Обычно специалисты советуют менять фильтры в сроки, рекомендованные компанией или заводом-производителем. В случае воздушного или масляного фильтра рекомендации срабатывают «неплохо», и все потому, что фильтруемая среда - воздух или горячее масло - практически не отличается по составу в разных странах. А вот с бензином или соляркой дело обстоит сложнее.
Обычно указывают примерные границы пробега, когда желательно заменить фильтр. Но на практике рекомендации приходится адаптировать к реалиям. И все потому, что бензин или дизель - это смесь почти десятка веществ, довольно сложных по структуре углеводородов. Бензин и дизель могут стареть, расслаиваться, в них могут «выпадать» смолы и вода.
А еще на разных автозаправках топливо может иметь минеральные микровзвеси, песок, гидраты и даже ржавчину или соединения свинца. Соответственно, на чистом бензине топливный фильтр работает долго, а на поддельном смесевом, с большим количеством олефинов и парафинов, может забиться за считанные месяцы эксплуатации.
С дизельным топливом дела обстоят еще хуже. Топливные фильтры на дизель должны задерживать воду и очень мелкие частицы абразива и песка, поэтому поры в фильтрующем элементе довольно маленькие и быстро забиваются. А зимой в добавок на фильтре налипает парафин, растворенный в дизельном топливе.
Как определить, что уже пора менять
Обычно на забитый фильтр указывает резкое снижение мощности мотора. Водитель давит на педаль газа, а машина разгоняется вяло и запускается на холодную как-то чересчур долго. У дизельных моторов на забитый фильтр указывает крайне тяжелый запуск в холодном состоянии и работа двигателя рывками, неравномерно.
Как правило, если на машине стоит качественный топливный фильтр, то пропускная способность его меняется линейно, то есть постепенно. Соответственно, так же линейно растет давление в нагнетающей полости топливного насоса. Как только производительность насоса упадет ниже безопасной границы, электроника выдаст на экран «Check» с указанием на фильтр или клапан насоса.
Часто получается просто сбросить «Чек» на короткое время, но потом все повторяется, и на 3-4 раз уже окончательно все блокируется. Нужно обязательно проверить тестером или на диагностике. Обычно хороший фильтр неплохо защищает топливный насос и продлевает его срок службы.
Проблемы с некачественными фильтрами
Поддельные или некондиционные фильтры ведут себя по-другому. Обычно до 40-50 тысяч километров пробега проблем нет. Это и понятно - большая часть мусора без задержек пропускается к форсункам. Затем в какой-то момент налипшая корка из грязи и воды мгновенно самоуплотняется, и фильтр сразу перестает пропускать топливо к насосу. Без вариантов.
То же на приборке выскакивает «Check», но на этот раз все блокируется без возможности сбросить неполадку. Так что поддельный топливный фильтр - это еще и хороший шанс застрять надолго где-нибудь на полпути между дачей и домом. Хорошо, если не ночью.
Ориентируйтесь на минимальный срок службы фильтра - 40 тысяч километров. Нужно заранее купить в запас пару топливных фильтров. Не из-за желания сэкономить - один всегда в гараже, второй храните в машине. Просто времени на замену своими руками или на СТО, как правило, нет совсем.
А так, если подвернулась возможность, то сразу и поменяли - фильтр и ключи в машине, а большего и не нужно. Ну, может еще потребуется книжка по ремонту. Вещь крайне необходимая в машине - в продаже есть немало очень толковых руководств с красивыми схемами и дельными советами. Стоит копейки, а помощь от такого «букваря» огромная.
Технические особенности замены
Правило первое - не стоит пытаться менять топливный фильтр где-нибудь в дороге. Тем более что у многих машин бочонок стоит под днищем, а значит, нужна яма или подъемник. У некоторых моделей, обычно небольших седанов, фильтр стоит на насосе, но вытаскивать агрегат придется через салон - вот тут и пригодится «букварь по ремонту».
Ничего сложного нет - нужно будет аккуратно сбросить давление в магистрали, вытащить насос и заменить фильтр. Либо, если бочонок под днищем, то опять же - аккуратно расслабляем крепление, чтобы сбросить давление и снять фильтр. Правда, нужно не забыть обесточить насос, например, снять клемму или предохранитель.
У старых авто и машин с дизельным мотором топливный фильтр стоит под капотом - его вообще можно заменить во время очередного выезда на дачу. Правда, работать нужно в комфортных условиях, при плюсовой температуре и с возможностью дать рукам отдохнуть.
Что нельзя делать
Кстати, большинство проблем с заменой топливного фильтра как раз связаны с человеческим фактором. Где-то недотянул хомут или криво прокладку уложил. Так что торопиться не стоит.
Что нельзя делать - это пытаться промывать фильтр вместо замены. Бензин-то не всегда качественный. Часто после 20-30 тысяч километров становится ясно, что нужно менять. Но некоторые автолюбители предпочитают решать проблему промывкой. Купил на рынке и залил в бак средство для очистки бензопроводов и форсунок, заодно растворил смоляные пробки на фильтре.
Получается дешевле, и эффект проявляется очень быстро. Правда, есть шанс впоследствии повредить насос, но если машина готовится на продажу, то кого это волнует.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв