История французского среднего танка AMX M4, позже переименованного в AMX 50
То, что французы не искали легких путей при создании своих боевых машин, секретом не является. Одна только история создания "боевого" танка Char B чего стоит. Чем всё это закончилось, известно хорошо. Казалось бы, печальная история французского танкопрома, который встретил май 1940 год в крайне скверном состоянии, чему-то должна была научить французских военных. Как оказалось, казалось. Бодро рестартовав в 1944 году программу создания нового танка, далее французы завязли. Основная масса фирм-разработчиков больше занималась бумажной работой, некоторые отвалились на этой стадии.
Стоит отметить, что еще летом 1945 года выявился явный фаворит в конкурсе на создание французского аналога Pz.Kpfw.Panther. Им стала AMX (Ateliers de construction d'Issy-les-Moulineaux), под которую, собственно, и писались ТТТ на 50-тонный танк. Но чтобы AMX M4 воплотился в металле, понадобилось 5 лет. При этом танк изменился до неузнаваемости, особенно что касается его башни. Да и название его изменилось. По ходу разработки AMX M4 превратился в AMX 50, пожалуй, самый необычный средний танк послевоенного периода (точнее, условно средний).
Одной из проблем, с которой столкнулись французы, являлась постоянно растущая боевая масса. И ладно бы, если это оказалось связанным с ростом броневой защиты. Напротив, к 1948 году броневая защита AMX M4 сравнялась с Pz.Kpfw.Panther, а вот боевая масса достигла 54,6 тонн, то есть стала почти на 10 тонн больше. Связано это оказалось с тем, что габариты корпуса и особенно башни стали существенно больше. Прямой намек, кстати, куда бы привело развитие немецкий перспективный танк E-50. Там бы получились те же примерно 55 тонн, если не больше. Между тем, к концу 1948 года появилась идея, которая заметно меняла облик танка. Связана она оказалась с башней.
Еще в 1939-40 годах французские инженеры экспериментировали с качающимися башнями. Впервые такую башню реализовали на бронемашине Panhard 201, но она осталась опытной. Идея никуда не делась, Panhard 201 позже переродился в Panhard EBR. Между тем, после окончания войны появился запрос на 12-тонный авиадесантный танк. Одной из особенностей танка стало использование качающейся башни, которая получила механизированное заряжание. Разработали башню на FAMH (Forges et Aciéries de la Marine et d'Homécourt, более известна как Saint-Chamond), причем эта самая башня предназначалась сразу для нескольких танков. Из них известность получил AMX 12t, первые его эскизы датированы ноябрем 1946 года. Далее данный проект трансформировался в AMX 13, один из самых известных и массовых послевоенных легких танков.
Следующим, логичным шагом стала разработка схожей башни уже для средних танков. Не стоит забывать, что AMX M4 был фаворитом, но отнюдь не единственным участником конкурса. Lorraine и SOMUA (Schneider) никуда не делись, и весь ассортимент башен был доступен для других шасси. Впервые Tourelle Oscillante de 90 mm (или Tourelle St. Chamond) появилась в конце 1948 года, но к шасси AMX M4 ее примерили чуть позже - в марте 1949 года. Тогда же была проработана версия танка с усиленной лобовой броней корпуса. Она достигла впечатляющих 180 мм, правда, и масса танка выросла до 57800 кг. После некоторого колебания от усиления броневой защиты отказались, а вот качающаяся башня с окончательно сменила "нормальную" башню Schneider.
Стоит отметить, что качающаяся башня разработки FAMH оказалась компактнее, чем башня Schneider. За счет того, что не требовалась большая кормовая ниша для укладки снарядов, общая длина значительно уменьшилось. За вращение башни отвечал отдельный мотор Maybach мощностью 55 лошадиных сил. С другой стороны, внешняя компактность совершенно не означала уменьшение массы башни. Согласно схеме, масса обеих башен оценивалась примерно одинаково – чуть менее 13 тонн. Для сравнения, башня Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B весила 13,5 тонн. Связано это напрямую с начинкой башни, то есть механизмом заряжания.
