Найти в Дзене
Сибирский. Новостной

Витольд Непокойчицкий: архитектор, подаривший Заполярью маленький Питер

Оглавление
Рассказываем о человеке, бросившем вызов  вечной мерзлоте и создавшем город в духе ленинградской классики
Рассказываем о человеке, бросившем вызов вечной мерзлоте и создавшем город в духе ленинградской классики

«Сибирский. Новостной» продолжает знакомить своего читателя с удивительными судьбами людей, чья воля и талант преобразили бескрайние сибирские пространства. Мы уже рассказывали об исследователях и врачах, изобретателях и меценатах. Сегодня пришло время истории о человеке, который подарил Сибири целый город. Город посреди на краю земли! Знакомьтесь: Витольд Непокойчицкий – архитектор, бросивший вызов самой природе и построивший в заполярной тундре маленький Питер.

Витольд Непокойчицкий прибыл в Норильск в начале 1939 года. Тогда его взору предстало суровое зрелище: лагерное поселение, затерянное в бескрайней заполярной тундре, где о градостроительстве в привычном смысле слова не могло быть и речи. Молодой ленинградский архитектор, выросший среди величественных ансамблей Северной столицы, увидел вместо города скопление бараков, покорно отдавшихся во власть снежных бурь. Именно этот контраст между утончённой культурой имперского Петербурга и грубой реальностью Заполярья определил его главную жизненную миссию – преобразовать лагерный посёлок в полноценный город.

Норильск сегодня. Фото: m.fotostrana.ru / Сергей Токарев
Норильск сегодня. Фото: m.fotostrana.ru / Сергей Токарев

Наследник ленинградской школы

Витольд Станиславович Непокойчицкий родился 27 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его судьба, казалось, была предопределена самой атмосферой города на Неве – центра классической архитектуры. Витольд окончил ленинградский художественный техникум, а затем – Ленинградский институт инженеров промышленного строительства. До своего отъезда в Норильск он успел поработать и художником, и архитектором в родном городе, впитав принципы ленинградской архитектурной школы, которую впоследствии считал единственно правильной.

Непокойчицкий в молодости. Источник: gazetazp.ru
Непокойчицкий в молодости. Источник: gazetazp.ru

В 1939 году его профессиональный путь совершил резкий поворот. С подачи начальника Норильского комбината Авраамия Завенягина, мечтавшего о создании в Заполярье «социалистического города-сада», Непокойчицкий был «выписан» из Ленинграда для работы в проектной организации комбината. Идея Завенягина была грандиозна: построить полноценный город с комбинатом полного цикла. Для её реализации требовался человек с нестандартным мышлением и крепкой творческой волей. Так петербуржец оказался у Полярного круга.

Генеральный план и борьба со стихией

Главной задачей Непокойчицкого стала разработка генерального плана города, рассчитанного на 32 тысячи жителей. Об этом мы поговорили (и довольно подробно) в рамках другого нашего проекта.

Итак, план, созданный в 1940 году, был не просто схемой размещения зданий – это была продуманная концепция, учитывавшая суровые местные условия. Архитектор столкнулся с проблемами, немыслимыми для его коллег в средней полосе России: вечная мерзлота, шквальные ветра и колоссальные снежные заносы.

Первоначально рассматривался принцип «ветрозащитной» застройки, при котором улицы располагались бы вдоль преобладающих ветров, чтобы снег выметался за пределы жилых районов. Однако практика быстро показала несостоятельность этой идеи: ветра были слишком сильны, а снега слишком много. Непокойчицкий предложил иное решение: замкнутые и компактные кварталы, которые могли бы стать щитом от арктической стихии. Эта квартальная застройка и определила уникальный облик центра Норильска.

На одном из первых генеральных планов Норильска хорошо видно замысел архитектора
На одном из первых генеральных планов Норильска хорошо видно замысел архитектора

Другой амбициозной, но нереализованной идеей был парк из массивных деревьев, который должен был опоясать город, выполняя роль естественной ветрозащиты. Однако деревья нужной толщины в условиях Заполярья прижиться не смогли, и от плана города-сада, в конце концов, пришлось отказаться. Стоит добавить, что каждое архитектурное решение приходилось отстаивать в борьбе не только с природой, но и с московской бюрократией. Все проекты требовали согласования с профильным министерством в Москве, что часто приводило к долгим проволочкам или полному отказу от социально значимых объектов.

Союз архитекторов и единомышленников

Тем не менее, в своём подвижничестве Витольд Непокойчицкий был не одинок. Рядом с ним всегда находилась его жена и соратник – архитектор Лидия Миненко. Вместе они стали творческим тандемом, принявшим активнейшее участие в создании исторической части Норильска.

