Найти в Дзене
Хронопортация

Как асу люфтваффе удалось сбить за один день 18 советских самолетов

Оглавление

Самый результативный советский лётчик-ас Иван Кожедуб уничтожил 64 вражеских самолёта. И мы заслуженно им гордимся. А между тем, он даже не входит в список 100 лучших пилотов Второй мировой войны. В нем одни немцы и каждый из них сбил более ста машин союзников и РККА. Всего же лётчики люфтваффе в ходе ВМВ одержали приблизительно 70 тыс. побед, из них 42 тыс. на Восточном фронте. Естественно, самый результативный пилот воевал в германской армии – это Эрих Хартманн, который сбил 352 самолёта.

Немцам принадлежит ещё несколько рекордов. В частности, Эмиль Ланг одержал 18 побед за один день. Достижение уникальное. Напомню, что в РККА за 15 уничтоженных истребителей и 10 бомбардировщиков противника присваивали звание Героя Советского Союза.

11 лет лётного стажа

Судьба Ланга (1909 г.р.) нетипична для немецких летчиков-асов. Он вырос в бедной баварской семье, с детских лет имел "железную хватку" и в жизни всегда добивался своего. В молодости Эмиль занимал призовые места на первенстве Германии в беге на средние дистанции. Вот только спорт в те времена прокормить не мог и Ланг окончил летную школу. В 1931 г. парень стал пилотом авиакомпании "Люфтганза". Восемь лет он перевозил пассажиров.

Бойцы люфтваффе учатся обращаться с пулемётом MG-34. СССР, 1942 г.
Бойцы люфтваффе учатся обращаться с пулемётом MG-34. СССР, 1942 г.

После начала ВМВ Эмиля перевели на службу в люфтваффе. Там ему доверили огромный транспортный самолет Ю-52 (немцы его называли "Тётушка Ю"). Лишь в 1942 г., когда у нацистов возник дефицит опытных пилотов на фронте, Ланга направили учиться на лётчика-истребителя в авиашколу. К тому времени лётный стаж немца составлял 11 лет. По окончанию учебы в феврале 1943 г. его включили в состав 1-й группы элитной 54-й эскадры "Грюнхерц" (JG54). Она отчаянно воевала на Восточном фронте.

Для информации: в ходе ВМВ пилоты эскадры сбили 9 450 самолетов противника, в основном на Восточном фронте. Свои боевые потери составили 830 машин. Группой командовал легендарный ас Ганс Филипп (206 побед к началу октября 1943 г.). У него Ланг многое почерпнул. Воевала эскадра на лучших на тот момент в мире новейших истребителях ФВ-190А-4.

18 побед за один день

Не всё сразу у Эмиля стало получаться. Но огромный опыт, "железная хватка" и природный талант со временем принесли результат. В марте 1943 г. он сбил три крылатые машины. 1 августа счёт его побед достиг 17. 20 августа Ланг возглавил 5-ю группу 54 эскадры и подарил себе право летать на "свободную охоту". В сентябре он сбил 7 самолетов. Это относительно немного, так как он продолжал воевать под Ленинградом. Там активность нашей авиации была минимальной.

Истребитель "Фокке-Вульф" Fw 190A из состава авиагруппы JG 54.
Истребитель "Фокке-Вульф" Fw 190A из состава авиагруппы JG 54.

В октябре 5-ю группу перебросили в Киев, где шла битва за Днепр и активность советской авиации зашкаливала. В итоге результативность Эмиля резко возросла. С 4 по 30 октября он сбил 68 самолётов. В том числе, 13 октября одержал 10 побед, а 21 октября сразу 12. 2 ноября он сбил ещё 8 и общий счёт Ланга достиг 100 крылатых машин. Не успел Берлин отреагировать на это событие, как 3 ноября пилот совершил невозможное.

"Эмиль Ланг – немецкий лётчик-ас, 3 ноября 1943 года севернее Киева установил своеобразный мировой рекорд, сбив за один день в ходе трёх боевых вылетов 18 советских самолётов – девять Ил-2, четыре Ла-5, три Як-7 и два Як-9".
С. Иванов, Книга "Асы люфтваффе – пилоты Fw 190 на Восточном фронте".

В первом вылете Ланг уничтожил 7 машин, во втором – 2, в третьем сразу 9. Треть из них подтверждается сохранившимися документами советских авиачастей. Вот только большая часть документов по разным причинам не сохранилась. Да и велись они кое-как. О данном факте сообщают российские историки. При этом они тут же пытаются доказать, что немец не мог сбить 18 самолетов за один день.

Cбитый советский штурмовик ИЛ-2.
Cбитый советский штурмовик ИЛ-2.

Неудобная правда

Лично мне горько, что гитлеровские лётчики добивались таких уникальных результатов, а не наши. Однако я считаю байкой, что немецкие командиры верили своим пилотам на слово и не проверяли их результаты. Я знаю, что в люфтваффе сбитые самолёты подтверждал ведомый и другие пилоты. Доказательством являлись переговоры по радио и фотоконтроль.

Отчёты проверял командир эскадры. За ложь понижали в звании и в должности. Кроме того, это был позор на всю жизнь. А воевали лётчики люфтваффе лучше, так как их обучали в авиашколах от 1.5 до 2.5 лет. Их налёт во время учёбы составлял 150-300 часов. У нас же обучение называли "взлёт-посадка", так как длилось оно полгода, а налёт составлял 15 часов у истребителей и 30 часов у бомбардировщиков. Почему так мало? Экономили топливо и время.

Фатальная ошибка ведомого пилота

4 ноября Ланг сбил ещё один Ил-2. Затем его вызвали в Берлин. 22 ноября ему вручили Рыцарский крест Железного креста, а через несколько дней Немецкий крест в Золоте. О подвиге Эмиля известила Вермахтберихт – аналог нашего Совинформбюро. Фотографию аса напечатали на обложке еженедельной центральной берлинской газеты. А уже 28 ноября он одержал свою 120 победу.

Лейтенант Э. Ланг в кабине своего самолёта, 3 ноября 1943 г.
Лейтенант Э. Ланг в кабине своего самолёта, 3 ноября 1943 г.

Всего на Восточном фронте рекордсмен сбил 144 самолета, последний 6 апреля 1944 г. За это он был награжден Рыцарским крестом с Дубовыми Листьями и получил звание капитана. После чего Эмиль возглавил 9 группу 54 эскадры на Западном фронте. Там к началу осени он одержал 31 победу.

3 сентября ас вылетел на технически неисправном "фоккере". 9 минут он не мог убрать шасси и летел на высоте 200 метров. В это время его самолет сзади атаковали английские Р-51. Ведомый не увидел их и ошибся. В результате ФВ-190 Ланга был сбит. Лётчик погиб. Всего в ходе 403 вылетов он одержал 175 побед. Это 26 место в списке самых результативных летчиков ВМВ.

Друзья, я прошу Вас помочь выжить каналу, нажав тут или на кнопку чуть ниже. Спасибо за лайк, комментарий, подписку и репост!