Найти в Дзене

Важна ли мотивация поступков героя в книге?

Оглавление

Важна ли мотивация поступков героя в книге?
Странный вопрос, не правда ли? Вот только…
Один читатель скажет: «
Зачем писатель разжевывает все, что приводит героя к тем или иным действиям? В этом случае герой однозначен, понятен до оскомины, а его поведение, поступки, поведение предсказуемы. Это неинтересно».
Другой читатель заявит: «
А мне бы хотелось знать, чем руководствовался герой, совершая то или иное действие. Мотивы как раз интереснее бывают, чем сам поступок. Он лишь следствие».

Оба читателя правы. С одной стороны, стопроцентно понятный герой скучен, нужно оставлять «поле» для читательского размышления. С другой – стопроцентно непонятный герой тоже мало кому интересен.
Нужно ли писателю все время говорить о мотивах героя? Где же баланс?
Посмотрим на мотивацию, мотивы с писательской точки зрения (книги по психологии вы и сами можете почитать). Дело здесь не в мотивации, а в неумении работать с мотивацией, в неумении правильно в книге показать мотивы, в незнании самого процесса.

1️⃣ Мотивация как процесс

Что такое «мотив»? Как он появляется? Это целый большой процесс.
Давайте вспомним, рассмотрим его на простом примере.

-2

1). Начинается он с бессознательной какой-то потребности. (На иллюстрации наш человечек почувствовал странное ощущение в желудке).
2). Следующий шаг – эта потребность осознается. (Человек понял, что он хочет есть).
3 – 5). А когда уже происходит осознание, тогда уже формируются цели для достижения этой самой потребности, для ее удовлетворения. Понимается, какого результата ожидать. (То есть наш человек, осознав, что он хочет есть, решает изготовить орудие, найти, что может стать добычей, в результате удовлетворить чувство голода).
6 – 7). Для достижения этого результата он совершает определенные поступки, действия. (Человек выслеживает дичь, разделывает, разводит костер, готовит еду и пр.).
8). Вот теперь ожидаемый результат достигнут, потребность удовлетворена. (Ну, чувство голода перестало мучить человека).
Главное, это то, что мотив осознается. И в зависимости от него человек формирует и свое поведение, и поступки.

А теперь представьте, что наш человечек, осознав потребность, решает заглушить чувство голода уксусной кислотой? Он нормален? Видимо, нет (если вы не пишете именно такого).
А если он смертельно болен, ощущает голод, но решает вместо еды выпить кислоту, чтобы… ну, вы понимаете. Что это?
Замена мотивов?
А если он, осознав потребность, имея мотив ее удовлетворить, наплевав на все, терпит, продолжая разрисовывать фигурками животных стены пещеры? Тут что?
Преобладание одного мотива над другим? (Очень рекомендую почитать роман Э. Золя «Творчество», где герой примерно так и поступает, потому его поведение читателю кажется неприемлемым, ужасным, даже страшным, но именно такая «непредсказуемость» заставляет задумываться над всем, что происходит).

Да, какой-то сбой, пропуск шага в процессе, неадекватность целей – сделает героя непонятным. И все же мой пример примитивный, а процессы мотивации гораздо, гораздо сложнее. Чем запутаннее мотивы, тем интереснее читателю в них разбираться, а писателю важно, чтобы все же понимание героя читателем произошло.

2️⃣ Мотивы и импульсы

Интересно, что многие ученые не согласны с тем, что мотивом может быть только осознаваемое. То есть они могут быть и неосознаваемыми в том числе.
Есть такой замечательный психолог Алексей Николаевич Леонтьев, он говорит о том, что мотивы можно поделить на две группы.
1. Осознаваемые.
2. Неосознаваемые побуждения.

Мотив неосознаваемый может выступать как желание, хотение, быть переживаемым и толкать на что-то, то есть побуждением. Но без осознанности.

-3

Нашего пещерного человека можно представить в импульсном действии.
1). Возникает какая-то неудовлетворенность.
2). При этом все равно мотив в виде желания уже дает человеку знание того, чего он хочет. («Хочу есть», – говорит он).
3). Он совершает импульсное действие, чтобы быстренько удовлетворить это желание (добывает слона, утаскивает еду с общей кухни, вместо курицы насыщается тремя корочками хлеба и пр.).
4). Соответственно, получает определенный результат.
Таким образом, некоторые фазы осознанного мотива исчезают из импульсного действия, но тем не менее мотив остается (он возникает).

3️⃣ Импульсное действие

Импульсное действие тоже можно поделить на два вида.
1. Здоровое импульсное действие.
2. Больной импульсивный поступок.

⚫ Больной импульсивный поступок – это когда все негативные проявления зашкаливают. Этот поступок необъяснимый, неадекватный, странный. Например, когда человека, совершившего преступление, признают психически нездоровым. Но даже у психически нездорового человека есть мотив, о котором говорит Леонтьев, – «неосознаваемое побуждение» (самим человеком неосознаваемое).
Скажем, в обычных детективах задача сыщика в том, чтобы выявить мотивы, приведшие к преступлению, и таким образом выйти на преступника. А в триллерах задача осложняется тем, что психически нездоровый преступник совершает импульсные действия, например, нападает на девушек исключительно в красных шапках. Он сам не осознает своих мотивов (они могут быть «спрятаны» в прошлом), потому и вычислить такого очень трудно.

🔴 Здоровое импульсное действие – это проявление поведения человека мгновенно. К примеру, человек приходит в магазин, у него здоровое сиюминутное желание удовлетворить голод. А там пахнет кофе. Он идет по магазину, запах вызывает желание выпить чашечку. Здоровое желание. Здоровый импульсивный поступок может быть и негативным: когда люди эмоционально не сдерживаются, проявляют нетерпеливость, раздражительность или легкомысленность, быстрая обида и т.д. Но это в природе человека, это нормально.

Почему-то многие писатели зачем-то подробно описывают, что же предшествовало импульсному действию. В книге необязательно описывать весь этот процесс – осознал или нет, как он захотел, почему, каковы мотивы и т.д.

Итак, подведем некоторые итоги.
► Описание глубоко скрытых мотивов больного импульсного действия нужно в книгах определенных жанров или для понимания конкретного странного действия персонажа.
► Описывать «мгновенные» мотивы здорового импульсного действия, как правило, не нужно. Достаточно самого поступка, да и он не всегда нужен.
► Если разъяснять детально мотивы всех поступков героя, он покажется скучным.
► Если не разъяснять мотивы совсем, герой книги останется непонятым.
► Не все мотивы нужно описывать в книге. Чем сложнее потребности, которые их вызывают, тем интереснее мотивы, цели героя и способы достижения этих целей.
► Из всех «шагов» процесса мотивации самые значимые – третий, четвертый, пятый. Описание, разъяснение этих «шагов» организует так называемый «эффект ожидания». Герой на этом этапе лишь предполагает результат, разными способами идет к нему. И читатель вместе с ним. Читателю интересно, осуществятся ли желания героя, что герой для этого делает и как, насколько совпадут ожидания и реальность. Чем «длиннее» путь ожидания, тем больше хочется узнать, что же дальше.

Как не перепутать мотив героя со стимулом? Какие виды описаний мотивов существуют? Обо всем этом и многом другом поговорим далее.
Продолжение следует

Все статьи в подборке "Герои"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам