Рассказ о японском среднем танке Тип 97 Чи-Ха, который ныне находится на Поклонке
Военно-технические и военно-исторические музеи, особенно посвященные конфликтам XX века, редко могут обходиться без натурной экспонатуры. Касается это и военной техники, которая является одним из ключевых источников привлечения внимания аудитории. Кто бы что не говорил, но даже если в небольшом музее есть пара танков, то туда пойдут куда охотнее, чем если у него ничего подобного нет. Правда, надо иметь в виду, что получить просто танк не получится. Особенно если речь идет о бронетанковой техники времен Второй мировой войны. И уж тем более если это техника зарубежная.
Из крупных московских государственных музеев, которые посвящены Великой Отечественной войны, Музей Победы (он же известен как Поклонка) является самым крупным. И однорвеменно одним из самых молодых. Его экспозиция, прежде всего уличная, формировалась уже в 90-е годы, когда уже зарубежную технику, по большей части, сдали в металлолом. Тем не менее, кое-что интересное там есть, включая военную технику японской армии. Одним из таких образцов является японский средний танк Тип 97 Чи-Ха, восстановленный из корпуса, привезенного с Шумшу.
Так сложилось в нашей истории, что у Красной Армии было всего два крупных эпизода, когда она серьёзно воевала против японской бронетанковой техники. В обоих случаях японской "брони" хватило ненадолго. Первый такой эпизод произошел в начале июля 1939 года в районе реки Халхин-Гол. Там воевало два японских танковых полка (3-й и 4-й), в принципе, тогда японские танки были сопоставимы по характеристикам с советскими. Особенно что касается дебютантов - средних танков Тип 97 Чи-Ха. Для них тогда это стало самым первым боевым дебютом.
Для своего времени данный танк был вполне удачной разработкой. Чи-Ха, наряду с легким танком Тип 95 Ха-Го, стал классикой японского танкостроения. В нем использовалась масса оригинальных технических решений, таких, как V-образный дизельный двигатель воздушного охлаждения, подвеска системы Томио Хара, общая конструкция корпуса, ставшая характерной для японских танков. Да и броня у него вполне имелась. Правда, как выяснилось летом 1939 года, 25 мм брони уже маловато. Вместо крупнокалиберных пулеметов в основном пришлось иметь дело с противотанковыми пушками.
Итоги боёв у реки Халхин-Гол оказались для японских танков крайне спорными. 3-й и 4-й полки понесли тяжелые потери, включая и Чи-Ха. Спустя всего несколько дней после начала боевых действий японские танковые полки потеряли боеспособность и более не участвовали в боях. По итогам изучения опыта боев японское командование приняло решение о модернизации Чи-Ха. Результатом стало появление среднего танка Тип 97 Шинхото и-Ха. Впрочем, более важным решение стало то, что желания воевать с Советским Союзом у Японии несколько поубавилось.
В следующий раз с японскими танками Красная Армия встретилась в августе 1945 года. И это были... почти те же самые танки, что использовались летом 1939 года. Разве что теперь в танковых полках теперь использовался смешанный состав. Чи-Ха, с 57-мм пушками, имевшими слабое противотанковое действие, больше подходили для поддержки пехоты. Шинхото Чи-Ха, с 47-мм пушками Тип 1, более уверенно чувствовали себя против танков, но осколочно-фугасные снаряды у них оказались слабее. Самое интересно, что в Квантунской Армии были и более современные танки, Тип 1 Чи-Хе, но летом 1945 года их отозвали в метрополию. Впрочем, они мало чем могли помочь, поскольку японское танкостроение безнадежно отстало в своём развитии.
На материковой части японские танки в августе 1945 года почти не применялись. Совсем иначе развивались события на острове Шумшу, где 11-й танковый полк являлся одной из важных составляющих системы обороны острова. Танки должны были действовать совместно с пехотой, являясь своеобразной пожарной командой. Ожидалось, что основным местом высадки станет район военно-морской базы Катаока (бывший поселок Байково), либо самая северная точка острова, в районе Высоты 171 (Сией-сан, или Четырехгорье). Там не раз проводились учения, в последний раз они прошли летом 1945 года.
На деле 18 августа 1945 года всё пошло не так, как предполагалось на учениях. Фактор внезапности оказался на стороне Курильского десанта. Его попросту проспали, открыв огонь по десантным кораблям уже после того, как передовой отряд сошел на берег. Десант понес тяжелые потери, но основная его масса успешно высадилась, вскоре оказавшись рядом с Высотой 165 (Малая высота). Что же касается 11-го танкового полка, то он на тот момент оказался рассредоточен по острову. 4-я танковая рота оказалась первой на поле боя, потеснив десант и потеряв при этом 7 танков из 11.
