Найти в Дзене
Хронопортация

Гитлеровцы называли этот мощный самолёт "тётей" и были уверены, что он спасёт армию Паулюса под Сталинградом. Не срослось

23 ноября 1942 г. в районе города Калач сомкнулось кольцо окружения вокруг 6-й армии Паулюса и 4-й ТА. В котёл угодило 330 тыс. гитлеровцев – 22 дивизии, которые остались без подвоза топлива, боеприпасов и продовольствия. В ночь на 24 ноября в Берлине прошло экстренное совещание высших чинов Люфтваффе с участием рейхсмаршала Геринга. На нем определили, что смогут ежедневно поставлять, окруженной группировке 350 тонн грузов. Благо опыт подобного уже был весной 1942 г. под Ленинградом. На следующий день: "Геринг обещал Гитлеру, что обеспечит снабжение 6-й армии по воздушному мосту". "Сталинград есть Сталинград", "Красная Звезда", 17.07.2002 г. В результате Адольф решил не отводить армию Паулюса из Сталинграда. Он хотел разорвать кольцо окружения, а до этого несколько недель снабжать окруженную группировку с помощью самолетов, в основном посредством универсальных "Юнкерс-52", которые сами немцы с любовью называли "Тетушка Ю". Универсальный самолёт, опередивший время В 1931 г. немецкий кон
Оглавление

23 ноября 1942 г. в районе города Калач сомкнулось кольцо окружения вокруг 6-й армии Паулюса и 4-й ТА. В котёл угодило 330 тыс. гитлеровцев – 22 дивизии, которые остались без подвоза топлива, боеприпасов и продовольствия. В ночь на 24 ноября в Берлине прошло экстренное совещание высших чинов Люфтваффе с участием рейхсмаршала Геринга. На нем определили, что смогут ежедневно поставлять, окруженной группировке 350 тонн грузов. Благо опыт подобного уже был весной 1942 г. под Ленинградом. На следующий день:

"Геринг обещал Гитлеру, что обеспечит снабжение 6-й армии по воздушному мосту".
"Сталинград есть Сталинград", "Красная Звезда", 17.07.2002 г.

В результате Адольф решил не отводить армию Паулюса из Сталинграда. Он хотел разорвать кольцо окружения, а до этого несколько недель снабжать окруженную группировку с помощью самолетов, в основном посредством универсальных "Юнкерс-52", которые сами немцы с любовью называли "Тетушка Ю".

Остатки армии Паулюса под Сталинградом, февраль 1943 г.
Остатки армии Паулюса под Сталинградом, февраль 1943 г.

Универсальный самолёт, опередивший время

В 1931 г. немецкий конструктор Эрнст Циндель создал надежный, недорогой и простой в обслуживании трехмоторный самолет с гофрированной обшивкой – "Юнкерс-52". Он мог садиться и взлетать даже с небольших аэродромов. Существовал и одномоторный вариант, но его технические характеристики оказались недостаточно хорошими, а "Ю-52/3m" имел дальность полета 1.4 тыс. км, крейсерскую скорость 250 км/ч и грузоподъемность 2 тонны. Его длина составляла 18.9 м, размах крыльев – 29.3 м, высота – 5.6 м, масса пустого – 6.5 т.

Вначале его использовали, как транспортный самолет и пассажирский. Он мог брать на борт 17 человек при трех членах экипажа. В ходе Гражданской войны в Испании "машина стала ещё и бомбардировщиком, имевшим на вооружении три пулемета. Именно на "Ю-52" франкисты в кратчайшие сроки смогли перебросить свои войска (14 тыс. человек) и оружие из Марокко в Испанию. Гитлер заявил, что Франко должен поставить памятник "Ю 52". Сами немцы активно использовали данные самолеты во время оккупации Европы.

Нередко Ju 52 использовался военными медиками.
Нередко Ju 52 использовался военными медиками.

