Найти в Дзене
К в кубе

Путь, ради которого свершались великие открытия

В истории человечества Великий шёлковый путь сыграл огромную роль. Возникнув в результате завоевательных походов Александра Македонского, этот караванный путь соединил друг с другом цивилизации запада и востока. При этом возник канал экономической и культурной коммуникации народов Европы и Азии. Принося огромные богатства народам и государствам, этот путь являлся объектом вожделения огромного числа властителей в течение многих веков. Сколько небольших и больших войн возникло вокруг этого пути трудно подсчитать. Про две великие в истории человечества войны, которые свершились ради Великого шёлкового пути, рассказано в предыдущей статье “Путь, ради которого свершались великие войны”. Но ради Великого шёлкового пути человечество не только воевало. Стремление найти альтернативные пути привело к величайшим географическим открытиям. Об этом пойдёт речь в этой статье.

Великий шёлковый путь был проложен в результате двух встречных движений: торговцев, которые шли вслед за завоевательными походами Александра Македонского с запада на восток и китайцев, открывшие для себя во второй половине II века Запад Средней Азии - Согдиану и Бактрию (ныне территории Узбекистана, Таджикистана и Афганистана). С установлением караванного сообщения между западом и востоком по этому пути непрерывным потоком хлынули разнообразные товары: драгоценности, меха, фарфор, кожу и т.д. Но самое главное из Китая, помимо фарфора, бумаги, чая и т.д., вывозился щёлк и с этим связано название пути.

В результате многочисленных войн за обладание контроля над этим путём торговую монополию захватили мусульманские государства. Именно азиатские купцы получали баснословную прибыль, доставляя восточные товары в Европу. Ситуация для европейцев усугубилась, когда в Европе начался бум на пряности, которые доставляли азиатские купцы. Пользуясь своей монополией, азиатские торговцы взвинтили цены на пряности до такой степени, что они стали цениться на вес золота, а порой даже больше. В силу своей дороговизны пряности в некоторых случаях служили даже аналогом денег: ими платили и использовали для накопления капитала.

Вполне понятно, что азиатские властители всячески препятствовали проникновению европейских купцов на восток. Так, только в конце XIIIвека венецианскому купцу Марко Поло первому из европейцев удалось пройти по всему Великому шёлковому пути и дойти до Китая, по крайней мере, он первый оставил описание своего путешествия. Прочитав описание путешествия Марко Поло в Китай, европейцы вовсе приуныли. Преодоление почти 10000 километров пути через недружелюбные азиатские страны представлялась задачей практически нереальной. Неужели навсегда закрыта дорога европейцам для прямой торговли с восточными странами? И всем европейцам переплачивать огромные деньги за доставку восточных товаров?

Но тут сама судьба благоволила европейцам. В XV веке в Европе произошла революция в парусном кораблестроении: появились крупные трёхмачтовые парусные корабли – каравеллы, которые обладали хорошей управляемостью и остойчивостью, могли выдерживать свирепые океанские штормы, что делало их идеальными для дальних плаваний.

Каравелла португальских мореплавателей. XV век
Каравелла португальских мореплавателей. XV век

С этого момента началась эпоха великих морских географических открытий, позволивших открыть водный путь к восточным странам в обход сухопутному Великому шёлковому пути.

Первый шаг в этом направлении сделал португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш. Отправившись в 1487 году в экспедицию на юг вдоль африканского побережья, в следующем 1488 году Диаш обогнул самую южную точку Африки - мыс Доброй Надежды. Следующий шаг сделал другой португальский мореплаватель Васко да Гама. В июне 1497 года флотилия под командованием Васко да Гамы отправилась по маршруту, проложенному Бартоломеу Диашем. В начале 1498 года, обогнув мыс Доброй Надежды, португальские моряки вошли в воды Индийского океана. Продолжив движение по неизведанным водам нового океана, который позже назовут Индийским, в мае 1498 корабли Васко да Гамы добрались до побережья Индии.

