Найти в Дзене

Капитальный ремонт школ: Инструкция по оснащению мебелью школ по ФГОС, ГОСТ, СанПиН, приказ РФ №838 и №1057

Оглавление

Данная статья-пособие позволяет ЛПР самостоятельно провести весь цикл – от понимания, что закупить, до контроля, как закупить правильно и вовремя. Используйте перечни оснащения как чек-лист предметов, схемы – как наглядное руководство по процедурам, а образцы документов – как основу для собственной документации. При строгом соблюдении нормативов и внимательном отношении к деталям, капитально отремонтированная школа будут оснащены современной, качественной и безопасной мебелью в установленные сроки, а проверяющие органы не найдут нарушений.

Цель: помочь лицам, принимающим решения (ЛПР) в сфере образования спланировать и провести закупки мебели и оборудования для школ и детских садов (ДОУ) после капитального ремонта. В материале представлены перечни необходимого оснащения по типам помещений согласно приказам Минпросвещения № 838 и № 1057, визуальные схемы закупочных процедур (44-ФЗ и 223-ФЗ), блок-схемы подготовки технического задания и приемки товаров, чек-листы по каждому этапу закупки, а также образцы ключевых документов.

Подчеркнем: при оснащении образовательных учреждений критически важно соблюдать актуальные нормы и стандарты (ФГОС, СанПиН и пр.), а также рекомендации Минпросвещения (приказы № 838 и № 1057). ЛПР должен контролировать соответствие закупаемой мебели и оборудования этим требованиям на всех этапах – от планирования и составления технического задания до приемки и ввода в эксплуатацию.

Перечни оснащения помещений: школы и ДОУ (приказы № 838 и № 1057)

-2

Ниже приведены таблицы оснащения различных помещений школ и дошкольных учреждений в соответствии с требованиями приказов Минпросвещения № 838 (для общеобразовательных организаций) и № 1057 (для дошкольных организаций). Приказы устанавливают базовый список мебели, оборудования и учебных средств, необходимых для современных условий обучения.

Приказ № 838 регламентирует оснащение всех зон школы: от входной группы и общешкольных помещений (гардеробы, столовые, актовые залы, библиотеки, спортзалы, медицинские кабинеты, учительские, коридоры и т.д.) до учебных кабинетов по каждому предмету и лабораторий, а также оборудования для детей с ОВЗ. Оснащение по приказу № 838 делится на обязательное (базовое) – то, что должно быть в каждой школе (столы, стулья, доски, компьютеры и пр.), и дополнительное (вариативное) – спецоборудование, закупаемое после полного обеспечения базовых потребностей (например, профильные лабораторные комплекты, генераторы спецэффектов для актового зала, зарядные станции и т.п.).

Приказ № 1057 описывает перечень оборудования для дошкольных образовательных учреждений. Он охватывает входную группу, групповые помещения (мебель и развивающая среда), музыкальные и спортивные залы, кабинеты специалистов (психолог, логопед и пр.), а также оборудование для работы с особыми детьми (ОВЗ, РАС). Включены как основные предметы (кровати, детские столы и стулья, шкафчики, игрушки, методические материалы и т.д.), так и дополнительные рекомендованные материалы и оснащение (сенсорные комнаты, интерактивное оборудование и пр.).

Оснащение учебных кабинетов (классов) – Школа

-3
  • Парты ученические регулируемые: Индивидуальные рабочие места для учеников, регулировка по высоте для соответствия росту.
  • Стулья ученические регулируемые: Регулируемые по высоте стулья для учащихся, соответствуют парте (комплект на каждого ученика).
  • Стол учительский: Оборудован тумбой или ящиками для хранения материалов, размещается в фронтальной зоне класса.
  • Стул учительский (кресло): Удобное кресло для педагога, регулируемое по высоте.
  • Доска учебная: Комбинированная (классическая + интерактивная) или интерактивная панель, с проектором или большим экраном для мультимедиа.
  • Системы отображения: Проектор и экран, либо large-format дисплей для демонстраций (особенно в специализированных кабинетах – физика, биология и др.).
  • Наборы учебного оборудования: Специализированные комплекты по предметам: лабораторные наборы (физика, химия, биология), коллекции и модели, наглядные пособия. Дополняют базовую мебель; приобретаются в профильные кабинеты после обеспечения основного оснащения.
  • Шкафы, стеллажи для хранения: Для учебных пособий, книг, реактивов, спортивного инвентаря и др. материалов; закрываемые шкафы для химических веществ в кабинете химии.
  • Компьютер, ноутбук: Рабочий компьютер учителя (стационарный или ноутбук) с программным обеспечением; в кабинетах информатики – комплект ученических компьютеров или ноутбуков.
  • Прочая учебная техника: Принтер/МФУ для кабинета (при необходимости), документ-камера, лабораторные приборы (осциллографы, микроскопы и т.д. по предмету).

Примечание: В каждом кабинете должны быть предусмотрены удобная мебель для хранения учебных материалов и безопасная организация рабочих мест (эргономика, расстояния, освещение – согласно СанПиН). При оснащении специализированных кабинетов (химия, физика, технология и др.) сначала закупается базовая мебель (регулируемые столы, стулья, доска, шкафы) и базовые устройства (компьютер, проектор и т.д.), а затем дополнительное профильное оборудование по списку приказа № 838.

