Есть голоса, которые определяют эпоху. Голос Нодди Холдера — это рев британских 70-х. Его наждачная бумага, пропитанная виски, способная перекричать ревущий стадион, стала саундтреком для целого поколения.
Как фронтмен, ритм-гитарист и основной автор текстов легендарной группы Slade, он был не просто музыкантом, а культурным феноменом. Его образ — цилиндр с зеркалами, густые бакенбарды и неудержимая энергия — стал символом глэм-рока, но в отличие от андрогинных инопланетян вроде Боуи, Холдер и Slade были голосом простых парней с рабочих окраин, превративших свои концерты в футбольные террасы, а песни — в народные гимны.
Ранние годы: Путь из Уолсолла на сцену
Невилл Джон Холдер родился 15 июня 1946 года в Уолсолле, индустриальном сердце Англии. Музыка была неотъемлемой частью его жизни с самого рождения: его родители были клубными музыкантами, и маленький Нодди обладал редким даром — он мог с легкостью запомнить и воспроизвести любую услышанную мелодию. В 13 лет, получив от отца свою первую гитару, он тут же основал с друзьями школьную группу The Rockin' Phantoms.
Это было время, когда музыка была не просто увлечением, а билетом в другую жизнь. Чтобы купить себе хорошую электрогитару и усилитель, юный Холдер подрабатывал продавцом автозапчастей. Его целеустремленность была поразительной. В те годы он был настолько погружен в местную музыкальную сцену, что даже подвозил на фургоне своего отца (работавшего мойщиком окон) еще никому не известного вокалиста по имени Роберт Плант на его концерты с группой Tennessee Teens. Это был один из тех удивительных перекрестков в истории рока, когда будущие легенды были просто парнями из соседних дворов.
Рождение Slade: От скинхедов до глиттера
В 1966 году жизнь Холдера круто изменилась. Барабанщик Дон Пауэлл, впечатленный его мощным голосом, убедил его присоединиться к группе The N' Betweens. В ее состав уже входили виртуозный гитарист Дэйв Хилл и классически образованный мультиинструменталист и композитор Джим Ли. Так, в дыму пабов и клубов Бирмингема, родился классический состав, который останется неизменным на протяжении следующих 26 лет.
Их путь к славе не был простым. Первое время они играли каверы и пытались найти свой звук. По слухам, именно в этот период на место вокалиста в группе рассматривались две кандидатуры: Нодди Холдер и тот самый Роберт Плант. Выбор пал на Нодди, и это решение определило не только судьбу Slade, но и, возможно, Led Zeppelin.
Настоящий прорыв случился, когда их заметил Чес Чендлер — бывший басист The Animals и человек, открывший миру Джими Хендрикса. Чендлер увидел в них необузданную энергию и потенциал, но понимал, что им нужен яркий имидж. Сначала он настоял на образе скинхедов, что соответствовало их рабочему происхождению, но вскоре, с наступлением эры глэм-рока, он помог им найти свой уникальный стиль. Так появились знаменитые зеркальные цилиндры, блестящие костюмы и ботинки на гигантской платформе. Чендлер также заставил их сменить название на Ambrose Slade, которое вскоре сократилось до хлесткого Slade.
Золотая эра: Гимны, которые сотрясали стадионы
70-е стали десятилетием Slade. Их музыка была простой, громкой, мелодичной и невероятно заразительной. Это был идеальный саундтрек для футбольных матчей и пятничных вечеров в пабе. Творческий тандем Холдера и Ли оказался одним из самых продуктивных в истории британской музыки. Ли, с его классическим образованием, отвечал за сложные мелодии и аранжировки, а Холдер был мастером текстов — простых, фонетически цепких, похожих на лозунги, которые мгновенно запоминались и которые хотелось кричать хором.
Они выдавали хит за хитом: «Coz I Luv You», «Take Me Bak 'Ome», «Mama Weer All Crazee Now», «Cum On Feel the Noize». Slade стали настоящей машиной по производству хитов номер один, обогнав по их количеству в 70-х всех своих конкурентов.
Вершиной их творчества и настоящим культурным феноменом стала песня «Merry Xmas Everybody» (1973). Написанная в разгар экономического кризиса и забастовок в Британии, эта песня, полная простого оптимизма и праздничного веселья, стала настоящим подарком для нации. Она мгновенно взлетела на первое место в чартах и с тех пор является неотъемлемым атрибутом Рождества в Великобритании. Каждый декабрь она возвращается в радиоэфир, принося своим авторам стабильный и весьма солидный доход. Это не просто песня, это часть национального достояния.
Жизнь после Slade: Неожиданное перевоплощение
В 1992 году, на пике ностальгии по 70-м, Нодди Холдер принял шокирующее для многих решение — он ушел из Slade. Устав от гастрольной жизни, он решил кардинально сменить сферу деятельности и преуспел в этом не меньше, чем в музыке.
Он перевоплотился в успешную медийную персону, став любимцем нации уже в новом качестве:
- Телевидение: Он стал популярным телеведущим и актером. Его самая известная роль — эксцентричный учитель музыки в комедийном сериале «The Grimleys». Он был гостем в десятках популярных шоу, от «Coronation Street» до юмористической викторины «Have I Got News for You».
- Радио: Его хриплый голос стал хорошо знаком слушателям радиостанций BBC Radio 2, Piccadilly 1152 и Key 103.
- Литература: Он выпустил две книги: автобиографию «Who's Crazee Now?» и сборник размышлений «The World According to Noddy».
За свои заслуги перед шоу-бизнесом в 2000 году Нодди Холдер был награжден Орденом Британской империи (MBE), официально став частью британского истеблишмента.
Личная жизнь и несгибаемый дух
Нодди Холдер был дважды женат. От первого брака у него две дочери. В 2004 году он женился на телепродюсере Сюзан Прайс, у них есть сын Джанго, названный в честь легендарного гитариста Джанго Рейнхардта. Сегодня Холдер ведет спокойную и размеренную жизнь в престижной деревне в графстве Чешир.
В 2023 году мир узнал, что все эти годы Нодди вел тайную борьбу. Еще в 2018 году ему диагностировали рак пищевода и дали всего шесть месяцев жизни. Он прошел экспериментальный курс химиотерапии, который, к счастью, оказался успешным. Он держал свою болезнь в секрете, не желая, чтобы его воспринимали как «жертву рака», и продолжал работать.
Несмотря на уход со сцены, Нодди Холдер остается одной из самых любимых и уважаемых фигур в британской культуре. Он — живое воплощение рок-н-ролльного духа, который сумел не только покорить мир, но и достойно уйти, чтобы заново обрести себя и стать настоящим национальным сокровищем.