"Покои молодых" в Юсуповском дворце меня интересовали прежде всего, как дом Феликса Юсупова. Как, в его понимании, должен был выглядеть уютный дом?
Рассказ будет с фотографиями этих комнат, но и историю его свадьбы я тоже расскажу, а потом о том, как и где они собирались жить.
Напомню, что свадьба состоялась в 1914 году. Этот год был началом конца Императорской России.
Как вы понимаете, свадьба племянницы императора Николая II громкое событие, да и жених был из самой богатой и известной семьи России.
Дату назначили на 9/22 февраля 1914 года, местом свадьбы - Аничков дворец, где жила бабушка Ирины вдовствующая императрица Мария Федоровна.
Подготовка к свадьбе заняла всего 2 месяца, что было не таким большим сроком для свадьбы такого уровня. Но в историю она вошла, не как роскошная свадьба двух молодых людей из знатных семей, а как последняя свадьба Императорского Дома Романовых.
Подвенечный Иринин наряд был великолепен: платье из белого сатина с серебряной вышивкой и длинным шлейфом, хрустальная диадема с алмазами и кружевная фата от самой Марии-Антуанетты.
Быть во фраке среди бела дня я не желал и хотел венчаться в визитке, но визитка возмутила родственников. Наконец, униформа знати — черный редингот с шитыми золотом воротником и обшлагами и белые панталоны — устроила всех» [В.Ф.Ю., 151].
Перед самой церемонией Ирина Александровна подписала отречение от престола, подчиняясь правилу бракосочетания членов царской фамилии с лицами некоролевской крови.
«Впрочем, не огорчилась» [В.Ф.Ю., 151]
Еще немного из истории свадьбы Феликса и Ирины. Это из воспоминаний великой княгини Ксении, матери Ирины:
9 февраля, свадьба — Ст. Петербург. Она уехала, наша душечка и радость, Боже мой, что за пустота в доме (и в душе!) после всех excitements (волнений) и суеты последних дней. Только бы Господь благословил их счастье и жизнь — это главное — остальное ничего.
Она не была с нами у обедни: проспала, так как долго не могла заснуть вчера, плакала, бедненькая! Завтракали одни. Потом ее долго причесывали.
Множество народу собралось ее смотреть на нее — все девушки-старушки {стар. — старые горничные}. Мы ее благословили в нашей спальне и тронулись в путь. Нам дали парадную карету (цугом). Все уже ждали.
Мама и Ники — ее посаженные мать и отец.
Мы прошли через все залы, впереди шел Вася {великий князь Василий Александрович, младший брат невесты} с образом (такой душка!), Ники вел Ирину, а я шла за ним с Мама, которую Сандро вел под руку.
Разговор у меня сегодня идет о жилье этой юной пары, я указала на то, что это последняя свадьба семьи Романовых для того, чтобы было понятно, почему же они так и не обустроили до конца свой дом и не обжили его.
Феликс Юсупов, к радости его матери Зинаиды Николаевны Юсуповой, решил жить в своем дворце на Мойке. Может быть, это было и решение его родителей? В любом случае, свою квартиру они начали обустраивать именно там.
Есть еще предположение, что мать Феликса Зинаида Николаевна хотела, чтобы её единственный сын был рядом с ней, чтобы он был у неё на виду. Наверное, хотела присмотреть за ним, ведь она так и не оправилась после гибели старшего сына Николая.
Старшие Юсуповы освободили для молодоженов бельэтаж в левой части дворца. Феликс, чтобы выделить своё жилье распорядился сделать отдельный вход.
В прихожую вела невысокая беломраморная лестница с изваяниями. Направо — приемные залы с окнами на набережную...
В целом, стиль всегда от Луи-Сез {Авт: Луи XVI} к ампиру. Этот стиль всегда оставался моим любимым.
На двор выходила часовня и наши с Ириной комнаты: спальня, Иринин будуар..., мозаичный бассейн и комнатка, ...с горками для Ирининых драгоценностей.
Налево из прихожей я устроил жилье в духе временного пристанища на случай, если окажусь в Петербурге один...» [В.Ф.Ю., 149–150].
Как это часто бывает, молодым хочется создать своё новое современное, вкусы родителей уважаются, но частенько считаются старомодными.
У Феликса Юсупова, кроме безграничного бюджета, был еще и отменный художественный вкус.
И, если его родителям нравился интерьер созданный архитектором А.П.Вайтенсом, кстати выполненный в 1913 году, то есть буквально за год до свадьбы Феликса, то у молодых вкусы были другие.
Он пригласил начинающего архитектора А.Я. Белобородова с группой его единомышленников. Надо отметить, что Феликс Юсупов мог видеть зарождающийся талант, он каким-то образом видел способности у начинающих архитекторов, художников.
Для Белобородова эталоном были русский ампир и культура александровских времен.
Я не архитектор, не дизайнер, мне сложно определить стиль покоев Феликса. Но историки отмечают здесь веяния «Серебряного века».
Теперь покажу вам, как выглядела эта квартира.
Большая гостиная Феликса Юсупова. Это единственное помещение, вытянутое в плане вдоль набережной.
Во дворе были часовня и наши собственные апартаменты: спальня и будуар Ирины выходили на юг, мозаичный бассейн и маленькая гардеробная… с витринами для драгоценностей Ирины.
Это Малая гостиная или будуар Ирины.
Ее альковная часть называется Серебряным будуаром, отделка сусальным серебром. Со временем серебро приобрело медный оттенок.
Из будуара попадаем в спальню Ирины. Окна комнаты выходят во двор. Спальня разделена аркой на две части, в одной находится кровать, потолок над кроватью украшен росписью в виде цветочной гирлянды.
Для спальни специально создали гарнитур амарантового дерева, но он не сохранился до наших дней.
Интересно, цела ли оригинальная кровать сейчас? И, если да, то где находится? Ведь это не шкатулка, её нельзя было просто так вынести.
Есть только информация, что после революции вся мебель спальни Ирины Юсуповой была утрачена и тот гарнитур, что мы видим сегодня, он не оригинальный, это гарнитур начала XX века.
Из того, что было при Юсуповых - это плафон на потолке и камин.
Как раз справа от камина находится дверь, которая ведет в так называемую "Пещеру Алладина", где хранились драгоценности Ирины и Рисовальную комнату. Ирина увлекалась живописью.
В те времена стены "Пещера Алладина" были обтянуты шелком цвета стали. Здесь когда-то были ниши с металлическими дверями, где хранились драгоценности. Двери открывались нажатием секретной кнопки.
Сегодня мы можем увидеть только копию свадебной тиары Ирины, выполненную московским ювелирным домом "Аксенов" и подаренную музею.
Тиара сделана из серебра, украшена бесцветными топазами и горным хрусталем. Оригинальная тиара была изготовлена из платины, бриллиантов и горного хрусталя.
Где же настоящая тиара Ирин Юсуповой, которая выполнена ювелирным домом Картье, в то время совсем неизвестным?(Помните, я говорила вам о способности Феликса видеть шедевры, предполагаю, что и в данном случае он участвовал в выборе тиары).
Её Юсуповым удалось вывезти с собой в эмиграцию. После 1925 года её следы теряются. Знаю, что Юсуповы в эмиграции продали многие свои драгоценности, предполагаю, что и она была продана.
Идем дальше.
Спальня Ирины соединена с ванной комнатой и туалетом, в котором (это просто невероятно) сохранилась оригинальная деревяная обивка.
Сохранился и пол в ванной, а вот сама ванная на бронзовых ножках, предметы мебели - они все подобраны по историческим аналогам.
Это кабинет с бассейном, он принадлежал Феликсу Юсупову.
Почему кабинет сделан с бассейном, мне не понятно, ведь кабинет это, вроде, как рабочий уголок в доме, а бассейн это отдых?
Но у Феликса Юсупова видимо были какие-то свои думы на этот счет. В комнате, кроме бассейна мраморный камин, угловая горка и гарнитур красного дерева.
Если пройти по небольшому коридору, то попадешь в Малый танцевальный зал.
Колонны из светло-коричневого искусственного мрамора делят зал на две неравные части.
Рядом с Танцевальным залом находится Большая гостиная Феликса. Здесь хорошо сохранилась свою отделку - роспись плафона и пилястр.
Я так и не поняла, что из того, что мы видим сегодня оригинальное? Во времена Юсуповых в этой гостиной находились произведения искусства и стояла изысканная мебель.
Как я уже говорила, Феликс сделал отдельный вход в свою квартиру. На их половину можно было попасть через малый парадный вестибюль с набережной реки Мойки.
После революции эту часть дворца, которую Феликс Юсупов обустраивал для своей семьи, решили не считать музейной ценностью, посчитав, что это современное помещение. Многое из оригинальной мебели было утрачено.
В 1918 году дворец был национализирован, здесь открыли историко-бытовой музей.
В 1925 году его передали работникам просвещения. Когда музей во дворце закрыли, картины и предметы искусства передали в Эрмитаж и Русский музей.
В 1935 году дворец признан историко-художественным памятником союзного значения. Еще через несколько лет во дворце открыли Центр творческого досуга интеллигенции, позднее Дом учителя.
Сегодня это музей.
О семье Феликса и Ирины Юсуповых я рассказывала в статье.
Мой Телеграм, где я делюсь фотографиями и видео моих прогулок по городу, его музея и паркам - канал СофьяПетербургиЯ.
"Ваша Софья ♥️, если понравился рассказ 👉 это ссылка на Донаты".