Оснащение столовой (обеденного зала) – Школа

-4
  • Столы обеденные: Столы с гигиеничным покрытием (легко моющимся), рассчитанные на 4–6 учащихся. Количество – по вместимости столовой (норма посадочных мест определяется СанПиН).
  • Сиденья для обеденного зала: Стулья или скамьи для столовой, устойчивые, износостойкие, легко моющиеся. Высота подобрана под столы; возможно использование стационарных мебельных комплектов (стол-скамья).
  • Линия раздачи (буфет): прилавки-раздаточные с встроенными мармитами (тепловыми витринами) для поддержания температуры блюд, лотки для приборов, подносов. (Примечание: это уже оборудование пищеблока; закупается по спец. проекту, но мебельная часть – стойки, столы выдачи – относится к оснащению столовой.)
  • Стойки для подносов, урны: Мобильные стойки или тележки для сбора подносов после еды; урны/ёмкости для отходов – из нержавеющей стали или пластика, легко очищаемые.
  • Ручные умывальники: Мойки для рук (если предусмотрены в зале), а также диспенсеры для салфеток, санитайзеры – устанавливаются с учетом роста детей.
  • Информационные стенды: Стенд с меню на день, стенд с правилами поведения в столовой, уголок потребителя. Размещаются на видном месте при входе в столовую.

Примечание: Оснащение столовой должно удовлетворять санитарно-гигиеническим нормам. Вся мебель – из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами, устойчивых к частой уборке и дезинфекции. ЛПР должен убедиться, что закупаемая мебель для столовой имеет сертификаты соответствия санитарным требованиям (например, покрытие столов – безопасное, без токсичных испарений при нагреве).

Оснащение рекреаций и коридоров – Школа

-5
  • Места для сидения в холлах и коридорах: Скамьи, лавочки, модульные диваны и пуфы для отдыха учащихся. Размещаются вдоль стен рекреаций, в зонах ожидания. Должны быть устойчивыми, с обивкой из износостойких и трудновоспламеняемых материалов.
  • Информационные стенды и навигация: Настенные стенды: расписание уроков, объявления, правила поведения, стенды безопасности (например, планы эвакуации). Навигационные таблички помещений, указатели направлений – для ориентации в здании.
  • Декоративно-развивающие элементы: В начальной школе: уголки природы (например, аквариум, террариум) и экозоны в рекреациях; стенды с творческими работами учеников. В старшей школе: стенды по профориентации, исторические экспозиции и пр.
  • Оборудование для внеурочной активности: По возможности рекреации оснащаются мобильными стендами или настенными элементами для активностей: шахматные столики, настенные мольберты для рисования, интерактивные панели или экраны для транслирования информации.
  • Системы хранения: Шкафы или стеллажи в зонах рекреаций (если используются, например, для книг – буккроссинг, или хранения спортивного инвентаря возле спортзала). Должны иметь надежное крепление к стенам (требование безопасности).
  • Безопасность окон и дверей: В рамках капремонта проверяется оснащение окон замками безопасности (для предотвращения выпадения), доводчики на дверях. Эти элементы не являются мебелью, но ЛПР должен проконтролировать их наличие при приемке здания.

Примечание: Рекреации начальной школы могут иметь оборудованные игровые зоны (например, мягкий модульный конструктор, ковролин для подвижных игр, настенные пазлы) – если это предусмотрено образовательной программой. Приказ № 838 выделяет «Рекреацию для начальных классов» как отдельный подраздел, требуя наличие комфортной мебели и развивающих игровых модулей. ЛПР должен обеспечить, чтобы в обновленной школе места общего пользования были не только функциональными, но и способствовали всестороннему развитию (зоны отдыха, информации, творчества).

Оснащение актового зала – Школа

-6
  • Кресла или стулья для зрителей: Рядное размещение кресел (мягких складных кресел либо стульев с мягкой накладкой) на ~100 и более мест в зависимости от размера зала. Должны быть крепко соединены между собой или к полу (требования пожарной безопасности – чтобы не загромождали эвакуацию).
  • Сцена: кулисы и занавес: Если зал оснащен стационарной сценой: сценические кулисы, задник, занавес. Эти элементы обычно входят в строительство, но их наличие и работоспособность (механизм занавеса) должен проверить ЛПР при приемке.
  • Звуковое оборудование: Звукоусилительная аппаратура: стационарные акустические системы (колонки), усилитель, микшерный пульт, микрофоны (проводные и радиомикрофоны). Это обязательная часть оснащения актового зала для проведения мероприятий.
  • Проекционное оборудование: Мультимедийный проектор для актового зала (как правило, стационарно закрепленный на потолке), а также большой выдвижной экран. Альтернатива – большой LED-экран. Используется для демонстраций, фильмов на общешкольных собраниях.
  • Осветительное оборудование: Софиты сценического освещения (фронтальные прожекторы, верхний свет). Можно предусмотреть современное LED-освещение сцены с пультом управления.
  • Мебель сцены и закулисья: Трибуна (лекторский пюпитр) для выступлений; столы и стулья для жюри (на сцене или первом ряду при необходимости); кулисные ширмы, вешалки для костюмов в закулисье.
  • Дополнительное оборудование: По возможностям бюджета: интерактивные комплексы (например, проекционный экран с сенсорным модулем для выступлений), генератор дыма или мыльных пузырей для театрализованных представлений (вариативное оборудование – приобретается при наличии основного).

Примечание: Актовый зал часто используется и как кинозал, и как место проведения линеек, собраний, концертных номеров. Важно: убедиться, что закупаемая мягкая мебель и ковровые покрытия для сцены имеют сертификаты пожарной безопасности (нормы горючести и дымообразования), а электрооборудование – сертификаты соответствия. Все оборудование (звук, свет, проекторы) должно быть установлено с соблюдением техники безопасности (крепления, проводка). ЛПР контролирует, чтобы обязательный минимум для актового зала (звук + кресла + базовый мультимедиа) был закуплен, а остальное – по мере выделения средств.

Оснащение спортивного зала – Школа

-7
  • Спортивные снаряды (стационарные): Шведская стенка (гимнастическая стенка) – устанавливается по одной или нескольким стенам, с мягкими матами внизу. Гимнастические козлы, скамьи, турники, кольца – в зависимости от площади зала.
  • Мягкие маты и покрытие пола: Комплекты гимнастических матов (200×100×10 см и др. типоразмеры) для страховки при упражнениях. Спортивный зал должен иметь напольное покрытие с амортизацией (спортивный линолеум или модульное). При необходимости дополнительно укладываются татами, ковры для единоборств.
  • Мобильное оборудование: Комплекты для подвижных игр: стойки и сетка для волейбола, переносные стойки с баскетбольными щитами; наборы конусов, обручей, канатов, секционных барьеров для эстафет; тренажеры детские (по возрасту) при наличии места. Хранится в подсобном помещении спортзала или вдоль стен на стеллажах.
  • Спортивный инвентарь (мелкий): Наборы мячей (футбольные, волейбольные, баскетбольные – достаточное количество, разных размеров); скакалки, клюшки и кольца для игры в хоккей и рингго; гимнастические палки, флажки, мешочки для метания и проч. Предусмотрены шкафы/стойки для хранения инвентаря.
  • Оборудование безопасности: Зеркала настенные для контроля техники упражнений (закреплены прочно, с пленкой от осколков); аптечка спортивная; информационный стенд с инструкциями по безопасности и нормами ГТО; огнетушитель и пожарный инвентарь по нормам.
  • Раздевалки и душевые: Мебель раздевалок: скамьи со спинками, вешалки для одежды или шкафчики индивидуальные (если предусмотрено). Напольные решетки для обуви. В душевых – скамьи пластиковые, крючки для полотенец. (Эти помещения зачастую оборудуются в рамках строительно-ремонтных работ, но ЛПР должен проверить их наличие).

Примечание: Оснащение спортзала регламентируется не только приказом № 838, но и требованиями Минспорта и СанПиН. Важно: спортивное оборудование должно соответствовать ростовым особенностям детей (например, баскетбольные щиты – регулировка высоты для младших классов), иметь сертификаты безопасности. ЛПР проверяет, чтобы все крепления (шведских стенок, колец и пр.) выполнены профессионально, а в поставку входили необходимые мягкие маты для страховки. Также, желательно предусмотреть вариативные модули для развития координации у младших детей – балансировочные дорожки, мягкие туннели и др. (если это указано в приказе № 838 как доп. оборудование).

Оснащение медицинского кабинета – Школа

-8
  • Медицинская мебель: Специализированные медшкафы (для медикаментов, с замком), смотровая кушетка, ширма для осмотра, стол и стул медицинской сестры, стул для пациента. В прививочном (если есть) – холодильник медицинский для вакцин (оборудование).
  • Аптечки и средства оказания помощи: Настенный шкаф для аптечки или переносная аптечка, укомплектованная по нормам; тонометр, ростомер, весы медицинские – согласно перечню оснащения медкабинета.
  • Санитарное оборудование: Раковина с локтевым смесителем (если не установлена – умывальник передвижной), бактерицидный облучатель (рециркулятор) для обеззараживания воздуха.
  • Документация и стенды: Информационный уголок здоровья (стенд с санитарно-просветительской информацией для школьников), журналы учета. Мебель: стеллаж для документации.
  • Примечание: Медицинский кабинет должен соответствовать требованиям лицензирования мед деятельности в ОО. Часть оснащения (медицинское оборудование) закупается по линии здравоохранения, но мебель и организационное оснащение – зона ответственности школы. Приказ № 838 включает требования к медблоку школы в разделе общешкольного оснащения. ЛПР следует убедиться, что при капремонте медкабинет не только отремонтирован, но и укомплектован необходимой мебелью и приборами.

Оснащение входной зоны и административных помещений – Школа

  • Входная группа (вестибюль): Шкафы или вешала для верхней одежды (гардероб) – стационарные или сборно-разборные стойки; система нумерации мест для одежды. Столы/стойка дежурного администратора или охраны; стул (кресло) администратора. Стенды с государственной символикой (флаг, герб, гимн) – по приказу № 1057 для ДОУ и аналогично рекомендуется в школе.
  • Оборудование безопасности: Система контроля доступа (турникеты при входе – оборудование, а не мебель, но стойки турникетов входят в оснащение); металлодетектор (если требуется); камеры видеонаблюдения. ЛПР должен проверить их установку после ремонта.
  • Кабинеты администрации: Директор, завучи: рабочие столы (офисные, для персональных компьютеров), кресла руководителя, шкафы для документов (закрывающиеся на замок), переговорный стол (в приёмной), стулья для посетителей. Приказ № 838 распространяет современные требования и на административные кабинеты – предусматривается компьютер с подключением к ЕИС ОО, мультимедийные средства связи и т.д.
  • Учительская: Общий рабочий стол (или индивидуальные места) для учителей, стулья; шкафы для методической литературы; шкафчики для личных вещей педагогов; информационный стенд (расписание, приказы по ОО). Желательно зона отдыха – мягкий диван или кресла, мини-кухня (стол, чайник – по усмотрению школы).
  • Прочие помещения: Библиотечно-информационный центр: стеллажи для книг, библиотечные шкафы, столы и стулья для работы учащихся, каталог/ресепшн библиотекаря. Лаборантские при кабинетах: рабочий стол, шкафы для хранения оборудования. Склад инвентаря: стеллажи металлические для хозяйственных нужд. Туалетные комнаты: кабинки, сантехника – монтируется при ремонте, но мебель (шкафчики для убор inventoria) должна быть предусмотрена.

