Найти в Дзене
Нефть и Капитал

Дороговизна газа в ЕС: как регион сам уничтожает свою конкурентоспособность

Оглавление

Газ становится для ЕС фактором риска, причем не только из-за цен, но и из-за будущих проблем с поиском нужных объемов, поскольку США будут поставлять СПГ, руководствуясь своими нуждами, а не запросами европейских покупателей.

Бывший глава ЕЦБ, экс-премьер-министр Италии Марио Драги выступил в Брюсселе с весьма тревожным сообщением. Суть его заявления: Европейский союз больше не может быть конкурентоспособен в условиях, когда растет конкуренция со стороны Китая, торговое соглашение ЕС-США принято на условиях Штатов, а газ в Европе в 3-4 раза выше, чем в Америке.

Последний довод особенно важен для экономики Старого Света и с ним уже давно нужно что-то делать. Что именно? Марио Драги ровно 12 месяцев назад сказал об этом в своем докладе для Еврокомиссии. По его мнению, из-за отказа от энергоносителей из России затраты на импорт топлива в Европе выросли на €100 млрд, а это 2,7% ВВП ЕС.

Ни для кого не новость, что в США газ дешевле, чем в Евросоюзе, по одной простой причине — Соединенные Штаты добывают больше всех в мире газа (почти четверть мирового производства). Однако европейские товары были вполне конкурентоспособными долгие десятилетия. Все это время дешевая энергия в США почему-то не позволяла американским компаниям так активно выталкивать с мировой экономики европейские предприятия, как это происходит сегодня.

Но есть одно «удивительное» совпадение. Как только газ из РФ начал исчезать с европейского рынка, тут же начались проблемы в экономике евроблока. Причем настолько серьезные, что об этом уже открыто говорят политики вроде бывшего главы ЕЦБ.

Не СПГ всему виной

За последние четыре года стоимость газа на европейском рынке выросла в среднем в 2,5 раза, подсчитали в Eurostat. В наднациональном ведомстве официально говорят, что основная причина — переориентация Евросоюза на СПГ.

Казалось бы, в странах Евросоюза суммарно почти 25 СПГ-терминалов. Их совокупная мощность по регазификации (т.е. сколько регион сможет принять сжиженного газа и конвертировать его в привычное состояние для трубопроводов) по состоянию на конец 2024-го составляет 240 млрд кубометров в год. Учитывая нынешнее потребление газа в ЕС (примерно 330 млрд кубометров в год), а так же поставки по ныне работающим магистралям, инфраструктуры вполне хватает чтобы заместить исчезнувшие объемы, которые ранее шли из России в Европу по «Северному потоку», «Ямал — Европе» и украинской ГТС.

Дефицита предложения газа на европейском рынке быть не должно. Более того, европейские СПГ-терминалы все время работают лишь на 40-50% (в редких случаях 60%) от своей мощности. Даже сейчас, когда страны готовятся к отопительному сезону, регазификационные мощности блока загружены на 46,3%, по данным Gas Infrastructure Europe.

Выходит, Марио Драги в своем отчете для Еврокомиссии еще год назад был прав? Именно из-за отказа от энергоносителей из России затраты на импорт топлива в Европе выросли столь сильно, что компании сократили потребление газа, а СПГ-терминалы работают лишь наполовину?

Российский трубопроводный газ европейских биржах не был в разы дешевле того, что добывался на Гронингенском месторождении в Нидерландах, поставлялся по трубопроводам из Норвегии или из стран Северной Африки. Еврокомиссия сама же установила правила, согласно которым все поставщики газа в Европе должны привязывать цены к спотовому рынку. Однако российский газ по трубопроводам все-таки преимущественно поставлялся по долгосрочным контрактам, а там цена была пусть и не на порядок ниже, но все же весьма комфортной для европейских покупателей.

В итоге опора на биржевое ценообразование на фоне радикального сокращения предложения от поставщиков с долгосрочными контрактами привела к тому, что Европа сегодня платит за газ не только больше, чем США, но и больше, чем крупнейшая страна-импортер Китай. Сейчас в Европе стоимость газа на бирже варьируется в пределах $400-500 за тыс. кубометров. До 2021 года нормальными ценами считались показатели примерно в $200-250 за тыс. кубометров.

ЕС пустит слезу, вспоминая российского поставщика

Переход Европы от импорта газа из России к закупкам у других стран объективно не может положительно сказаться на экономике и конкурентоспособности еврозоны. В беседе с «НиК» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов напомнил, что даже нынешние поставки сниженного газа из России в Европу выполняются во многом по долгосрочным контрактам. Детали сделок с НОВАТЭКом по поставкам из проекта «Ямал СПГ» официально не публикуются. Но не трудно догадаться, что раз европейские компании заключили долгосрочное соглашение с российской компанией, то документ предусматривает комфортную для ЕС формулу ценообразования.

«Российский газ, в том числе и трубопроводный, который шел по „Северному потоку“, украинской ГТС и отчасти по „Ямал — Европа“, во многом сбивал средний уровень цен на газ в Евросоюзе. Теперь, когда закупок по этим направлениям нет, экономика ЕС страдает от дороговизны энергоносителей, которые регион покупает именно на спотовом рынке, где цены очень волатильны»,

— говорит эксперт.

Ирония в том, как отметил Алексей Громов, что Катар и США в сделках по продаже СПГ в Европу настаивают на заключении именно долгосрочных контрактов. Это то же самое, что долгие годы предлагала и Россия. Только вот сегодня для европейских покупателей ценовые условия, с учетом нынешних реалий на рынке СПГ, явно хуже.

В перспективе для Евросоюза возникает еще одна проблема. Стабильность поставок из США, как и объемы СПГ, идущего из этой страны в Европу, могут оказаться под большим вопросом.

Практика последних пяти лет показала, что каждый раз когда поставки сжиженного газа из США быстро росли, газ дорожал и внутри Америки. Производителям голубого топлива было выгоднее продавать его на СПГ-терминалы, чем на внутренний рынок. Это приводило к росту цен на электроэнергию в США и другим неприятным моментам, которые прямо бьют по рейтингу действующего президента страны.

По этой причине будет ли главой Белого дома Дональд Трамп или кто-то другой, он в любом случае не допустит такого роста цен на газ внутри США, следовательно, колоссальный рост экспорта СПГ, который сейчас анонсируется многими компаниями, находится в зоне риска.

СПГ из Америки будет идти ровно в тех объемах, которые приемлемы для экономики США, а не в объемах, которые нужны европейским покупателям. ЕС теперь остается лишь вспоминать с горечью те времена, когда можно было без проблем нарастить поставки газа по трубопроводам из РФ до нужных Евросоюзу объемов, да еще и не окунаясь с головой в спотовый рынок, где стоимость всегда нестабильна.

Илья Круглей

Еврокомиссия хочет предложить отказ от российского СПГ уже с 1 января 2027 года