Найти в Дзене

Мотивы героя: от коллективного до вынужденного

Оглавление

Какой спектр всего показывает мотивация, мотивы: причинно-следственные связи, характер героя, его поведение и, безусловно, эмоции. Принимая какое-то решение, даже осознанно озвучивая для себя цели и ожидаемый результат, от эмоций герой все равно никуда не денется. И каждый персонаж будет иметь разные эмоции и разное поведение, совершать разные поступки.
Именно мотив делает героя сложным, неоднозначным, не всегда понятным для читателя. Он дает каждому читателю возможность интерпретировать поведение героя, его действия, возможность понимать все по-своему (как по одному и тому же роману можно снять двадцать разных фильмов).
Я уже рассказал о двух группах мотивов:
удаленный, отдаленный, отложенный, размытый;
прямой, вариативный, длительный, ложный.
Теперь о третьей группе.

1️⃣ Коллективный мотив

-2

Мотив может сознательно рождаться в коллективе (рабочий, семейный, спортивный и пр.) его не навязывают, а делают первостепенным для героя – он ставит и разделяет цели, дальнейшие поступки с товарищами. Вид хорош для любого жанра, потому что, как говорил уже классик, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
🔴 Плюсы. Прием распространенный и важный. Например, в фэнтези-квесте у героя часто есть спутники, есть общие мотивы, которые и способствуют объединению. При этом и у героя, и у персонажей есть и свои личные мотивы. Сочетание коллективного и личного мотива всегда интересно. Среди спутников героя может преследовать свои цели предатель, трус может оказаться смельчаком, нищий – королем и наоборот. Частный мотив интересно раскрывать на фоне коллективного или общего.
Коллективные мотивы чаще всего
открытые, то есть озвучены, объяснены в тексте. Так, например, читателю ясны все мотивы похода Фродо со товарищи у Толкина.
Они могут быть
скрытыми (даже удаленными). В трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» две семьи – Монтекки и Капулетти – давно враждуют, но что стало причиной, мотивами такой длительной семейной вражды – об этом не говорится.
Коллективный мотив легко или
соотносится, или даже сливается с личным. Например, в «Трех мушкетерах» А. Дюма отважная четверка отправляется за алмазными подвесками. Заметьте – по просьбе главного героя, у него-то есть открытый личный мотив. Не совсем открытый, но личный мотив, связанный с прошлым, есть и у Атоса. В данном случае личные мотивы соотносятся с коллективным: не добыть подвески, а поддерживать, защищать друзей. У Арамиса и Портоса личный мотив равен коллективному.

⚫ Минус. Можно потерять героя. Во-первых, писатель сам может не понимать, кто же у него герой. Я уже как-то писал, что герой должен быть один, но вот на конкурсах часто пишут «коллективы» и упорно доказывают, что, скажем, у трех друзей космолетчиков совершенно одинаковые по смыслу роли, место в сюжете и в раскрытии идеи. В результате именно идея и не раскрывается. Свести воедино три сюжетные линии еще можно в романе, а в рассказе проблематично. Во-вторых, второстепенный герой может затмить главного, придется все переписывать.

2️⃣ Общий и частный мотивы

-3

Есть отличия между коллективным мотивом и общим, личным и частным.
Например, мотив власти. Ученые говорят, что мотив власти как общий мотив есть в голове у каждого человека. Грубо говоря, любой человек хочет власти. Понятно, что у самого человека он превращается в частный мотив. Как сказал один психолог, «
даже бомж заведет собаку, чтобы властвовать над ней».
🔴
Плюс. Интересно, когда общий и частный мотив сталкиваются.
В романе А. Хейли «Отель» владелец убежден, что костяк работников разделяет его желания, мотивы, потому что они много лет вместе, они стали друзьями. Да и кто не хочет, чтобы отель процветал, чтобы была прибыль, а значит, благополучие. Однако владелец перед выбором: его вынуждают уволить старый персонал. Разочаровался ли он, когда получил аудит-отчет и узнал, что его друг – бармен, дочери которого владелец отеля оплатил дорогостоящую операцию, – много лет обманывает его разными способами?
Владелец был готов даже это понять и принять (общий мотив – быть богатым –нормален), если бы не услышал, как его ненавидит бывший друг и за что. Нет, только разочарованием это не назовешь. Это гнев, отчаяние, тоска, крах того, во что верил. Ну а по сюжету ситуация помогает ему принять решение. Правильное ли оно или неправильное – за этим с интересом следит читатель.
Мотив неотделим от поступка, а поступок – это уже «поле» частное.