Примечание: В приказе № 838 «Комплексное оснащение общешкольных помещений» включает входную зону, гардероб, административные кабинеты, библиотеку, коридоры, туалеты, серверную и пр. ЛПР следует проверить, что после капремонта все эти зоны укомплектованы необходимой мебелью. Например, серверная должна иметь шкаф для сетевого оборудования (телекоммуникационный шкаф) и стол для ИТ-администратора; гардероб – достаточное число секций для одежды; кабинеты администрации – современная офисная мебель, позволяющая эффективно работать руководству школы.

Закупка мебели и оборудования: этапы по 44-ФЗ и 223-ФЗ

-10

При капитальном ремонте школы или ДОУ закупки обычно осуществляются за бюджетные средства, значит применяются законы о госзакупках – либо 44-ФЗ (если заказчик – государственное/муниципальное учреждение), либо 223-ФЗ (если закупка в рамках автономного учреждения или иной организации, подпадающей под этот закон). Ниже приведены схемы основных этапов закупочного процесса по каждому закону. ЛПР должен понимать общую логику процедур, чтобы контролировать действия подчиненных и сроки.

Этапы закупки оборудования и мебели по 44-ФЗ: от планирования до приемки.
Этапы закупки оборудования и мебели по 44-ФЗ: от планирования до приемки.

Описание: По 44-ФЗ процесс регламентирован законом о контрактной системе. Сначала потребности включаются в план-график закупок на год (при капремонте это часть мероприятий нацпроекта), затем публикуется извещение в ЕИС (Единая информационная система) с документацией. Участники подают заявки в установленные сроки, после чего комиссия заказчика рассматривает заявки и определяет победителя. С победителем заключается госконтракт, после чего осуществляется поставка и приёмка товара. В ходе процедуры 44-ФЗ строго устанавливает сроки и требования на каждом этапе (например, не менее 7 дней на подачу заявок, 2 дня на рассмотрение первых частей и т.д.), поэтому задача ЛПР – обеспечить соблюдение этих сроков и корректность всех действий.

Этапы закупки оборудования и мебели по 223-ФЗ: от планирования до приемки.
Этапы закупки оборудования и мебели по 223-ФЗ: от планирования до приемки.

Описание: По 223-ФЗ процедура во многом схожа (планирование, извещение, сбор и рассмотрение заявок, заключение договора, поставка, приёмка), но регламентируется Положением о закупке конкретной организации. Количество и содержание этапов могут различаться в деталях. Как правило, заказчик сам определяет требования к заявкам, критерии оценки и может проводить предквалификацию участников (если предусмотрено положением). ЛПР должен утвердить понятное Положение о закупках (для 223-ФЗ) и следить, чтобы процедуры проходили прозрачно и в соответствии с ним. В отличие от 44-ФЗ, 223-ФЗ дает большую гибкость (например, можно добавить этап переторжки или переговоров), однако основные принципы те же: планируем – объявляем – выбираем поставщика – заключаем договор – принимаем товары.

Критические моменты для ЛПР

  • Под 44-ФЗ – контролировать, чтобы все действия (размещение извещения, протоколы рассмотрения заявок, заключение контракта) происходили строго в сроки, установленные законом. Любое нарушение срока или процедуры может привести к штрафам и жалобам в ФАС. Также важно правильно обосновать НМЦК (начальную максимальную цену контракта) перед объявлением закупки – чтобы не было срыва торгов из-за неверной цены.
  • Под 223-ФЗ – убедиться, что Положение о закупках компании соответствует закону и опубликовано. Процедуры по 223-ФЗ более вариативны, но ЛПР должен следить за соблюдением принципов прозрачности и равноправия. Особое внимание – правильному оформлению извещения и документации (во избежание спорных требований к участникам). Кроме того, необходимо контролировать работу закупочной комиссии на предмет объективности и соблюдения внутренних регламентов.

Подготовка технического задания (ТЗ): блок-схема процесса

Правильное техническое задание – залог успешной закупки. Ниже представлена блок-схема основных шагов подготовки ТЗ на поставку мебели и оборудования:

Процесс разработки технического задания на закупку (блок-схема).
Процесс разработки технического задания на закупку (блок-схема).

Описание этапов:

