Глава 1
Полина вдруг стала ненужной в своем доме. Нет, мать с отцом сперва обрадовались, что их дочь вернулась с фронта, но когда узнали причину её увольнения из армии, схватились за голову. Радость сменилась упреками:
- Это ж когда у тебя время на такое бесстыдство было? Отец-то хоть кто? - спрашивал Иван.
- Алексей Снегов, он погиб, - при воспоминании о нем Полина почувствовала, как по щеке течет слеза.
- Неужто не могли пожениться? Это что же выходит - ты вроде и вдова, а вроде бы и нет, - качал головой отец.
- Он просил, чтобы я с ним пошла к командиру, но мне так хотелось свадьбы в мирное время, чтобы родные все были за общим столом...
- Так и не путалась бы с ним, - мать поджимала губы, осуждающе глядя на дочь. - Неужто без этого было нельзя?
- Мама, а что ты понимаешь? - Полина понимала, что мать права, но что уж поделать? - Там каждая минута на счету. Не день, ни месяц, не год, а каждый миг! Думаешь, братец мой Витенька там девушек не обхаживает?
- Он мужчина, - отец будто бы нашел ему оправдание. - А ты повела себя как распутная девчонка.
Полина поняла, что по мере того, как будет расти её живот, мать с отцом так и будут её осуждать. Но хуже всего было сталкиваться с соседками. Однажды она подслушала разговор двух женщин из соседних комнат.
- Такие, как она, мужиков наших окучивают! - зло говорила Анна, вытирая пол в коридоре.- Пока мы тут своих мужиков честно ждем, да детей растим, девицы, вроде Польки, обхаживают их там.
- А может она не от наших мужиков понесла? - подхватила Лидия, чей муж пропал без вести. - А вдруг от немца какого, мы ж теперь не узнаем.
Полина молчала, хоть и была на них зла. Что толку? Её боль - это только её чувства. Но вот подозревать её в связи с немцами - это уже перебор.
Но слухи и сплетни не прекратились, стало только хуже. Однажды её вызвали в управление, так как на Полину написали донос.
- Ознакомьтесь, - майор протянул ей бумагу, написанную неровным почерком, будто второпях.
- "Прошу проверить Полину Морозову на предмет связи с немцами. Она вернулась беременной, говорит, что отец ребенка Снегов Алексей, молодой и холостой рядовой. Если это было так, отчего они не поженились на фронте? Прошу проверить, был ли такой боец, или же Полина Морозова вводит всех в заблуждение."
- Бред какой-то, - Полина держала в руках листок и качала головой.
- Что вы можете на это сказать? - Майор закурил трубку и посмотрел на девушку.
- Ну вы же понимаете, что это всё сплетни и наговоры озлобленной бабы.
- Я понимаю, но проверить нужно. Напишите на листке всю информацию, которую знаете об Алексее Снегове.
- Да, конечно, - кивнула она.
Вернувшись в квартиру, Полина прошла на кухню и столкнулась с Анной и Лидой. Те ехидно на неё посмотрели, но девушка, усмехнувшись, подошла к крану, набрала воды, выпила молча и ушла к себе в комнату. А через две недели она положила на стол лист-уведомление.
"Рядовой Снегов А.П. действительно состоял в партизанском отряде №7. Погиб 12.02.1943 г. в лесу в бою с противником. Подтверждено командиром отряда и двумя очевидцами. Беременность Морозовой Полины Ивановны связана с рядовым Снеговым А. П, так как их неуставные отношения происходили на глазах всего отряда, что порицалось командиром Просвириным Ф. М."
Но даже это не помогло. Теперь её называли "вдовой без мужа", произнося это с презрением, с завистью, и даже брезгливостью.
И даже мать с отцом будто бы стыдились своей дочери, каждый раз говоря о том, что этот ребенок навлечет на них позор. Ведь отец уважаемый человек на заводе, а мать учитель русского языка и литературы. А если в школе прознают об этом? Еще скажут, что она не может свою дочь правильно воспитать, значит не имеет права других детей учить.
****
Она решила уехать. Прихватив с собой фотографию родителей Алексея и письмо от его матери, где был написан обратный адрес, Полина собрала свои вещи и, сухо прощаясь с родителями, поехала в село на Урале, о котором всегда с теплотой и вдохновением говорил Алексей. Она не знала, как её примут, но попробовать должна была.
Деревня Сосновка была небольшой, но красивой и уютной. Здесь было всего три улицы, церковь без купола, а вдоль села протекала небольшая спокойная река, за которой растилался лес.
Дом стоял на краю, он был старый, но ухоженный. Когда Полина подошла к забору, то увидела женщину и вздрогнула - это мать Алексея, сомнений быть не может. Тот же разрез глаз, те же черты лица, цвет волос.
- Здравствуйте, - она робко стояла за калиткой, не решаясь войти.
- Здравствуйте, - женщина встала с крыльца, отложив в сторону тазик с луком. - Вы ко мне?
- Вы ведь мать Алексея Снегова? спросила Полина, дрожа от волнения.
Женщина посмотрела на неё с тоской, губы её задрожали, казалось, она вот-вот заплачет.
- Вы его знали?
Полина кивнула и положила руку на живот, тихо произнося:
- Меня Полиной звать. Я... я ребенка от него жду.
- Проходи, - тихо сказала Татьяна, сразу же перейдя на "ты", обратившись к ней ласковым голосом. Женщина засуетилась от волнения. - Проходи, милая.
Внутри избы было уютно и тепло. Полина не сдержала слёзы, увидев на стене фотографию Алексея в военной форме. Она помнила тот день, когда был сделан этот снимок.
- Он писал о тебе в своей последней весточке. В его словах было столько нежности и трепета, Алексей называл тебя очень храброй, настоящим бойцом. В письме он выражал надежду, что когда немец будет разбит, то вернетесь вы вместе в эту деревню, поженитесь и построите дом.
- Мы оба об этом мечтали...
***
В том доме её приняли без вопросов и без осуждения. Казалось, Татьяна и её муж Пётр, которого по здоровью не призвали на фронт, будто бы боялись за её здоровье и чуть ли не пылинки с неё сдували.
Тихими вечерами, когда Татьяна и Полина шили пелёнки, а Петр мастерил колыбель, она рассказывала об Алексее: как он спасал раненых, как пел песни под гитару, как испугался до жути, когда она упала в болото.
- Он был хорошим человеком, я верю, что и его ребенок будет таким же.
Осень 1943 года.
Роды были тяжелые, но мальчик, который появился на свет родился крепким, придя в этот мир с громким криком.
Полина держала его на руках и впервые плакала не от горя, а от того, что жизнь всё-таки побеждает, что она продолжается
- Я Алексеем назвать его хочу. В честь отца.
- Он похож на него, - прошептала бабушка, гладя младенца по щёчке. - Одного Алёшку мы потеряли, а другого обрели...
Полина отправила матери и отцу письмо, но в ответ получила лишь сухие поздравления, не было в обратной весточки слов, которые бы выражали тоску по дочери или желание увидеть внука. А может быть им не до радости было, ведь за месяц до родов её родителям пришла похоронка. Брат Полины, Виктор Морозов, погиб вместе со своим другом.
Но всё же Полине было обидно - чужие люди приняли её, подарили любовь и ласку, а родные будто стыдятся её, стесняются.
ЭПИЛОГ
Полина не вернулась в свой родной город. Она осталась жить в селе с родителями Алексея, которые помогали ей воспитывать сына. С их помощью она смогла поступить в педагогический, вернувшись в деревню уже учителем младших классов.
Замуж Полина так и не вышла, всю себя она посвятила воспитанию сына и чужим детям, вкладывая в их головы нужные знания.
Благодарю за прочтение. Другие истории можно прочитать по ссылкам ниже:
В связи с изменениями на Дзене поддержка автора приветствуется.)