В первой части статьи о мотивации мы говорили, что герой кажется читателю скучным, «разжеванным», очень понятным, потому что мотивы в тексте даются, описываются, объясняются «как-то не так».
А как же надо? Как же тогда с этими самыми мотивами работать? Когда и где их показывать?
Для начала хорошо бы знать, какими они бывают. Общую классификацию видов мотивов можно найти в любом учебнике по психологии. Давайте посмотрим на виды с писательской точки зрения, а еще и с точки зрения интересности для читателя, на плюсы и минусы каждого вида.
Мотивов у человека много (на поступок человека толкает как и один мотив, так и целый ряд мотивов, при этом они могут возникать как последовательно, так и одновременно). Но будем рассматривать как один мотив, а вы просто держите в голове, что их множество.
1️⃣ Удаленный мотив
Не от слова «даль», а от слова «удалить».
В данном случае писатель вообще не показывает, не описывает мотива, держит этот мотив героя в голове, а в тексте ничего нет. Читателю приходится догадываться, а что же, собственно, предвещало тот или иной поступок человека? Получается, что ружье, которое должно было выстрелить, осталось в голове у писателя (и там же, видимо, и выстрелило).
Вы наверняка встречали истории (часто на конкурсах), когда понятно, что писатель знает о своем герое гораздо больше, чем читатель, ему кажется, что он и в тексте это передал, а на самом деле – нет. Поэтому хорошо бы проверить – все ли, что нужно, вы перенесли из головы в текст.
⚫ Минус в том, что писатель не может предположить, а догадается ли о нужном читатель. Если нет точки отсчета, то о чем, собственно говоря, гадать?
Кажется, этот вид лишь со знаком «минус». Нет.
🔴 Плюс в том, что иногда и не нужно говорить о мотиве поступка персонажа. Не все подвешенные ружья должны обязательно выстрелить. Например, поклонник (мелькающий пару-тройку раз в сюжете) дарит героине цветы. Чего тут непонятного? Другой разговор, если героиня начнет думать об этом, тогда уже персонаж из второстепенного становится значимым, а его мотив может нуждаться в разъяснении.
Ф. Кафка «Перевоплощение» – мотив превращения главного героя Грегора Замзы в насекомое совсем не объясняется. Читатель сам решает, что это – аллегория семейных отношений, отчуждение или экзистенциальная метафора.
Еще плюс… Вспомните «Муму» И. С. Тургенева. Интерпретаций, почему Герасим утопил любимую собаку, чем руководствовался, что было главным мотивом, – множество. «Удаленный мотив» хорош для неожиданной кульминации, непредсказуемой развязки, более всего – для открытого финала.
И все же я лично не рекомендую делать «удаленный мотив». Писать, как Тургенев, – это высший пилотаж. Не все гении, увы.
2️⃣ Отдаленный мотив
Многие считают, что «отдаленный мотив» – подвид «удаленного». Нет. Это самостоятельный и очень распространенный в книгах мотив. Главное отличие в том, что «удаленный мотив» не объясняется в тексте, не называется, не проявляется никак, а «отдаленный» обязателен в концовке.
Часто так пишутся детективы, когда интрига растет, усугубляется, но читателю приходится только догадываться о чем-то. В конце сыщик собирает всех участников событий где-то в одном месте, раскрывает мотивы каждого, тем самым вычисляет преступника. Например, у А. Кристи в романе «Убийство в «Восточном экспрессе» мотив раскрывается только в финале, когда Пуаро собирает всех пассажиров.
У Дж. К. Роулинг в части «Гарри Поттер и тайная комната» причины нападений и природа тайной комнаты становятся понятными только в конце книги, когда объясняется прошлое Тома Реддла.
Объяснение отдаленного мотива может совпасть с кульминацией, с развязкой. Он, безусловно, эффектен в рассказах. Например, в моем рассказе «Привидения в ассортименте» мотивы поступков некоторых персонажей не понимаются главным героем, только в эпилоге, выяснив некоторые обстоятельства, он прозревает.
🔴 Плюс очевидный: держим интригу, шокируем развязкой.
⚫ Минусы… Трудно все же сказать, что это минусы, скорее, не все читатели любят подобное развитие сюжета. Скажем, детективы – не мой жанр. Читаю, конечно, но часто разочаровываюсь именно концовкой, когда я либо все угадал, либо мои догадки вообще не совпали с задумкой автора.