  1. Определение потребностей. На этом шаге ЛПР совместно с педагогами и ответственными специалистами формирует список всего необходимого оснащения после ремонта. Основой служат нормативные перечни (приказ № 838 для школ, № 1057 для ДОУ) и реальные потребности учреждения (с учетом количества классов, детей, профиля обучения).
  2. Сбор требований и нормативной базы. Необходимо собрать все требования к предметам закупки: изучить приказы Минпросвещения, ФГОС (стандарты образования) и СанПиН для мебели, проверить ГОСТы на детскую мебель и оборудование. Также на этом этапе проводится анализ рынка: изучаются доступные модели мебели, их характеристики и цены. Консультации с экспертами и даже потенциальными поставщиками не запрещены – это помогает сформировать адекватные требования.
  3. Составление проекта ТЗ. На основе собранных данных пишется документ – описание объекта закупки. В ТЗ подробно перечисляются все товары, которые нужно поставить, с указанием технических характеристик, требований к материалам, размерам, безопасности, гарантийному сроку и т.д. (например, «парта ученическая двухместная, регулируемая по высоте, диапазон роста № 4–6, размер столешницы не менее 120×50 см, материал – ЛДСП класс Е1, кромка ПВХ 2 мм…»). Каждой позиции присваивается номер/код, указывается единица измерения и количество. Также в ТЗ включаются требования к качеству (например, соответствие ГОСТ или ТУ), к маркировке и упаковке, к срокам доставки и монтажу, требования к сертификации товара. Ниже приведена типовая структура фрагмента ТЗ на поставку мебели:(Пример таблицы из ТЗ: столбцы – № п/п, наименование товара, технические характеристики, гарантия, количество, цена за единицу, стоимость всего. Каждая позиция описывается максимально подробно, как в примере строки 1.)Помимо таблицы с товарами, ТЗ обычно содержит общие положения: требования к поставщику (например, наличие опыта, авторизации от производителя – если допустимо), условия гарантии (например, «гарантийный срок не менее 2 лет»), условия доставки и монтажа (доставка за счет поставщика, сборка мебели в помещениях заказчика, вынос упаковки). Эти разделы делают ТЗ полноценным документом, на основании которого затем составляется контракт.
  4. Экспертиза и согласование ТЗ. Проект ТЗ должен быть внимательно проверен. Важно: исключить формулировки, которые могут трактоваться как избыточные или ограничивающие конкуренцию (например, упоминание конкретной торговой марки без слов «или эквивалент» – недопустимо по 44-ФЗ, ч.1 ст.33). Рекомендуется проверить ТЗ юристом и специалистом по закупкам. Также нередко хороший шаг – пробное согласование с вышестоящей организацией или профильным отделом (в Минобрнауки субъекта или муниципалитете). Совет ЛПР: использовать чек-лист контроля ТЗ – включает пункты: все ли позиции из перечня закупки учтены, нет ли противоречий требованиям законодательства, указаны ли измерители, допуска, ссылки на стандарты, отсутствуют ли фактические ошибки и опечатки. Если возможно, полезно получить независимую экспертную оценку (например, у методиста или завхоза из другого учреждения).
  5. Утверждение ТЗ. Окончательный вариант технического задания утверждается приказом руководителя (если закупка крупная) или визируется ЛПР и передается в отдел закупок для включения в документацию. В рамках 44-ФЗ ТЗ становится неотъемлемой частью аукционной документации или конкурсной документации, а под 223-ФЗ – частью закупочной документации. Далее по этому ТЗ участники будут предлагать товары, а комиссия – оценивать соответствие.

Практический совет: ЛПР должен лично убедиться, что в ТЗ не упущена ни одна категория предметов, нужная школе/садику. Например, если забыть включить какой-то элемент (скажем, шкафы для лаборатории или стульчики для музыкального зала), то после закупки будет сложнее его получить. Лучше заложить все сразу, даже мелочи (в разумных пределах и в соответствии с приказами). Также важно прописать требования к качеству и безопасности: наличие сертификатов, соответствие техрегламентам, маркировка ЕАС, гарантия на мебель от 1 года и более (в приказе № 838, например, часто указываются гарантии 5 лет на школьную мебель – можно ориентироваться на это).

Приёмка товаров: блок-схема процесса

Когда оборудование и мебель поставлены, наступает этап приёмки. Ниже показана блок-схема, иллюстрирующая процесс приемки товара:

Процесс приёмки мебели и оборудования (блок-схема).
Процесс приёмки мебели и оборудования (блок-схема).

Описание этапов:

  1. Доставка товаров по контракту. Поставщик привозит мебель и оборудование в согласованные сроки. Как правило, в контракте прописано, что доставка осуществляется до склада или прямо в помещения заказчика, включая разгрузку. ЛПР должен организовать встречу груза: назначить ответственных за приемку, подготовить помещения для временного складирования.
  2. Проверка количества и качества. Приемочная комиссия (или уполномоченные лица) проверяет каждую единицу поставки согласно спецификации контракта и ТЗ. Критически важно сверить на месте: соответствие моделей и артикула, комплектацию (наличие всех деталей и фурнитуры), отсутствие внешних повреждений. Особое внимание – мебели, требующей сборки: сразу отмечаются возможные дефекты деталей, окраски, состояния механизмов. Если техника – проверяется работоспособность. Согласно требованиям закона, заказчик может провести экспертизу товара своими силами или привлечь эксперта. В рамках 44-ФЗ обычно оформляется отчет об экспертизе (если приемку делает сам заказчик, то внутренний акт) перед подписанием итогового акта.
  3. Оформление акта приемки. Когда убедились, что все привезено и соответствует, составляется Акт сдачи-приемки. В акте перечисляется, какие товары получены, в каком количестве, состояние – «исправно, повреждений нет». Если были выявлены недостатки или недостача – это фиксируется отдельно (и далее поставщик обязан заменить/довезти недостающее). Акт делается в двух экземплярах, подписывается обеими сторонами. Часто также прикладываются товарные накладные по форме ТОРГ-12 или УПД. В случае 44-ФЗ – приемка нередко оформляется также отдельным документом о результатах отдельного этапа контракта в ЕИС. Важный момент: оригиналы документов от поставщика, которые нужны заказчику, должны быть переданы при поставке – это паспорта, сертификаты соответствия, инструкции на оборудование. ЛПР следует заранее напомнить поставщику включить их.
  4. Подписание акта (комиссией). Акт приемки подписывают с нашей стороны: председатель приемочной комиссии (назначенный приказом ЛПР) и члены комиссии, с той стороны – представитель поставщика. Подписанием акта заказчик подтверждает, что товар его устраивает. Внимание: Если есть разногласия (например, не все привезено или качество не то), акт либо не подписывается до устранения, либо составляется акт с перечнем выявленных недостатков, а окончательный – после доработок. Подписанный акт фиксирует, что претензий по состоянию и комплектности нет. Этот документ является основанием для оплаты.
  5. Оплата поставщику. Бухгалтерия осуществляет оплату согласно условиям контракта (обычно в течение 5–30 дней после приемки). ЛПР должен проконтролировать, чтобы оплата прошла только после того, как все документы подписаны. В госзакупках нередки случаи, когда казначейство требует предоставления копии акта приемки для оплаты – поэтому оперативность оформления важна.

