Найти в Дзене

Мотивы героя: от прямого до ложного

Оглавление

Мотивы героя – двигатель сюжета. Кто же спорит? Только всегда трудно говорить о них в книге, объяснять тот или иной поступок героя так, чтобы читателям было интересно.
Мы рассмотрели одну группу мотивов –
удаленный, отдаленный, отложенный, размытый.
Сегодня поговорим еще о четырех видах мотивов.

1️⃣ Прямой мотив

-2

⚫ Начнем сразу с минусов.
Прямой мотив... Грубо говоря, у героя что в голове, то и на языке. Скучно. Читателю сразу все понятно. То есть мотив дается таким образом, что читатель уже знает, что будет наперед.
Вспомните антиприем «Герой проснулся…» Сколько историй начинается именно с этого. Плохо, если сразу не следует событие, не дается интрига, не начинается что-то, что изменит судьбу героя. Плохо, когда целая глава отводится на показ того, как проснулся, почему швырнул в стену будильник, чем руководствовался, совершая поход в ванную, в туалет, с чего захотел выпить кофе, потом еще долго перебирал одежду – что надеть и зачем… при этом герой еще думает, что надо идти на работу, а он не хочет, потому-то… Думаю, вы уже начали зевать от одного этого описания действий.
🔴 Есть и плюсы.
В рассказах прямой мотив хорош в сочетании с общим (или коллективным). Например, в моем рассказе
«Синяя птица» герои – сотрудники отдела – идут ловить птицу счастья. У каждого есть свои мотивы, желания, мечты. И мне важно было сказать о них прямо и кратко, потому что идея совсем в другом – в том, как они будут действовать сообща, к чему приведет их общее желание.

Нет, Курдасов не мечтал, а, скорее, планировал будущую жизнь. Канет в прошлое ненавистный Главхренстройтрест, впереди Москва, должность министра, на худой конец, заместителя оного. «С женой разведусь, Леночку с собой заберу!» — Курдасов решительно рубил воздух ладонью…
Аркадий Илюшкин, глядя на подрагивающий от усилий, обтянутый синим трико зад Курдасова, думал о собственной пятой точке, которую он удачно уместит в кожаное кресло начальника. И ему тоже виделась в мечтах секретарша Леночка, застенчиво протягивающая чашку кофе или трубку телефона.
В Танечкиной же бухгалтерской голове, привыкшей к точным цифрам, прямолинейно неслось: «Хочу мира во всем мире, быть красивой и любовь Илюшкина!»

Еще такой прием нужен для чередования, чтобы читатель не устал от сложности героя, если мотив не сильно важен. Чередование сложных мотивов с прямыми вполне приемлемо.

2️⃣ Вариативный мотив

-3

Я его еще называю «мотив сомнения». То есть писатель дает мотив или набор мотивов, разбивает этот набор на подмотивы. И читателю трудно понять, что же из этого набора будет на первом месте. Анна Каренина, героиня романа Л.Н. Толстого, все время руководствуется разными мотивами, все время в сомнениях, основанных на морально-нравственных основах, искусственных законах общества и истинной природы человека. По сути, все ее выборы ведут к трагедии. Как-то мне попалось занимательное исследование-сравнение Анны Карениной и Скарлетт О’Хары. У Скарлетт мотивы прямые, как и поступки. Знаменитая фраза: "Подумаю об этом завтра (утром)", – свидетельствует, что сомнения, сожаление, нерешительность не в ее характере. Это принципиальное отличие героинь, вместе с тем европейской и русской литературы вообще.
🔴 Плюсы. Всегда интересно, что выберет герой, всегда интересны сомнения героя, интересен тот момент, в который происходит выбор, потому что этот момент, как правило, становится решающим в судьбе героя, кульминационным. Сомневающийся герой – это всегда неоднозначный герой.
Чем его сомнения ближе читателю, тем интереснее выбор. Хотя сами мотивы будут вполне понятны. Читатель может говорить: «
Ну выбери вот это… Давай так… Сделай так…» А герой поступает по-другому, интрига продолжается. Или, допустим, он поступает так, как не хочет читатель, но разочарования нет, а есть диалог читателя с героем.
⚫ Минус. Вариативный мотив не стоит слишком уж затягивать, делать варианты бесконечными, то есть не доводить до ситуации, когда читатель скажет: «Господи, ну когда ты уже хоть на что-то решишься, что-то предпримешь
Мы же с вами помним, что мотив формирует цели и приводит к поступкам, к действиям.