Так при захвате острова Крит они десантировали в тыл к британцам 10 750 парашютистов. С 1934 г. "Тетушки Ю", принадлежавшие компании "Дерулюфт", осуществляли рейсовые перелеты из Берлина в Москву и обратно. Всего до ВМВ произвели 400 "Юнкерс-52".

"Ю-52" в годы ВОВ

В первые недели ВОВ самолеты "Ю-52" массово задействовали для заброски парашютистов в советский тыл. Много вреда они принесли РККА. Но особенно "Тетушки Ю" отличились весной 1942 г. под Демянском, где Красная армия окружила 100 тыс. фашистов (6 дивизий). Во времена СССР эту историю замалчивали, хоть это был первый котел, который устроила РККА вермахту. Ибо окружить окружили, но добиться успеха не смогли. Немцы с помощью "Ю-52" безнадежную ситуацию развернули в свою пользу. Каждый день к окруженным поставляли в среднем 265 тонн разных грузов от 120 до 150 самолетов.

Всего с 20 февраля по середину мая было совершено 24.3 тыс. вылетов, поставлено 18.5 тыс. т грузов, вывезено 23 тыс. раненых, доставлено 15.5 тыс. солдат и офицеров. На основании данного опыта немцы были уверены, что и армию Паулюса смогут спасти. Тем более, что до этого они полностью господствовали в воздухе в ходе битвы под Сталинградом. Основные аэродромы находились в станице Тацинской и в Морозовске. Всего удалось собрать 600 транспортников, из них две трети составляли "Ю-52".

Фрицы экстренно откапывают из снега транспортник Ju 52 на аэродроме у города на Волге, декабрь 1942 г.
Фрицы экстренно откапывают из снега транспортник Ju 52 на аэродроме у города на Волге, декабрь 1942 г.

На окруженной территории функционировало 5 аэродромов, в том числе Гумрак и Питомник. Вот только РККА и тут перехитрила фрицев и к Сталинграду были переброшены из резерва 2 авиакорпуса. Численность самолетов ВВС РККА достигла 1.4 тыс., из них около 500 истребители, перед которыми поставили задачу – в первую очередь сбивать "Тетушек Ю". А в середине декабря 24-й танковый корпус генерала Баданова в ходе беспрецедентного рейда во вражеский тыл разгромил аэродром в станице Тацинской, уничтожив сотни транспортников.

После этого поставки уменьшились до 80 тонн в день и судьба 6-й армии была окончательно решена. Всего с 24.11.1942 г. по 31.01.1943 г. потери гитлеровцев под Сталинградом составили 490 транспортников, в том числе 270 "теток". Но немцы не были сломлены. В 1943 г. они произвели 900 "Ю-52", в том числе 320 в оккупированной Франции. В 1944 г. – 376. Но и число котлов стремительно росло, так как авиация у СССР становилась все мощнее. В итоге количество "Тетушек Ю" стремительно таяло. К окончанию ВОВ их осталось не более двухсот из 4 840, что произвели с 1931 г. по 1945 г.

"Тёти" на пенсии

"Юнкерс" на службе у СССР.
"Юнкерс" на службе у СССР.

Изготавливали "Ю-52" и после войны. Во Франции их выпускали до 1947 г. под названием Амио (было сделано 415 машин), а в Испании до 1952 г. Трофейные "Ю-52" широко использовались и в СССР. Они перевозили пассажиров из Свердловска в Красноярск, из Куйбышева в Ташкент и т.д. На максимуме их число достигало 37 и эксплуатировались они до 1949 г. В Европе использовали пассажирские "Ю-52" до начала 60-х годов, транспортные – до 80-х.

Отдельные "Тетушки Ю" и поныне в строю, в качестве престижных экскурсионных самолетов. Около 20 штук выставлены в музеях военной техники в разных странах мира. Несомненно, "Юнкерс 52" – интересная крылатая машина с уникальной судьбой.

Не стесняйтесь ставить лайк и выражать своё мнение в комментариях.