Советы ЛПР по приемке: Во время приемки мебели убедитесь, что все механизмы работают (например, регулируемые парты легко переставляются по высоте, замки шкафчиков закрываются, колеса к стульям подкручены). Особо проверьте качество сборки: если сборку выполняет поставщик, пусть комиссия осмотрит несколько единиц каждого типа на прочность. Не стесняйтесь фиксировать недостатки – затем официально требовать замену. Часто, чтобы уложиться в сроки, поставщик может довезти недостающее через 1–2 дня – это лучше, чем подписать акт с недостачей. Также, сфотографируйте ключевые моменты приемки – это поможет в урегулировании споров, если возникнут. После приемки составьте отчет для руководства (если ЛПР – начальник управления образования – он информирует министерство о вводе оборудования в эксплуатацию).

Образцы и шаблоны документов для закупки и оснащения

Ниже приводятся краткие образцы ключевых документов, используемых ЛПР в ходе закупки мебели и оборудования. Эти шаблоны можно адаптировать под конкретные нужды учреждения.

-15

Шаблон технического задания (фрагмент)

Техническое задание оформляется в виде текстового документа, содержащего описание всех закупаемых товаров. Ниже – условный пример структуры ТЗ на поставку мебели:

  • 1. Общие сведения:

    Предмет закупки: поставка мебели (указать: для каких целей, например, «для оснащения кабинетов начальных классов после капитального ремонта»).

    Срок поставки: не позднее ..20__ г.

    Место поставки: (адрес школы/ДОУ, с указанием разгрузки).

    Условия поставки: доставка, подъем на этаж, сборка и установка – за счет Поставщика; упаковку Поставщик вывозит.
  • 2. Требования к Поставщику:
    Опыт работы: Поставщик должен иметь опыт поставок аналогичной мебели не менее 3 лет (не обязательно, но можно указать в 223-ФЗ закупке).
    Гарантийное обслуживание: обеспечить гарантийный ремонт или замену мебели в течение не менее 24 месяцев.
    Сертификаты: у Поставщика должны быть действующие сертификаты соответствия на предлагаемую продукцию, по запросу предоставить копии.
  • 3. Перечень поставляемых товаров: (ключевая часть – таблица спецификации).
-16

Итого позиций: 10, Итого количество: 95 единиц.

* (Приведена условная часть таблицы – в реальном ТЗ перечисляются все требуемые позиции с аналогичной детализацией.)

  • 4. Прочие требования:

    Условия сборки: Поставщик осуществляет сборку мебели на месте, своими силами, в рабочее время учреждения.

    Утилизация упаковки: Поставщик обязуется вывести и утилизировать за свой счет все образовавшиеся упаковочные материалы.

    Гарантийные обязательства: на всю мебель – гарантийный срок не менее 2 лет; в течение гарантийного срока Поставщик устраняет за свой счет дефекты производства. Гарантийный талон или письмо должно быть предоставлено.

    Сервисное обслуживание: наличие в регионе сервисного центра либо возможность выезда специалиста в течение 5 рабочих дней по заявке.
  • 5. Критерии соответствия:

    Все предлагаемые товары должны быть новыми, не бывшими в употреблении, произведенными не ранее 2023 года. Их характеристики должны
    полностью соответствовать или превосходить указанные в таблице. Допустимо предлагать эквивалентные материалы (например, металл другой марки стали), если сохраняются функциональные свойства. Отклонения по размеру допускаются в пределах ±5%. Цвет – может отличаться, но предпочтительно близкий к указанному.
  • 6. Документы, предоставляемые с товаром:

    Паспорт или технический лист на каждое изделие; сертификат соответствия или декларация на мебель для учебных заведений; инструкция по сборке (для разборных изделий).

(Конец шаблона ТЗ. Такой документ после утверждения включается в состав закупочной документации. В 44-ФЗ строгих требований к форме ТЗ нет, но нужно соблюсти ст.33 – описание должно быть объективным и полным.).

Шаблон сметы (спецификации с ценами)

-17

Смета – это, по сути, таблица с указанием стоимости каждой позиции. В государственных закупках смета входит либо в ТЗ, либо в форму обоснования НМЦК, либо является приложением к контракту как спецификация. Ниже приведен упрощенный пример фрагмента сметы на оснащение:

-18

(В примере показана группировка по категориям, но чаще просто один список. Смету ЛПР использует на стадии обоснования цены: собирает цены минимум 3 источников на каждую позицию и берет среднюю. В закупочной документации публикуется итоговая НМЦК (например, 337 000 руб.), а подробная смета может не показываться участникам, но обязательно входит в контракт при заключении.).

Примечание: ЛПР должен убедиться, что смета не превышает выделенный бюджет. Лучше заложить небольшой резерв (например, 5%) на случай колебаний цен, но тогда обосновать, почему цены взяты средние/максимальные. Если по факту торги пройдут ниже НМЦК, “сэкономленные” средства возвращаются в бюджет или могут быть использованы на доп. оборудование (при обосновании и отдельной процедуре).