Еще минус… Возможна путаница мотивов, когда в основной части, в кульминации они ложные, а в развязке – истинные. Автор ждет от читателя возгласа: «Вау! Вот оно как!», – а на самом деле читатель разочаровывается, потому что развязка перечеркивает весь сюжет. Я такое часто вижу в конкурсных рассказах.
Отдаленный мотив хорош тем, что он всегда истинный – наряду с предыдущими. Просто он другой истинный, дополнительный.
8️⃣ Отложенный мотив
Очень интересный. Я очень люблю этот мотив, потому что с ним можно творить чудеса.
Почему же он отложенный? Давайте представим: девушка пришла в гости, схватила банку с солеными огурцами, вытащила огурец и с огромным удовольствием его съела. Что первое приходит на ум? Ну наверняка она беременная.
В моем рассказе «Ангелы существуют» хозяйка, у которой героиня с мужем снимали квартиру, догадалась, что квартирантка беременна, именно потому что та накинулась вдруг на соленые огурцы.
Но! Первая догадка читателя может быть ошибочной. Писатель-то отложил объяснение, почему все таким образом происходит. И чем ошибочнее догадка читателя, тем ему интереснее.
🔴 Плюсы. Прием позволяет уйти от стереотипов. В нашем примере речь может быть вовсе не о беременности. Допустим, в фэнтези – это признак того, что у девушки таким образом просыпаются ведьминские силы. Я придумываю уже, но в принципе придумать тут можно все, что угодно – от какой-то фантастической идеи до реальной.
С другой стороны прием позволяет не заявлять о стереотипах открыто, что называется, в лоб. Но если без стереотипов не обойтись (а без них все же не обойтись!), то лучше привести к ним читателя через цепь определенных событий.
У Сюзанны Коллинз в «Голодных играх» сначала кажется, что Китнисс добровольно становится трибутом лишь ради сестры – и это правда, но постепенно раскрывается более широкий мотив – ненависть к Капитолию и стремление к справедливости. Дж. Р. Р. Толкин, «Братство кольца» – Боромир сначала выглядит лишь преданным союзником – это так и есть, но его желание использовать Кольцо для спасения Гондора объясняется полностью лишь в конце.
⚫ Минус– не превратить отложенный мотив в ложный, а это может быть, чем дальше он от стереотипа, шаблона.
Минус в том, что сама по себе развязка с отложенным мотивом должна быть интереснее догадок. Она может совпадать с догадкой читателя – главное, чтобы читатель не разочаровался, а сказал: «О, я был прав!» А если не совпадает, значит, отложенный мотив должен быть настолько достоверным, чтобы читатель воскликнул: «А ведь так было возможно! Я этого даже не предполагал!»
В отличие от отдаленного мотива, отложенный (или отложенные) может быть в любом месте сюжета.
4️⃣ Размытый мотив
Интересный вид, когда мы даем возможность читателю этот мотив интерпретировать, как-то по-своему объяснить, что-то предположить. В детективах очень часто дается этот вид мотива. И не только в этом жанре. Герой постоянно сомневается, путается в собственных желаниях, объясняет себе что-то то так, то эдак, философствует, при этом мотив не меняется, он именно «размыт» в описаниях. Герой не понимает сам себя, что-то осознает, что-то нет, то винит себя во всем, то ищет оправдания, совершает странные поступки – чем интереснее сюжет, чем круче «начальная» интрига, тем герой интереснее.
🔴 Плюс несомненный – нарастание интриги, драмы, непредсказуемость событий. Можно вспомнить «Страдания молодого Вертера» Гете. Вертера ведет не четко выраженное желание, а клубок страстей и сомнений, что делает его непредсказуемым и живым. «Преступление и наказание» Достоевского. Раскольников постоянно колеблется в объяснении своего преступления: то «теория сверхчеловека», то сострадание Сони, то искупление греха. Мотив остается сложным и многогранным.
⚫ Минус: к сожалению, можно уйти в чрезмерные какие-то сложности, непонятности, «жвачку», когда мотив размыто расписывается на десять страниц, а по сути занимает две строчки. Размытость в важный момент должна смениться конкретикой.
Итак, эта группа мотивов – удаленный, отдаленный, отложенный, размытый – позволяет объяснять то, что необходимо, держать интригу, правильно использовать стереотипы, сделать открытый или контрастный, или шок-финал.
Далее мы поговорим о другой группе мотивов, которые тоже интересны.
Продолжение следует
Все статьи в подборке "Герои"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам