараков, покорно отдавшихся во власть снежных бурь. Именно этот контраст между утончённой культурой имперского Петербурга и грубой реальностью Заполярья определил его главную жизненную миссию – преобразовать лагерный посёлок в полноценный город.
Наследник ленинградской школы
Витольд Станиславович Непокойчицкий родился 27 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его судьба, казалось, была предопределена самой атмосферой города на Неве – центра классической архитектуры. Витольд окончил ленинградский художественный техникум, а затем – Ленинградский институт инженеров промышленного строительства. До своего отъезда в Норильск он успел поработать и художником, и архитектором в родном городе, впитав принципы ленинградской архитектурной школы, которую впоследствии считал единственно правильной.
В 1939 году его профессиональный путь совершил резкий поворот. С подачи начальника Норильского комбината Авраамия Завенягина, мечтавшего о создании в Заполярье «социалистического города-сада», Непокойчицкий был «выписан» из Ленинграда для работы в проектной организации комбината. Идея Завенягина была грандиозна: построить полноценный город с комбинатом полного цикла. Для её реализации требовался человек с нестандартным мышлением и крепкой творческой волей. Так петербуржец оказался у Полярного круга.
Генеральный план и борьба со стихией
Главной задачей Непокойчицкого стала разработка генерального плана города, рассчитанного на 32 тысячи жителей. Об этом мы поговорили (и довольно подробно) в рамках другого нашего проекта.
Итак, план, созданный в 1940 году, был не просто схемой размещения зданий – это была продуманная концепция, учитывавшая суровые местные условия. Архитектор столкнулся с проблемами, немыслимыми для его коллег в средней полосе России: вечная мерзлота, шквальные ветра и колоссальные снежные заносы.
Первоначально рассматривался принцип «ветрозащитной» застройки, при котором улицы располагались бы вдоль преобладающих ветров, чтобы снег выметался за пределы жилых районов. Однако практика быстро показала несостоятельность этой идеи: ветра были слишком сильны, а снега слишком много. Непокойчицкий предложил иное решение: замкнутые и компактные кварталы, которые могли бы стать щитом от арктической стихии. Эта квартальная застройка и определила уникальный облик центра Норильска.
Другой амбициозной, но нереализованной идеей был парк из массивных деревьев, который должен был опоясать город, выполняя роль естественной ветрозащиты. Однако деревья нужной толщины в условиях Заполярья прижиться не смогли, и от плана города-сада, в конце концов, пришлось отказаться. Стоит добавить, что каждое архитектурное решение приходилось отстаивать в борьбе не только с природой, но и с московской бюрократией. Все проекты требовали согласования с профильным министерством в Москве, что часто приводило к долгим проволочкам или полному отказу от социально значимых объектов.
Союз архитекторов и единомышленников
Тем не менее, в своём подвижничестве Витольд Непокойчицкий был не одинок. Рядом с ним всегда находилась его жена и соратник – архитектор Лидия Миненко. Вместе они стали творческим тандемом, принявшим активнейшее участие в создании исторической части Норильска.
Их совместными проектами стали ансамбли Гвардейской и Октябрьской площадей, Ленинского проспекта. Они-то по сей день и создают ощущение маленького Петербурга, обосновавшегося в Заполярье вопреки всем вызовам природы.
Работа в условиях острой нехватки ресурсов требовала недюжинной изобретательности. В 1950-х годах, когда главным приоритетом было жильё, объекты соцкультбыта приходилось «прятать» внутри жилых зданий. Благодаря смекалке норильских архитекторов в обычных с виду домах разместились Дворец пионеров, Дом техники, кинотеатры с колонными залами и дворцовыми лестницами. Только парадные входы выдавали их истинное предназначение.
Порой архитекторам удавалось проявить творческую хитрость. К примеру, к зданию музыкальной школы в ходе строительства неожиданно для самого главного архитектора «пристроили» концертный зал и несколько дополнительных этажей. Комплекс из отдельно стоящих зданий – музыкальной школы, кинотеатра им. Ленина, Дворца культуры и бассейна, выстроившихся на одной оси – юморные северяне прозвали «шашлык Непокойчицкого».
Битва за «сталинский ампир»
Расцвет творчества Непокойчицкого пришёлся на послевоенные годы, когда советская архитектура обратилась к классическому наследию. В Норильске, как и во всей стране, это вылилось в эпоху «сталинского ампира». Непокойчицкий задумал город как систему архитектурных ансамблей, где главной осью служил Ленинский проспект с цепью площадей. Октябрьская площадь с её вертикальными башнями-«воротами», Гвардейская площадь с циркульным планом, Комсомольская площадь с симметрично расположенными зданиями – каждая имела свой уникальный характер.
Для реализации проектов привлекались талантливые зодчие, оказавшиеся в Норильске не по своей воле, в том числе заключённые Норильлага. Среди них были ведущие архитекторы союзных республик, такие как Геворк Кочар-Кочарян и Микаэл Мазманян. Благодаря их мастерству норильские «сталинки» обрели уникальный облик, а исторический центр города сегодня признан архитектурным шедевром Заполярья.
Однако после смерти Сталина и начала борьбы с «архитектурными излишествами» золотой век норильской архитектуры закончился. В 1958 году квартальная застройка Непокойчицкого была раскритикована в Госстрое СССР и город стал постепенно утрачивать прежнюю индивидуальность. Непокойчицкий, занимавший пост главного архитектора до 1973 года, с горечью наблюдал за этими переменами.
Память, вмурованная в камень
Витольд Непокойчицкий уехал из Норильска в 1973 году, оставив после себя не просто город, а уникальный градостроительный памятник. И Норильск, желая доказать, что помнит своего создателя, в 1975 году присвоил ему звание почётного гражданина. А в 1966 году Непокойчицкий стал лауреатом Ленинской премии – высшего признания его профессиональных заслуг. Но важнее официальных званий – живая память, которая хранится в стенах домов, в очертаниях площадей и проспектов. Комплексы застройки Ленинского проспекта, Октябрьской и Гвардейской площадей сегодня являются объектами культурного наследия регионального значения.
Витольд Непокойчицкий скончался в 1987 году в посёлке Сясьстрой Ленинградской области, но его главный памятник остался стоять за Полярным кругом. Он не водил экспедиции и не оперировал больных. Его инструментом был карандаш архитектора, а полем боя – вечная мерзлота. Этот человек доказал, что даже в самых суровых условиях можно создать среду, наполненную красотой и человеческим смыслом. Его Норильск, этот маленький Питер в тундре – памятник не только архитектурному гению, но и несгибаемой воле человека, который видел будущее там, где другие видели лишь пустыню холода.
Заглавная иллюстрация: Коллаж «Сибирский. Новостной»