Окончательно с AMX M4 определились еще в 1949 году. Взвесив все за и против, корпус оставили в конфигурации 1947 года, сохранив толщину брони лобовой части 80 мм. Одновременно из верхнего лобового листа была убран курсовой пулемет вместе с его установкой (хотя при изготовлении опытного корпуса видно, что исходно под курсовой пулемет сделали вырез). Формально помощник механика-водителя остался, но теперь он ездил в качестве балласта. Уже тогда возникли сомнения в необходимости пятого члена экипажа. Толщина башенной брони составляла 120 мм в лобовой части и 60 мм по бортам. Для удобства демонтажа орудия бронировка орудия была сделана съемной.
В конце 1949 года танк, наконец, был построен. Боевая масса машины составила порядка 52 тонн, много, но вообще тот же Centurion Mk.3 весил всего на пару тонн меньше, а по корпусу был примерно таким же высоким. Конечно, масса по сравнению с исходным проектом немного выросла, тем не менее, благодаря 1000-сильному двигателю Maybach 295 динамические характеристики совпали с расчетными. На испытаниях, начавшихся в 1950 году, машина разогналась до 51 км/ч на шоссе, а по проселку ездила со скоростью до 35 км/ч.
Таким образом, спустя около 5 лет разработки французская армия могла получить вполне адекватный танк, который однозначно годился в качестве потенциальной замены ARL 44. С последним дела оказались совсем плохи, поскольку серийное производство затянулось, а отзывы из войск шли совсем не лестные. Правда, как раз к моменту, когда AMX M4 вышел на испытания, французских военных новых танк уже не совсем устраивал. На сей раз речь шла про его вооружение.
Связано это оказалось с тем, что в 1950 году на базе AMX M4 стали прорабатывать истребитель танков. Название это крайне условное, поскольку фактически речь шла о танке. Вместо качающейся башни FAMH предполагалось установить довольно крупную башню литой конструкции, в которую устанавливалась 100-мм пушка. Переделывался и корпус: носовая часть получала "шевронный" лобовой лист, здорово напоминающий ИС-3. Подобно советскому тяжелому танку, в корпусе оставался только механик-водитель. Визуально башня смещалась немного вперед, но на деле это не так.
О том, что название «истребитель танков» крайне условное, говорит тот факт, что проект предполагался в нескольких вариантах. При массе в 51,2 тонны толщина лобовой брони достигала 45 мм. Впрочем, это был лишь финальный вариант проекта, которому предшествовали гораздо более тяжелые машины. И предшественники, датированные весной 1950 года, однозначно указывались танками. Внешне они повторяли более легкую машину, зато масса возрастала до 70 тонн. Естественно, рост массы шел за счет увеличения брони. Дальше бумаги все эти наработки не пошли, но в дальнейшем отдельные элементы, в особенности лобовая часть корпуса "шевронного" типа, оказались востребованы и реализованы в металле.
Самое же главное, что осталась 100-мм пушка, которую французские военные захотели уже на AMX M4 (точнее, для всех танков, где стояла башня FAMH). Орудие с начальной скоростью снаряда 1060 м/с очень приглянулось французским военным, поскольку обладало более высокой пробиваемостью, чем 90-мм пушка. С таким орудием AMX M4 мог бороться практически с любым танком того периода. К 6 июня 1950 года был подготовлен эскизный проект Char M4, оснащенный 100-мм пушкой. Согласно расчетам, боекомплект танка должен был составлять 60 унитаров, из них 14 (9 в "барабане", еще 5 в кормовой нише) находилось внутри башни.
За счет установки нового орудия масса башни выросла до 15 тонн, а общая масса танка до 53,7 тонн. Военных это нисколько не смутило, так что уже к концу 1950 года прототип AMX M4 перевооружили на 100-мм пушку. При перевооружении от идеи съемной бронировки отказались, сделав носовую часть единой деталью. Испытания показали, что идея с перевооружением оказалась успешной. Тогда же изменился и индекс машины. M4 исчезло из его названия, машину стали именовать Char Moyen de 50 tonnes AMX, которое позже трансформировалось в AMX 50. Часто ее называют AMX 50-100, но такой индекс в реальности не использовался.
По итогам испытаний бывшего AMX M4 было принято решение о постройке двух опытных образцов улучшенного AMX 50. Несколько изменилась конструкция башни, а также чуть переделали форму лобового листа корпуса. Боевая масса танка после всех переделок достигла 55 тонн. Уже в апреле 1951 года первый построенный AMX 50 показали в ходе демонстрации новых образцов вооружения и военной техники, проходивших на территории 32-го артиллерийского полка, дислоцировавшегося в Бад-Лобенштайн (Германия).