Типовые условия договора поставки (образец)

-19

Договор поставки мебели и оборудования составляется на основе Гражданского кодекса (гл. 30) и, для 44-ФЗ, должен учитывать требования ст.34 (существенные условия контрактов). Ниже перечислены основные разделы типового договора с пояснениями, на что ЛПР обратить внимание:

  • Предмет договора: четко указать, что поставщик обязуется поставить, а заказчик принять и оплатить мебель и оборудование согласно Спецификации (Приложение № 1). Например: «Предметом договора является поставка и передача в собственность Покупателя товара – комплекта школьной мебели в соответствии с техническим заданием (приложение), а Покупатель обязуется принять и оплатить товар». Здесь важно сослаться на приложение со списком позиций.
  • Сроки и условия поставки: прописать конкретный срок (или график) поставки. Указать, в какое время дня возможна доставка. Добавить: «Поставка считается завершенной после подписания сторонами акта приема-передачи». Если возможна поэтапная поставка – расписать этапы. Важно: при 44-ФЗ обычно срок жесткий и штрафы за просрочку, поэтому ЛПР закладывает реалистичный срок (например, 30–45 дней на производство партии мебели, если она не типовая).
  • Место поставки, разгрузка, монтаж: адрес учреждения, желательно с фразой: «с разгрузкой и внесением в помещения, установка на места использования». Если меблировка требует сборки – указать, что поставщик осуществляет сборку.
  • Качество и комплектация товара: указать, что качество должно соответствовать ТЗ и действующим стандартам, товар новый, не бывший в употреблении. «Качество товара подтверждается сертификатами соответствия, паспортами – предоставляются вместе с товаром». Если есть гарантийные талоны – включить обязательство их передать.
  • Цена договора и порядок расчетов: указать общую сумму договора (цифрами и прописью), в том числе НДС (если применимо) или без НДС. Прописать, что цена твердая, включает все расходы (доставка, монтаж, налоги). Порядок оплаты: например, «без аванса, оплата по факту поставки в течение __ банковских дней на расчетный счет Поставщика». Либо если предусмотрен аванс – условия авансирования и обеспечение аванса (казначейское сопровождение, гарантия).
  • Упаковка и маркировка: отметить, что поставщик обязан обеспечить безопасную упаковку, каждая единица товара должна иметь маркировку производителя. Упаковка возвращается или утилизируется – по соглашению (обычно утилизируется поставщиком).
  • Приемка товара: описать, как происходит приемка – «приемка по количеству и качеству осуществляется уполномоченной комиссией Покупателя в присутствии представителя Поставщика. В случае обнаружения несоответствия составляется акт с перечнем выявленных недостатков». Упомянуть, что при приемке стороны подписывают Акт приема-передачи, после чего обязательства поставщика по поставке считаются выполненными.
  • Права и обязанности сторон: стандартные пункты: поставщик обязуется поставить в срок, качественный товар, исправить выявленные недостатки; заказчик – принять и оплатить, предоставить условия (доступ на территорию для разгрузки и т.п.).
  • Ответственность сторон: прописать штрафные санкции. По 44-ФЗ они устанавливаются ПП РФ № 1042: пени за просрочку 0,1% в день, штраф фиксированный (например, 5% при цене контракта до 3 млн). Можно ссылкой: «стороны несут ответственность в соответствии с 44-ФЗ и постановлением... Штрафы и пени уплачиваются в порядке, установленном законодательством». По 223-ФЗ – штрафы по соглашению, например: «за просрочку поставки – пеня 0,1% от цены договора за каждый день, за просрочку устранения недостатков – ..., за односторонний отказ без оснований – штраф ...». Также предусмотреть ответственность заказчика за просрочку оплаты (например, уплата процентов по ст.395 ГК РФ).
  • Гарантийные обязательства: отдельно выделить раздел: «Гарантийный срок на товар составляет __ (не менее, как в ТЗ) с даты подписания акта приемки. В течение гарантийного срока поставщик обязуется по требованию заменить или отремонтировать товар, если будут выявлены скрытые недостатки производственного характера». Можно указать, что гарантийное обслуживание осуществляется силами и за счет поставщика на территории заказчика.
  • Форс-мажор: стандартный пункт о обстоятельствах непреодолимой силы (чрезвычайные ситуации, при наступлении которых стороны освобождаются от ответственности на время). ЛПР проверяет, что формулировки соответствуют Торгово-промышленной палате, и что есть обязанность уведомления другой стороны.
  • Разрешение споров: обычно: споры решаются путем переговоров, иначе – в суде по месту нахождения заказчика (для госзаказчика обычно это так). Либо можно предусмотреть претензионный порядок (например, 10 дней на ответ на претензию).
  • Изменение и расторжение договора: по 44-ФЗ – указать, что изменения возможны только в рамках ст.95 44-ФЗ (например, при снижении цены без изменения объема или при обстоятельствах непреодолимой силы и т.д.). По 223-ФЗ – по соглашению сторон либо в случаях, предусмотренных договором. Упомянуть, что заказчик вправе односторонне отказаться от исполнения при существенном нарушении подрядчиком (и прописать, что считается существенным нарушением – напр., просрочка более чем на 30 дней).
  • Прочие условия: стандартно – количество экземпляров договора (2 экз., по одному у каждой стороны), приложения являются неотъемлемой частью. Перечислить приложения: Техническое задание (Приложение №1), Спецификация (№2), График поставки (№3) – если есть, и т.д.
  • Реквизиты сторон: полное наименование заказчика и поставщика, адреса, ИНН, КПП, расчетные счета, ФИО руководителей. Для бюджетных организаций – указывается ГРБС, лицевой счет казначейства и др.