Прибытие португальцев в индийский город Каликут
Прибытие португальцев в индийский город Каликут

Так, европейцы смогли найти альтернативный сухопутному путь из Европы на Восток. При этом португальцы разрушили многовековую монополию азиатских властителей и торговцев, которые наживались на контроле караванных путей с Востока в Европу.

Известно, что доставка грузов морским транспортом намного дешевле по сравнению с сухопутным. Тем более, если сравнивать с доставкой товаров через тысячи километров по сухопутным караванным путям Великого шёлкового пути, которые пролегали через пустыни и горы с огромным риском быть ограбленным разбойниками. При этом нужно учесть, что грузы перевозили в ограниченных размерах в основном на верблюдах – главным транспортом пустынь, которых часто называют ещё кораблями пустынь. А теперь корабли перевозили грузы намного быстрее, а главное, больше, чем верблюды. Всё это привело к резкому удешевлению пряностей и других азиатских товаров в Европе. Так, например, если центнер перца, доставленного в Европу купцами сухопутными караванами, продавали по 80 дукатов (20-30 дукатов было эквивалентно примерно 150-200 граммам чистого серебра), то португальские купцы свой товар, доставленный морем из Индии, продавали за 16 дукатов. Несмотря на такую сравнительную дешевизну, такая торговля всё равно приносила португальцам баснословную прибыль. Вполне понятно, почему португальцы сразу взяли под свой контроль морские перевозки из Азии вокруг Африки. Тем более, что португальская монополия была подтверждена ещё в 1479 году, когда между Испанией и Португалией было заключёно Алькасовасское соглашение о разделе сфер влияния в мире. Согласно этому соглашению Португалия закрепила за собой единоличное право на все моря и земли южнее Канарских островов.

Глядя, как стремительно наживаются на морской торговле с востоком португальские соседи, испанцы также решили иметь свой кусок, причём не меньший, чем португальский от морской торговли с востоком. Но Алькасовасское соглашение отрезало все пути на юг вокруг Африки. Для испанцев оставалось единственное направление - на запад. Оставалось только найти того человека, который рискнул бы на такую экспедицию. И такой человек нашёлся – это был Христофор Колумб.

При поддержке властей Испании, Колумб в период с 1492 по 1504 годы предпринял четыре морских экспедиций в западном направлении. Результатом этих экспедиций явилось открытие новых земель – нового материка. При этом Колумб считал, что открыл новый путь к Индии. С этого момента открытая Колумбом часть нового материка стала называться Вест-Индией (западной Индией). Но в новой Индии не оказалось никаких пряностей. Следовательно, открытый Колумбом путь не явился тем долгожданным на Восток, о котором мечтали испанцы. Но испанцев не остановила эта неудача. Они снарядили ещё одну экспедицию во главе с Фернаном Магелланом.

В сентябре 1519 года от испанских берегов отплыла флотилия из пяти кораблей во главе с Магелланом, которая взяла курс к новому континенту, названному Америкой в честь его исследователя - Америго Веспуччи. В течение трёх лет испанские корабли, обогнув с юга американский континент, двигались в западном направлении. К сожалению, в пути Магеллан погиб в стычке с аборигенами на одном из островов, открытого испанцам Тихого океана. Потеряв в пути не только своего командира, но и четыре корабля, в сентябре 1522 года испанцы наконец добрались до берегов Испании. Совершив первое в истории кругосветное путешествие, испанские моряки доставили всё-таки на родину бесценный груз - пряности. Этим испанцы доказали, что они открыли новую дорогу на Восток, правда вокруг Земли, поэтому намного длиннее, чем у португальцев.

Да, испанцы не смогли открыть свой путь к ценным товарам Востока – свой Великий шёлковый путь. Но они не остались в накладе. Взамен они получили баснословные богатства Америки - огромное количество золота и серебра. По некоторым данным только за два столетия Испания из Америки вывезла около 800 тонн золота.