14 июля 1951 года оба танка торжественно прошли в парадном строю по улицам Парижа. Этот парад запомнился тем, что в нем принял участие целый ряд боевых машин, некоторые из которых так и остались в виде опытных образцов. Тем не менее, прошедшие танки и САУ вызывали настоящий фурор (в этом смысле идея выкатить на Красную площадь парочку ИС-7 представляется очень даже неплохой). Стоит отметить, что опытные образцы AMX 50 немного отличались друг от друга. Первый прототип по конструкции башни ничем не отличался от переработанного AMX M4. Вторая машина получила несколько измененную башню, кроме того, ширина корпуса выросла до 3400 мм за счет расширения надгусеничных полок.
Французская новинка вызвала всплеск интереса в целом ряде стран. Особенно заинтересовались AMX 50 американцы, которые еще с конца 40-х годов занимались вопросом качающихся башен. Американцев настолько заинтересовал AMX 50, что они договорились о предоставлении первого прототипа для полномасштабных испытаний. В конце декабря 1951 года танк погрузил на корабль и отправили в США, где уже 10 января 1952 года начались его испытания.
Первый этап полигонных испытаний закончился в марте 1952 года, а полностью тесты завершились гораздо позже – 13 марта 1953 года. Согласно американскому отчету, конструкция башни AMX 50 была признана заслуживающей интереса, но при этом указывалось на массу проблем с уязвимостью. Дело в том, что заклинить такую башню вражеским снарядом было гораздо легче, чем башню традиционной конструкции. Кроме того, снаряд 90-мм американской пушки относительно легко пробивал такую башню даже в лоб. Относительно лобовой брони корпуса было высказано предложение увеличить ее толщину до 90 мм, что позволяло снизить дистанцию пробития 90-мм снарядом с 2414 до 1775 метров.
AMX 50, безусловно, повлиял на американскую программу разработки танков с качающимися башнями. В первой половине 50-х годов интерес к такой системе у американских военных находился в апогее. Результатом стало создание опытных танков T69, T54E1 и T58. Американские танки по конструкции механизма заряжания отличались от французской разработки, хотя принцип револьверной укладки сохранялся и в нем. Связано это с тем, что у Rheem Manufacturing Company, центральный разработчик американских механизмов заряжания, к тому моменту имел богатый опыт разработки подобных систем. Правда, в серию они не попали.
Еще одной страной, где очень сильно заинтересовалась французской новинкой, стала Швеция. К началу 50-х годов шведы находились в тупике с точки зрения разработки нового танка, французская боевая машина стала объектом повышенного внимания. В январе 1951 года шведы посетили Францию, где ознакомились с перевооруженным на 100-мм пушку AMX M4. Между Швецией и Францией шел довольно активный обмен информации. То, что французский танк прямым образом повлиял на шведский проект EMIL, позже превратившийся в Krv, можно говорить однозначно. С другой стороны, шведский танк с самого начала имел иной механизм заряжания.
Так или иначе, но AMX 50, в его текущем виде, не было суждено стать серийным танком. Виной тому аппетиты французских военных, которые даже после установки более мощного орудия никак не могли остановиться. По их мнению, даже орудие калибра 100 мм было маловато для борьбы с тяжелым танком ИС-3, который они, похоже, видели в своих ночных кошмарах. Так что далее появился куда более могучий калибр, а сам танк, который всё ещё именовался средним, становился всё больше и тяжелее. Тем не менее, танки эти еще пригодились. В 1954 году на одном из AMX 50 обкатывалась качающаяся башня TO 90.930 с 90-мм орудием APX D911 для танка Batignolles-Chatillon 25t.
Список источников:
Материалы CAAPC (Centre des archives de l'Armement et du personnel civil)
US NARA
Архив Карла Бломстера
Другие материалы по французским послевоенным средним и тяжелым танкам:
История ARL 44, первого послевоенного французского серийного танка
История Char AMX 45 и исходного варианта AMX M4, первых наработках по будущему AMX 50
История французского проектного среднего танка Char Moyen de 50t FCM
Французский средний танк AMX M4 в 1946-48 годах