Витольд Непокойчицкий и Лидия Миненко. Источник: ttelegraf.ru
Витольд Непокойчицкий и Лидия Миненко. Источник: ttelegraf.ru

Их совместными проектами стали ансамбли Гвардейской и Октябрьской площадей, Ленинского проспекта. Они-то по сей день и создают ощущение маленького Петербурга, обосновавшегося в Заполярье вопреки всем вызовам природы.

Работа в условиях острой нехватки ресурсов требовала недюжинной изобретательности. В 1950-х годах, когда главным приоритетом было жильё, объекты соцкультбыта приходилось «прятать» внутри жилых зданий. Благодаря смекалке норильских архитекторов в обычных с виду домах разместились Дворец пионеров, Дом техники, кинотеатры с колонными залами и дворцовыми лестницами. Только парадные входы выдавали их истинное предназначение.

Порой архитекторам удавалось проявить творческую хитрость. К примеру, к зданию музыкальной школы в ходе строительства неожиданно для самого главного архитектора «пристроили» концертный зал и несколько дополнительных этажей. Комплекс из отдельно стоящих зданий – музыкальной школы, кинотеатра им. Ленина, Дворца культуры и бассейна, выстроившихся на одной оси – юморные северяне прозвали «шашлык Непокойчицкого».

Большинство зданий, составляющие «шашлык Непокойчицкого», построены вопреки указаниям главного архитектора. Фото: телеграм-канал «Неизвестный Норильск. Факты»
Большинство зданий, составляющие «шашлык Непокойчицкого», построены вопреки указаниям главного архитектора. Фото: телеграм-канал «Неизвестный Норильск. Факты»

Битва за «сталинский ампир»

Расцвет творчества Непокойчицкого пришёлся на послевоенные годы, когда советская архитектура обратилась к классическому наследию. В Норильске, как и во всей стране, это вылилось в эпоху «сталинского ампира». Непокойчицкий задумал город как систему архитектурных ансамблей, где главной осью служил Ленинский проспект с цепью площадей. Октябрьская площадь с её вертикальными башнями-«воротами», Гвардейская площадь с циркульным планом, Комсомольская площадь с симметрично расположенными зданиями – каждая имела свой уникальный характер.

Башни Октябрьской площади – одна из визитных карточек Норильска. Источник: sdelanounas.ru
Башни Октябрьской площади – одна из визитных карточек Норильска. Источник: sdelanounas.ru

Для реализации проектов привлекались талантливые зодчие, оказавшиеся в Норильске не по своей воле, в том числе заключённые Норильлага. Среди них были ведущие архитекторы союзных республик, такие как Геворк Кочар-Кочарян и Микаэл Мазманян. Благодаря их мастерству норильские «сталинки» обрели уникальный облик, а исторический центр города сегодня признан архитектурным шедевром Заполярья.

По Ленинскому проспекту приятно прогуляться в любое время года. Фото: Сергей Токарев
По Ленинскому проспекту приятно прогуляться в любое время года. Фото: Сергей Токарев

Однако после смерти Сталина и начала борьбы с «архитектурными излишествами» золотой век норильской архитектуры закончился. В 1958 году квартальная застройка Непокойчицкого была раскритикована в Госстрое СССР и город стал постепенно утрачивать прежнюю индивидуальность. Непокойчицкий, занимавший пост главного архитектора до 1973 года, с горечью наблюдал за этими переменами.

Память, вмурованная в камень

Витольд Непокойчицкий уехал из Норильска в 1973 году, оставив после себя не просто город, а уникальный градостроительный памятник. И Норильск, желая доказать, что помнит своего создателя, в 1975 году присвоил ему звание почётного гражданина. А в 1966 году Непокойчицкий стал лауреатом Ленинской премии – высшего признания его профессиональных заслуг. Но важнее официальных званий – живая память, которая хранится в стенах домов, в очертаниях площадей и проспектов. Комплексы застройки Ленинского проспекта, Октябрьской и Гвардейской площадей сегодня являются объектами культурного наследия регионального значения.

Непокойчицкий на оз. Глубокое. Фото: norilskmuseum.ru
Непокойчицкий на оз. Глубокое. Фото: norilskmuseum.ru

Витольд Непокойчицкий скончался в 1987 году в посёлке Сясьстрой Ленинградской области, но его главный памятник остался стоять за Полярным кругом. Он не водил экспедиции и не оперировал больных. Его инструментом был карандаш архитектора, а полем боя – вечная мерзлота. Этот человек доказал, что даже в самых суровых условиях можно создать среду, наполненную красотой и человеческим смыслом. Его Норильск, этот маленький Питер в тундре – памятник не только архитектурному гению, но и несгибаемой воле человека, который видел будущее там, где другие видели лишь пустыню холода.

Заглавная иллюстрация: Коллаж «Сибирский. Новостной»

Наука
7 млн интересуются