Всем известен лозунг – “Ни шагу назад! За нами Москва!” Этот лозунг призывал наших воинов в напряжённые дни осени 1941 года грудью встать на защиту столицы. И они понимали, что ни при каких обстоятельствах нельзя было сдавать немецким войскам столицу страны. И вот возникает вопрос – почему же нельзя было сдавать столицу страны в 1941 году, что привело бы к гибели нашей страны. А в 1812 году Москва без боя была сдана армии Наполеона и при этом Россия в результате выиграла эту войну. Давайте, попробуем разобраться в этом вопросе.
История показывает, что захват столицы агрессором почти всегда приводит к его победе в войне. Поэтому, во всех войнах воюющие армии стремились закончить войну захватом столицы противника. Например, военный конфликт между Древним Римом и Карфагеном продолжался в течение трёх Пунических войн и закончился только тогда, когда римляне в третьей Пунической войне не захватили и не подвергли полному разрушению Карфаген, что в итоге привело к гибели карфагенского государства. А в средние века прекратилась тысячелетняя история Византийской империи, когда в 1453 году турки османы захватили её столицу Константинополь и превратили в столицу собственной османской империи. А если говорить о современных войнах, то во время Второй Мировой войны немецкая армия захватом столицы Франции Парижа зафиксировала свою победу над этой страной.
Так почему же во всех войнах агрессоры стремились к захвату столицы противника? В чём заключается роль столиц в той или иной войне? На этот вопрос попытаемся ответить.
Что такое столица государства? Столица - главный город суверенного государства, в котором обычно размещаются высшие органы государственной власти. В большинстве случаев столица является крупнейшим городом в стране - по численности населения и экономическому потенциалу. Она является политическим, иногда и религиозным, историко-культурным центром страны. Исторически государства были в основном авторитарными, за некоторым исключением, например, греческие Афины, Рим эпохи республики, т.е. во главе государства были цари, короли, императоры и т.д.. В их руках была сосредоточена вся власть и город, в котором они проживали, становился столицей и центром управления государством. Теперь становится понятным, почему, чтобы подчинить своей власти захваченную страну, агрессору было недостаточно захватить её столицу, необходимо было устранить прежнего властителя. Пример, Александр Македонский после захвата персидской столицы Персеполя направился в погоню за царём Дарием III. И только после смерти Дария III во время этой погони Александр Македонский мог считать себя полным хозяином захваченного Персидского царства.
Но есть ещё одна сторона этого вопроса, которая стала значимой особенно в современных войнах.
Речь пойдёт о столице, как логистическом центре государства. Ещё с древних времён проблемы логистики, т.е. проблемы развития транспортного сообщения с целью снабжения продовольствием, управления государством, решения военно-стратегических задач имели большое значение. Недаром, транспортную систему государства называют “кровеносной” системой. Так, например, для решения указанных проблем в Древнем Риме эпохи империи большие усилия были направлены на строительство дорог, имевших важное стратегическое значение. Для того, чтобы эффективно управлять огромной империей, буквально вся её территория была покрыта сетью стратегических дорог. Особенно эти дороги были важны во время подготовки к новым завоевательным походам, которые империя вела в течение всей истории своего существования. Ведь необходимо было быстро и удобно переместить огромные массы людей и соответствующего обоза.
Особенность всех исторических империй - это их высокая степень централизованности. И этому соответствовала вся логистическая система государства. Крылатое выражение - Все дороги ведут в Рим, наглядно иллюстрируется дорожной системой Римской империи.
По схеме дорог римской империи видно, что захват столицы приведёт к параличу всей транспортной системы, в результате к гибели государства. Поэтому, все, кто стремился взять под свой контроль Древний Рим, должен был захватить его столицу – город Рим, иначе их ждало поражение. Так, например, совершив свой знаменитый переход через Альпы, выдающийся карфагенский полководец Ганнибал нанёс ряд крупных поражений римской армии, в том числе в знаменитой битве при Каннах в 216 году до н.э.. Ему оставалось только захватить Рим и победоносно закончить войну. Но Ганнибал не решился на осаду Рима, а пошёл со своим войском на юг Италии. В результате он проиграл в этой войне. А вот готы, после того как захватили и разграбили Рим в 410 году, могли установить своё господство над всей страной. Но они решили двинуться на юг Италии, а затем через Сицилию в Северную Африку. Но в пути их вождь Аларих умер. А его преемник вывел готов из Италии в Галлию, где образовалось государство вестготов. В результате удачного стечения обстоятельств Рим сохранил свою государственность
А теперь другой пример. Франция в 20 веке была республикой и степень централизации, как и в большинстве европейских стран, была относительно невысокой, что определило развитие транспортной системы – она тоже не была централизованной, что видно по схеме.
В результате поражения, которое немецкий Вермахт нанёс Франции и захвата её столицы Парижа во Второй Мировой войне, большая часть страны - 2/3 территории была оккупирована, а оставшаяся, южная, территория метрополии и все колонии перешли под контроль правительства маршала Петена, которая стала активно сотрудничать с немцами. Транспортная система Франции позволяла в рамках Франции существовать, практически двум государствам – оккупационному немецкому и французскому - коллаборационистскому.
А теперь эпизод из российской истории. До XVIII века русское государство было централизованным государством с центром в Москве. Соответственно развивалась и дорожная система. Но в 1712 году царь Пётр I перенёс столицу в Санкт-Петербург, в то время как Москва продолжала оставаться культурно-религиозным центром России. За сто лет дорожная сеть страны не могла существенно измениться, изменив свою централизованность, завязанную на Москву.
В 1812 году французская армия вторглась на территорию российского государства. Казалось, что Наполеон по всем правилам военного искусства должен направить свой главный удар в сторону российской столицы. Но лесисто-болотистая местность с очень плохими дорогами не подходила для ведения военных действий и снабжения войск. Поэтому он направил два своих корпуса в сторону Сант-Петербурга против одного русского в расчёте, что они смогут захватить столицу российской империи. Но этот поход закончился провалом для французов: несмотря на численное превосходство противника, русские смогли дать достойный отпор французам.
В то же время командование русской армии перед лицом превосходящих сил противника, избегая решительного сражения, выбрала тактику медленного отступления, с манёврами и арьергардными боями с преследующим противником, втягивая французскую армию вглубь страны, по направлению к Москве. И выбор этой тактики был определён наличием удобных дорог, которые вели к Москве. Тем более огромной французской армии было удобно наступать именно по дорогам. В результате, русскому командованию удалось втянуть основные силы французской армии глубоко на территорию страны, что значительно затруднило её снабжение.
В результате, правильно выбранная тактика в последующем привела не только к поражению, но и к гибели французской армии в России. При этом командованию русской армии удалось отвести удар от своей столицы. Несмотря на то, что Москва была сдана французам, царь Александр 1 и органы управления государством(сенат, министерства и др.) в это время находились в столице России – Санкт-Петербурге. И это позволило успешно продолжать войну. Так, особенность дорожной сети российского государства повлияло на ход военных действий и способствовало победе в этой войне.
А теперь перейдём к главному вопросу в статье - Почему нельзя было сдавать Москву в 1941 году?
Современные войны с применением огромных масс боевой техники стали технологичными. Они стали манёвренными и мобильными. Для быстрого перемещения огромных масс войск и техники нужна хорошая развитая транспортная инфраструктура. Так, Вторую Мировую войну немецкий Вермахт начал, используя стратегию Блицкрига – молниеносной войны, когда танковые и механизированные соединения стремительными продвижениями наносили быстрое поражение противнику. И только наличие удобной местности и развитой транспортной системы, позволило Вермахту буквально за считанные месяцы нанести поражение армиям европейских стран и оккупировать их территорию.
Совсем иная ситуация сложилась у немцев после вторжения на территорию СССР, транспортная система которой во многом уступала европейской, да и местность с погодными условиями не всегда способствовали массированному применению танковых и механизированных соединений. Поэтому немецкие танковые и механизированные колонны наступали в основном по существующим дорогам, а перемещение резервов и снабжение велось по железнодорожным путям.
При ведении военных действий особое значение имело снабжение огромной массы войск воюющих армий. Ведь на фронтах воевали миллионы солдат и офицеров. К примеру, при подготовке знаменитой наступательной операции “Багратион”, проведённой Красной Армией летом 1944 года, к линии фронта ежедневно подавалось до ста поездов, которые доставили более 1 миллиона тонн военных грузов. Поэтому, во время этой войны основные бои велись за крупные транспортные узлы, без обладания которых армии не могли продвигаться вперёд
Осенью 1941 года немецкие войска подошли к непосредственной близости к нашей столице. На подступах к Москве завязались особенно ожесточённые бои. Руководство страны понимало, что Москву ни в коем случае нельзя сдавать. Если бы врагу удалось бы захватить нашу столицу, то это привело бы к гибели страны. И причина связана со сложившимися особенностями транспортной инфраструктуры страны. СССР, возникший на обломках Российской империи, сохранил централизованность не только социально-политического устройства государства, но и её транспортной системы.
По схеме видно, что также как и в древнем Риме, все пути ведут в Москву – самый главный транспортный узел страны. Все внутренние грузоперевозки в основном осуществлялись через Москву. В результате, взятие агрессорами столицы России неизбежно привело бы к параличу всей транспортной системы государства. Отсюда невозможность снабжения, обеспечения подкреплениями, перегруппировки войск во время боевых действий. Поэтому, краеугольным камнем в плане “Барбаросса” – плана ведения войны гитлеровской Германии с СССР, было взятие столицы страны Москвы, которое должно было привести к победе. Поэтому сдача Москвы могла привести к гибели СССР. Вот почему советским бойцам нужно было насмерть стоять в боях, защищая нашу столицу. И они достойно не только выполнили поставленную перед ними задачу, но именно под Москвой начали изгнание захватчиков с Родины, доведя войну до победного конца в столице уже поверженного врага.
Рекомендуем прочитать статьи:
Почему Гитлер напал на СССР именно в 4 часа утра 22 июня 1941 года
Искусная комбинация, проведённая Красной Армией, в годы Великой Отечественной войны
Грандиозная афера советских военных во время Великой Отечественной войны
А если зайдёте на сам канал, то вас ждут более 100 интереснейших статей.
Для этого кликните аватар канала или эту ссылку канал к в кубе
По этой же ссылке вы сможете финансово поддержать творческую активность автора своими донатами(денежным вознаграждением).
Если Вам понравилась статья, то ставьте лайки. Оставляйте комментарии. Ваше мнение мне очень важно. Поделитесь с друзьями в социальных сетях.
На канале ожидаются очень интересные публикации. Дальше будет только интересней!
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.