Основной состав 11-го танкового полка оказался на поле боя значительно позже, а его действия сложно назвать успешными. Попытка блокировать десант, отрезав его от места высадки успеха не имела, в том числе потому, что танки действовали без поддержки пехоты. В такой ситуации потери от противотанковых гранат и огня противотанковых ружей оказались очень высокими. Ничем хорошим не закончилась и атака, в которую полк повел его командир, полковник Икеда Суэо. Танки расстреляли из противотанковых ружей, по итогам из примерно 40 танков, которые принимали участие в основной атаке, погибло 17. На этом последний бой японских танков закончился.
В дальнейшем уцелевшие танки, а также часть подбитых в бою, оказались в глубине острова. Часть из них разделали на металл, часть использовалось как мишени для береговых батарей. Часть же оказалась в народном хозяйстве. С танков снимали башни и вооружение, в таком виде их применяли в качестве тракторов или даже движителей для лесопилок. По мере необходимости с танков забирали запчасти и моторы, чтобы починить оставшиеся машины, но в итоге они сломались окончательно. А далее Шумшу стал необитаемым.
Впервые танки отсюда забирались в начале 90-х годов, так появилось несколько танков на Поклонке и в Кубинке. Точнее, Ха-го, а также танк, который именовали как "Ке-Ну". На самом деле это шасси Ха-Го, на которое взгромоздили башню от Чи-Ха. Потом еще долгое время историки, включая японских, не могли понять, что это за опытная версия танка. В 2009 году состоялось две экспедиции, в ходе которых отсматривались будущие экспонаты. А в августе-сентябре 2010 года некоторое количество танков уехало на Поклонку.
Танки, которые уехали с Шумшу, ранее стояли на ремзоне, находившейся за аэродромом Кузьминовский. Это были те самые машины из народного хозяйства и доноры запчастей. И если для Шинхото Чи-Ха хотя бы была башня с вооружением, то Чи-Ха представлял собой пустой корпус с "убитыми" катками, гусеничные ленты имелись очень фрагментарно. А еще были небольшие срок для восстановления (тут общий привет законам, по которым живут наши музеи) и весьма скудный бюджет.
Одним словом, процесс реставрации танков оказался, скажем прямо, специфическим. Перефразируя один монолог, у нас было два пакети... пардон, два месяца, скудный бюджет, башня "типа Ке-Ну" как образец, шасси Шинхото Чи-Ха как образец по ходовой части, и необходимость сдать танк ко 2 сентября. С учетом всех проблем с бюджетом и прочим, в принципе удивительно, что по итогу получилось вполне похоже на настоящий танк. Уж как минимум не те кадавры, которые лепили "деды" в НИИ-38, эти шедевры весьма обильно стоят на Поклонке.
Делались Чи-Ха и Шинхото Чи-Ха параллельно, на заднем дворе Инженерного корпуса ЦМ ВОВ (тогдашнее название музея). Ниболее активно работы шли в августе 2011 года. То, что работы шли параллельно, несколько облегчало задачу, тем более что по ряду деталей танки унифицированы. Больше всего они отличаются по кормовой части и надмоторным плитам. Правда, часть Шинхото Чи-Ха была переделала из Чи-Ха, а поздние Чи-Ха унифицированы по плите с Шинхото Чи-Ха. В общем, лазейки имеются.
Вот что у них совершенно разное, так это башня и вооружение. Посему была обмерена башня уже упомянутого танка в Кубинке, после чего подготовлена документация и изготовлен макет. Делался он хоть и натурным, но тонкостенным, всё равно на этом танке не воевать. Посему башня получилась легкой, ее несколько человек вполне таскала вручную. Ставили башню после того, как шасси прибыло на Курильскую экспозицию. Со стороны это выглядело, конечно, шедеврально, постетители точно оценили.
Финальную точку в работе по танку (танкам) поставили за час до открытия экспозиции. Лично подкрашивал гусеницы, хорошо, краска быстро подсохла, никто не заляпался. С учетом сроков и бюджетов бригада, которая восстанавливала танк, совершила маленький подвиг. Ну а что бывает, когда сроки и бюджеты другие, можно видеть на "Моторах Войны". Практически те же люди, исходник еще хуже, но выглядит совсем иначе. Да и условия размещения разные.
Про условия стоит остановиться отдельно. Когда создавалась экспозиция по Курильской десантной операции, оговаривалось, что там должен быть стланик. Так вот, местные озеленители работали по принципу "и так сойдет". Поэтому Чи-Ха вы увидите не сразу и точно не весь. Ибо эти гиганты мысли посадили обычные деревья. Так что японский танк постепенно исчезает за флорой. Можно сказать, скрытие огрехов реставрации путем озеленения. Возможно, когда-то дойдет, что чего-то пошло не так. Может быть. Но это не точно.
Другие материалы по японским средним и тяжелым танкам:
Рассказ о японском среднем танке Тип 97 Чи-Ха, новинке выставки "Моторы Войны"
Type 97 Shinhoto Chi-Ha и советская разведка
История японского среднего танка Тип 97 Шинхото Чи-Ха, ныне находящегося на Поклонке
Эволюция башен японских средних танков, в которой имеется и советский след