Таким образом, две сильнейшие морские державы средневековья Португалия и Испания в поисках морского пути на Восток, альтернативный сухопутному Великому шёлковому пути, совершили величайшие географические открытия. Это привело к тому, что сухопутный Великий шёлковый путь, не выдержав конкуренции с морским путём: европейские купцы стали доставлять товары по направлению Восток-Запад через Атлантический и Индийский океаны, стал постепенно приходить в упадок. А “последний гвоздь в крышку гроба” для Великого шёлкового пути забило событие, происшедшее 17 ноября 1869 года. В этот день произошло официальное открытие Суэцкого канала, который соединил воды Средиземного (Атлантический океан) и Красного (Индийский океан) морей. С этого момента морской путь между портами Западной Европы и Южной, Юго-Восточной Азии стал короче примерно на 7-10 тысяч километров по сравнению с обходом Африки через мыс Доброй Надежды. Этот день можно считать “днём смерти” Великого шёлкового пути.

Если посмотреть на географическую карту, обратив внимание на конфигурацию мировых океанов, то можно увидеть, что в нескольких местах они отделяются друг от друга узким сухопутным перешейком. Это в своё время побудило человечество на строительство каналов, которые, соединив океаны, сократили мировые морские транспортные пути. В качестве примера можно привести Панамский канал, соединивший воды Атлантического и Тихого океанов, который был построен в начале XX века. Аналогичный перешеек отделяет и Красное море Индийского океана от Средиземного моря Атлантического океана. Ещё во 2-м тысячелетии в Древнем Египте прорыли, так называемый Канал фараонов, который соединил воды Нила, впадающий в Средиземное море, с Красным морем в меридиональном направлении. Шло время. Этот канал неоднократно забрасывался, но затем опять восстанавливался, модернизировался. Но в 776 году, преследуя свои геополитические цели, захватившие Египет арабы, этот канал засыпали.

Но жизнь требовала своё. С одной стороны, бурный рост экономического развития европейских стран требовал новых рынков сбыта и источников ресурсов. А это новые логистические пути. С другой стороны, интенсификация транспортных перевозок требовала оптимизации тех же логистических путей. Поэтому, в XIX веке в Европе решили возродить проект египетского канала, но уже с учётом современных требований, среди которых пропускная способность крупнотоннажных кораблей. Поэтому, было решено, что новый канал теперь должен соединять непосредственно воды Средиземного и Красного морей.

Схематичное изображение Суэцкого канала (1881 год)
Схематичное изображение Суэцкого канала (1881 год)

Преодолев огромные трудности как финансовые, технические, так и политические руководство проекта всё-таки сумело довести строительство канал до успешного конца. В результате в 1869 году на карте мира появился новый рукотворный объект, который дал существенный толчок человеческому прогрессу. Это привело к тому, что произошло замещение трансконтинентального сухопутного Великого шёлкового пути морским трансокеанским транспортным маршрутом.

Казалось бы, что тысячелетняя история Великого шёлкового пути канула в небытие. Но в XXI веке, т.е. уже в сегодняшние дни идея Великого шёлкового пути обрела вторую жизнь. Но, об этом в следующей статье.

Рекомендуем прочитать статьи:

Как китайцы “помогли” Руси избавиться от монголов

Почему во время Великой Отечественной войны нельзя было врагу сдавать Москву

Как несколько писем спасли Русь от гибели?

Покуда на свете есть дураки…

За что боролись, на то и напоролись! Как изобретение смертельным бумерангом вернулось к изобретателю.

Как американцы подложили себе огромнейшую свинью

А если зайдёте на сам канал, то вас ждут более 200 интереснейших статей.

Для этого кликните аватар канала или эту ссылку канал к в кубе

Обращаюсь к читателям, которым интересны статьи этого канала. Чтобы поддержать творческую активность автора можно перечислить ему донаты. Для этого при входе на канал можно кликнуть Поддержите автора. Со своей стороны буду очень благодарен.

Если Вам понравилась статья, то ставьте лайки. Оставляйте комментарии. Ваше мнение мне очень важно. Поделитесь с друзьями в социальных сетях.

На канале ожидаются очень интересные публикации. Дальше будет только интересней!

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.