⚫ Минус, пожалуй, в том, что некоторые авторы, раскрывая частные мотивы, забывают об общих. А ведь один из секретов хорошей книги, когда читатель находит общее с героем или может не принимать частные мотивы, но понимать истоки происходящего,
В общем мотиве может отражаться тема книги, глубокая общая идея, а герой, понимая общие мотивы, руководствуется частными, совершая поступки.

3️⃣ Мотив долга

-4

Я еще называю «мотив предков» или «оценивающий мотив».
Мотив долга – что это значит? Когда мотив
условно принадлежит герою. Вспомните Шекспира. У него многие герои проходят именно такой путь.
Вот Гамлет… Все последующие ситуации связаны с событием: он выходит на прогулку, встречает привидение. Призрак отца просит его разобраться с убийцей. И Гамлет – сын, человек долга – делает это своим мотивом, хотя, может, душа и сопротивляется.
🔴 Плюсы. Мотив долга позволяет показать место героя в череде других. В культуре. В диалоге культур. Такой мотив передает преемственность, наследие не только черт характера, но и моральных ценностей, нравственных устоев, традиций. Очень многие сюжеты построены на мотивах долга. Произведения о войнах, о борьбе за землю, за территории, борьба за ресурсы и т.д.
⚫ Не
минус даже, просто нужно различать какие-то вещи. Месть… является ли она мотивом долга? Нет. Она базируется на других вещах. Это относится как раз больше к собственным переживаниям, чем к общим, родственным. Часто в историях человек совершает месть не тогда, когда он этого хочет, а когда его просят. Это неправильно. Потому что месть всегда должна вызреть в душе самого человека, а иначе он не мститель, а киллер.
Мотив долга легко спутать с личным мотивом (то есть произойдет подмена), а из-за этого поступки могут казаться недостоверными. Действовал бы так Гамлет, если бы руководствовался личными мотивами? Вряд ли. То есть всегда нужно объяснять переход мотива долга в личный, если так происходит.

4️⃣ Вынужденный мотив

-5

Сложный вид. Представьте, герой живет себе спокойно, и вдруг что-то происходит: не природное, не каверзы врагов, не какие-то проблемы друзей и родных… – вообще случайное, непредвиденное, непостижимое. Угроза, опасность, безвыходная ситуация, из которой ему нужно выпутаться. Это и будет его главным мотивом – выпутаться из безвыходной ситуации, но сама она вынуждает его на это.
В моем рассказе «Наследники» в такую ситуацию попадает обычный торговец. Волшебное зеркало с чего-то решило, что именно он может найти способ спасения наследника короля (а способы искали постоянно и не один век). Но торговец же нормальный человек, конечно, он отказывается! И соглашается только тогда, когда… Не буду дальше рассказывать, почитайте. Или послушайте.

Иногда трудно понять, какой мотив перед нами: мотив долга или вынужденный. Они могут сливаться.
В балладе Стивенсона "Вересковый мед" старый медовар просит короля убить сына, только тогда он раскроет тайну изготовления меда.
Мне продавать свою совесть
Совестно будет при нем.
Старик понимает, что мальчик не выдержит пыток. Поступает вынужденно.
Предательство, измена, невыполнение условий, обещаний и другое часто имеют в основе не личные корыстные мотивы, а вынужденные.
🔴 Плюс. Это всегда интересный мотив, организующий поворотные точки. Он заставит даже самого слабого персонажа действовать.
Минус. Вынужденный мотив часто путают со стимулом.

Вообще многие путают мотивы и стимулы. Как понять, что важнее для сюжета, что должно быть в тексте, где и кем сказано? Об этом поговорим далее.
Продолжение следует

Все статьи в подборке "Герои"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам