Производители опять снижают размер упаковки, показало исследование NTech. Плитки шоколада встречаются уже по 67 грамм, "худеют" даже бургеры в общепите. Общественники называют такую практику "прямым обманом" покупателей и считают, что справедливым решением было бы указывать на ценниках, помимо цены упаковки, стоимость единицы веса/объема.
Если в 2023-2024 годах шринкфляция (уменьшение размера, веса или объема товара при сохранении цены) постепенно ослабевала, с конца 2024 года тренд уменьшения среднего веса упаковки снова начал нарастать. Динамика среднего веса упаковки за второй квартал 2025 года составила минус 3% по отношению ко второму кварталу 2024-го.
"Бурный экономический рост закончился, началась новая экономическая реальность, и тренд развернулся в другую сторону - каждый квартал упаковки уменьшаются все больше и больше", - говорит директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов.
Впрочем, уменьшение веса в категории - это не всегда классическая шринкфляция, это может быть и вывод на рынок новых продуктов в категории изначально с меньшим весом. Например, так произошло в категории "готовая еда". Вырос спрос на перекусы, которые выпускают в меньшей упаковке. А в категории "шоколадные плитки" часть производителей перестала производить большие упаковки, поясняет Ардалионов.
Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться
Эксперты отмечают массовые случаи уменьшения фасовки в сливочном масле, шоколадных плитках, чае/кофе, кондитерских изделиях, снеках. Например, известная марка шоколадных батончиков стала выпускать одну вместо двух шоколадных палочек. Читатели "Российской газеты" зафиксировали уменьшение упаковок и в непродуктовых категориях - например, под видом новой упаковки средств для загара в продажу выводятся по сути те же продукты, но с уменьшенным на 30 граммов объемом. Шринкфляция была замечена даже в... бургерах. По утверждению читателей "РГ", котлеты в одной из известных сетей фастфуда резко "похудели".
С 2020 года порции в заведениях общепита действительно "потихонечку усыхают", говорит председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов. Но он считает такую практику более рискованной, чем простое повышение цен на привычные порции. Себестоимость растет, и к этому потребители относятся с пониманием, а уменьшение порций за те же деньги воспринимается как обман - в этом случае потребитель просто перестает ходить в это заведение, поясняет Миронов.
Бутылки и банки быстро уменьшать в объемах сложно, так как надо оплачивать дорогостоящие пресс-формы и перенастраивать линии розлива. А вот в фастфуде это сделать проще - отсюда и заметное "похудение" бургера, считает председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
Шринкфляция затрагивает множество категорий товаров (даже недвижимость), но наиболее ярко она проявляется в тех сегментах, где себестоимость сырья составляет значительную часть цены конечного продукта, а также где потребитель наиболее чувствителен к изменению цены, поясняет доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Ильяшенко. Яркий пример - шоколад. Высокая зависимость от мировых цен на какао-бобы делает эту категорию одной из самых уязвимых.
Шринкфляция - по сути, скрытая форма инфляции, которая менее заметна для потребителя, чем прямое повышение цен
По сути, шринкфляция - это скрытая форма инфляции, которая менее заметна для потребителя, чем прямое повышение цен, говорит Светлана Ильяшенко. По ее мнению, нарастание шринкфляции в 2025 году - следствие комплексного воздействия нескольких экономических факторов, ключевым из которых является рост производственных издержек.Производители сталкиваются с увеличением затрат на сырье, энергоносители, логистику и упаковку на 15-25%. Вместо того чтобы напрямую повышать цены и рисковать отпугнуть покупателей, чувствительных к цене, они идут на уменьшение объема, стараясь сохранить стабильность цен.
Росту шринкфляции, помимо оптимизации роста инфляционных издержек, способствуют также усиление сберегательных настроений на фоне высоких ставок по вкладам и тренд на изменение потребительских привычек: растет сегмент покупателей, которые выбирают упаковки меньшего размера, чтобы можно было сразу съесть или использовать продукт, не храня и не выбрасывая остатки, считает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов.
Заместитель председателя правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов называет и другие причины усиливающейся шринкфляции. "Времена, когда население закупало продукты объемными партиями впрок, давно прошли. Растет количество домохозяйств, состоящих из одного человека. Также речь идет о тренде урбанизации. Покупатели чаще ходят в магазин, заказывают продукты, но покупают меньше. Чаще всего речь идет о закупке продуктов на один-два приема пищи: обед или ужин. Для этого небольшой упаковки достаточно", - поясняет он.
Действующее законодательство обязывает производителей наносить на этикетку информацию о количестве продукции. Вес всегда должен быть написан на упаковке и весьма крупно. Потребитель всегда должен видеть, какой объем товара он покупает. И этих мер вполне достаточно, считает Леонов.
"Действующее законодательство в достаточной мере регламентирует порядок информирования покупателей о характеристиках товара, включая вес и объем - фактические параметры указываются на упаковке и на ценниках торговых сетей", - соглашается Богданов.
Он утверждает, что в магазинах крупных торговых сетей представлены разнообразные фасовки для всех форматов покупательских предпочтений, чтобы потребитель мог выбрать подходящее и по объему, и по стоимости. И сети всегда корректно отражают информацию о размере и весе продаваемых товаров на ценниках.
Читайте также:
Касса не пропустит. Как будет работать покупка энергетиков по биометрии
В России действует ГОСТ, который устанавливает рекомендованные стандартные веса и объемы для продуктов первой необходимости (сахар, масло, крупы и т.д.), напоминает Ильяшенко. Производитель не обязан ему следовать, но его отклонение лишает права маркировать продукцию знаком ГОСТ, что для некоторых брендов является важным признаком качества. Поэтому наиболее эффективной мерой эксперт видит обязательное указание цены за единицу веса/объема, когда на ценнике крупно указана цена за килограмм или литр и потребитель может легко сравнивать товары разного объема.
Такой пункт правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи пытался внести в свое время Союз потребителей России, напоминает его председатель Петр Шелищ. "Тогда потребитель сразу увидит, какой из конкурирующих между собой продуктов дешевле, и ухищрения с упаковкой потеряют смысл", - поясняет он. Но такое предложение не поддержали минпромторг и торговля.
Там посчитали, что пересчет веса/объема товара потребует значительных расходов, что приведет к росту цен.
Автор: Татьяна Карабут