ЛПР при согласовании проекта договора должен уделить внимание: полноте предмета и спецификации, четкости сроков, наличие необходимых обеспечительных мер (гарантия, ответственность). Как отмечается в методических материалах, типовой контракт по 44-ФЗ на поставку мебели должен содержать все существенные условия, иначе контрольный орган не зарегистрирует.

Акт приёмки (передачи) мебели и оборудования – шаблон

-20

После фактической поставки составляется Акт сдачи-приемки. Приведем типовой текст акта:

АКТ приема-передачи мебели и оборудования №___ от ..20__ г.

Мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны ______________ (Заказчик), в лице ______________ (должность, ФИО), действующего на основании ______________, и с другой стороны ______________ (Поставщик), в лице ______________, составили настоящий акт о нижеследующем:
Поставщиком поставлен и передан, а Заказчиком принят следующий товар:

Мебель и оборудование согласно Спецификации (Приложение к Договору №__ от ..20__):

– Парты ученические – ____ шт.;

– Стулья ученические – ____ шт.;

– Шкафы – ____ шт.;

– ... (и т.д. по перечню).
Проверка количества и качества товара произведена комиссией Заказчика в присутствии представителя Поставщика. По результатам проверки установлено: товар поступил в полном соответствии с заявленным количеством, качество соответствует условиям Договора и техническому заданию.
На момент передачи мебель и оборудование находятся в исправном состоянии, пригодном для использования. Нарушений целостности, дефектов внешнего вида не выявлено.
Поставщик передал Заказчику следующие документы: товарные накладные №__ от
..20__; счет-фактура №__; паспорта и инструкции на мебель (перечень); сертификаты соответствия на детскую мебель и спортинвентарь.
Стороны претензий друг к другу не имеют. Настоящий акт составлен в 2 (двух) экземплярах – по одному для каждой из сторон, имеющих равную юридическую силу.
Со стороны Заказчика: _____________________________/(ФИО)/

Со стороны Поставщика: ___________________________/(ФИО)/
Комиссия Заказчика: председатель ____ (ФИО, подпись), члены: ___, ___ (ФИО, подписи).

Этот шаблон можно использовать для оформления приемки. ЛПР как руководитель обычно подписывает акт с стороны заказчика (либо уполномочивает начальника хозчасти). Обратите внимание: акт фиксирует отсутствие претензий, поэтому подписывать его можно только после тщательной проверки. Если что-то не так – нужно это внести перед фразой про претензии, или вовсе отложить подписание.

Обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК) – пример содержания

-21

Обоснование НМЦК – документ, в котором заказчик рассчитывает и подтверждает свою начальную цену перед проведением закупки. Структура такого обоснования (например, методом сопоставимых рыночных цен) включает:

  • Вводная часть: указание, для какого контракта рассчитывается НМЦК (например, «Обоснование НМЦК для закупки мебели для МБОУ № 10 по 44-ФЗ»), и какой метод выбран. Как правило, применяется метод анализа рынка (сопоставимых цен) – приоритетный по закону. Указываем: «Метод определения НМЦК – анализ рынка, источник данных – коммерческие предложения от поставщиков/прайс-листы/данные сайтов». Если часть позиций по нормативам – тогда пишем про нормативный метод для них.
  • Таблица расчета: Перечисляем каждую позицию (или комплект) из ТЗ, и для нее приводим несколько ценовых предложений. Например:
-22

(это пример фрагмента: в реальности, цен как минимум три на каждую позицию, как требует Минэкономразвития – не менее 3 источников, а запросов желательно 3-4.)

  • Вывод: После таблицы пишем: «На основании проведенного анализа средняя стоимость комплекта мебели на класс составляет 337 000 руб. Таким образом, НМЦК контракта, включающего 1 комплект мебели на класс и 1 комплект оборудования (105 000 руб.), составляет 442 000 руб. (включая НДС). Данная НМЦК считается обоснованной, так как основана на среднерыночных ценах трех независимых источников и включает все затраты на поставку.»
  • Приложения: прикладываем копии коммерческих предложений, скриншоты сайтов с ценами, письма от поставщиков – все, на что ссылались.

ЛПР должен проверить, чтобы обоснование НМЦК было достоверным. В случае проверки контролерами он несет ответственность за обоснование цены. Если цена сильно выше рынка – это неэффективно; если ниже – рискуете сорвать закупку. Поэтому анализировать рынок важно тщательно. В нашем примере цены взяты усредненные, и заказчик избежит проблем завышения/занижения.

Совет: сохранить обоснование НМЦК и приложения не только в деле, но и в электронном виде – иногда по проектам Минпросвещения требуется направлять эти обоснования в централизованный штаб (для мониторинга цен).

Заключение: Данный пособие позволяет ЛПР самостоятельно провести весь цикл – от понимания, что закупить, до контроля, как закупить правильно и вовремя. Используйте перечни оснащения как чек-лист предметов, схемы – как наглядное руководство по процедурам, а образцы документов – как основу для собственной документации. При строгом соблюдении нормативов и внимательном отношении к деталям, капитально отремонтированная школа или детский сад будут оснащены современной, качественной и безопасной мебелью в установленные сроки, а проверяющие органы не найдут нарушений.

Источник: нормативные документы Минпросвещения (приказы № 838 и № 1057, ФГОС, СанПиН), практические рекомендации из опыта реализации нацпроектов, а также требования законодательства о закупках.

Остались вопросы, нет достаточной информации или вам необходима профессиональная консультация? Мебельная компания "АГАТ" с 20 летним опытом работы в закупках и оснащении школ мебелью ответят на все ваши вопросы и помогут на всех этапах.


Оставить заявку: fmk-info@agatmk.ru
Получить консультацию:
8 (800) 350-96-91