3️⃣ Длительный мотив

-4

«Длительный» мотив часто путают с «размытым», о котором мы уже говорили.
Разница в том, что в данном случае
главный мотив героя понятен сразу.
Читателю интересно следить, что же будет происходить с героем, как он будет решать проблему, как поступать. Как будет
меняться мотив.
Например, нашему герою хочется похудеть, чтобы нормально жить. Это его главный мотив, а книга посвящена тому, что же человек для этого предпринимает. Так, например, написаны некоторые книги нон-фикшн.
🔴 Плюсы: есть цели, много действий, какой-то ожидаемый результат, получится / не получится и т.д.
⚫ Минус: не стоит длительный мотив делать главным. Пусть он лучше будет сквозным. Когда он как бы обрамляет какое-то другое приключение героя, но при этом читатель с интересом следит и за сквозным мотивом (за второстепенной интригой).
Вспомните знаменитый сериал «Не родись красивой», когда девушки сидели у телевизоров и следили за изменениями героини во внешности, хотя сюжет был не столько об этом, сколько о настоящей любви.
У О. Громыко в «Космобиолухах» героиня приносит на космический корабль редкий экзотический фрукт, у нее есть мотив, чтобы фрукт спрятать от всех. А у остальных членов команды появляется мотив, что его найти и съесть. Время от времени героиня проверяет и перепрятывает фрукт, а команда предпринимает попытки покуситься на чужое. Это юмор. Какого-то особого значения приключения фрукта для сюжета не имеют, разве что глубже раскрываются характеры персонажей, их отношение друг к другу. Однако читателю интересно, что же будет дальше, чем все закончится.
То есть
длительный сквозной мотив способен удерживать внимание читателя.

4️⃣ Ложный мотив

-5

Это очень распространенный мотив. Я покажу его на примере сказки «Марья-искусница». Вспомните момент, когда герой – мальчик – выбирает маму из предложенных вариантов царем подводного царства.
Обратите внимание сколько всего здесь: это и напряжение, и сама по себе интрига, и страх. То есть максимальное обострение конфликта, пик эмоций, контраст кульминации и развязки. А ведь каждый из зрителей или читателей сказки знает, что закончится все хорошо.
При этом читатель и предполагает развертывание дальнейших событий, и в то же время сомневается – вдруг что-то пойдёт не так. Почему? А потому что мотив того, кто предлагает выбрать ребенку маму – ложный (не для него самого злодея, а для тех, кому он его озвучивает). И это потом выясняется. Посмотрите, как потом ведет себя подводный царь, он говорит, что все равно маму не отпустит. У него изначально был мотив не выполнить свое обещание, а обмануть. Всех.
Это противопоставление ложного мотива злодея и прямоты, честности положительных героев сказки и создает очень интересный контраст.
Мы ожидаем, что мальчик однозначно выберет маму, но предполагаем, что злодей не выполнит своего обещания. Что тогда будут делать герои?

🔴 Плюс.Читатель сразу знает, что мотив ложный (а герой или герои не знают), тем интереснее следить за тем, как герои выкрутятся.
Когда мы создаем такой мотив в тексте, то дальше это целое развертывание, одно событие последовательно тянет за собой другое.

⚫ Минус. Важно читателю давать наводки, он должен знать о ложности мотива, чувствовать себя причастным. В сказке все предшествующие события – это и есть наводки: злодей уже не раз обманывал и героев, и читателей. А если не давать такие наводки, то читатель может разочароваться. Например, в фэнтези положительный герой неожиданно (а на самом деле по воле автора) вдруг превращается в злодея. А как бы ничего не предвещало!..
Кроме того, в сказках, в детской литературе ложный открытый мотив сразу определяет роль и место персонажей – этот положительный, а этот отрицательный (хороший / плохой). Во взрослой литературе такая однозначность кажется по меньшей мере странной.

Итак, прямой, вариативный, длительный, ложный мотивы помогают создать контраст между общим и личным, подчеркнуть сомнения и выбор персонажей, держать интригу, выстроить диалог с читателем. Также они хороши для чередования разных мотивов персонажей.

Есть еще одна группа мотивов – сложных, не всегда понятных, но важных для сюжета. О них – далее.
Продолжение следует

Все статьи в подборке "Герои"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам