Недавно общалась с давно знакомой мне мамой нынешнего восьмиклассника и в разговоре прозвучало:
"Мы в девятом в соседнюю школу перейдем. Аттестат нужен хороший, а там и балла средневзвешенного нет, и контрольные можно пропустить"
Вот так бывает даже в пределах одного района.
Школы по закону имеют автономию в принятии очень многих решений. Говоря честно, многие с удовольствием отдали бы эту автономию куда подальше и повыше. Но те, кто повыше, ответственность ни за что нести не хотят. Скинуть её на каждого конкретного директора - идеальный выход! Требуй любую дичь, главное - устно. Придется за дичь отвечать? Все вопросы к директорам школ! Это всё они сами! Вот такая сейчас в школах система.
Эта автономность часто приводит к серьёзным перекосам в отметках детей.
Давайте посчитаем. Например, биология.
За четверть должно быть минимум, пусть, 3 отметки. Ученик за дома написанный (скачанный из интернета) реферат получает 5, за ответ на уроке получает 5, за контрольную/лабораторную/самостоятельную работу получает 3. На предпоследнем в четверти уроке пересказывает параграф, получает 5. Что в четверти выставят? (5+5+3+5):4=4,5! Да! Пять! С тройкой за контрольную работу!
Так действует средний балл: за контрольную 2, за ответ у доски 3, в среднем будет троечка.
Справедливо? Нет.
А теперь про балл средневзвешенный. В некоторых школах он давно введен и прекрасно работает. Но некоторые родители, конечно же, против. И некоторые учителя, к слову, тоже.
Каждый вид работы имеет при расчёте балла в конце четверти/триместра/семестра свой вес: отметка за домашнюю работу - вес 1, за лабораторную работу - вес 3, за контрольную - вес 5, например.
Ученик за четверть получил две пятерки за домашки, четверку за лабораторную, тройку за контрольную. Как будет считаться балл: (5*1+5*1+4*3+3*5)/10=3,7.
А при среднем было бы 4,25.
Но кто-то будет спорить, что средневзвешенный балл честнее? Вряд ли.
Далее начинаются отличия в порогах для выставления четвертных и годовых отметок. В одной школе начиная с 0.5 ставят отметку строго по правилам математического округления. В другой только с 0.7, например. То есть
где-то 3,5 это четвёрка в четверти, а где-то тройка.
Также может отличаться обязательность написания контрольных работ. Тех самых, которые не более 10% времени от общего количества уроков могут составлять. В одной школе можно пропустить их все. Даже годовые! В другой по локальным нормативным актам без отметки за контрольную за четверть не аттестуют.
Представьте, как будет отличаться статистика двух школ, где в одной всё по самой строгой планке, а в другой можно контрольные не писать и устным ответом двойку за контрольную работу в четвёрку в четверти превратить?
Таких отличий от школы к школе набирается очень много! Отличается минимально необходимое количество отметок за четверть, система оценивания изо/музыки/физкультуры, необходимость сдачи устных зачетов по естественно-научным предметам, специфика работы с неуспевающими, специфика подготовки к ГИА, наличие/отсутствие промежуточной аттестации в виде отдельной работы по предмету, даже длительность перемен.
Вот и получается, что в одной школе восьмиклассник в 14:00 дома, а в другой до 17:00 в школе. При одинаковом количестве уроков! В одной школе - троечник (максимально честный), а в школе через дорогу "отличником" стал.
Знаний в голове нет? Это не страшно. Зато средний балл аттестата 4,8 вместо 3,9.
Хорошо это или плохо? Каждый решает сам для себя.
В комментариях можем обсудить, какая система оценивания вам ближе👍
Если хотите держать руку на математическом пульсе школьника, но не знаете как, обязательно приходите в мой телеграм-канал:
поговорим, обсудим, поможем.
Просто Училка live
***
Поддержать работу канала можно здесь. Спасибо🙏