Как-то все давно привыкли, что российские легковые авто по общей компоновке экстерьера и концептуальному подходу к дизайну лишь догоняют западные модели и теперь уже современные машины. Неожиданно для всех в этом году на премию «Лучший промышленный дизайн России» в номинации легкого электромобиля был заявлен никому не известный электрокар «Молния». Точнее, прототип будущей машины.
Первое суждение о машине, как всегда по названию, рисовало в воображении компактный городской минивэнчик на батарейках. Такой себе родственник «е-мобиля», «e-Niva» или того же «Атом». Последний, кстати, тоже участвует в конкурсе симпатичных «электричек», но по результатам предварительного голосования «Молния» далеко опередила всех соперников. Более близкое знакомство с дизайном машины, честно говоря, впечатлило.
Качество дизайна и команда разработчиков
Выглядит российский электрокар довольно эффектно. На твердую пятерку. Электромобиль постарались сделать максимально привлекательным, и это явно удалось. Интересно, что в числе создателей экстерьера в анкете указана шестерка дизайнеров. Судя по всему, художников-энтузиастов, профессионально знающих свое дело и не имеющих отношения к российским автозаводам.
Почему? Потому что в графе компания-производитель указан ГУП «Московский метрополитен». Точнее, его Дирекция по развитию электротранспортных систем.
А дальше - еще интереснее: судя по всему, «Молния» будет производиться на автозаводах «Москвич». И если повезет, то доработка и производство также будет происходить под патронажем Правительства Москвы.
Технические характеристики и возможности
Что касается технических характеристик и цены, то о них пока мало что известно. В описании к представленному на конкурс прототипу сказано, что это модульная платформа с пятиместным салоном, полностью интегрированная в городской информационный сервис и системы управления движением.
Это значит, что уровень комплектации может сильно отличаться - от простеньких электрокаров до полноценных роботизированных систем под управлением ИИ. Но это пока все проекты. В описании также указано, что минимальный пробег на одном заряде, видимо у самой бюджетной комплектации, составит более 100 километров.
Топовые версии, скорее всего, будут иметь не меньший запас хода, чем у машин бренда Zeekr. Если брать опыт других стран, то у них городской электрокар сделан с запасом хода до 350 километров, а дневной пробег обычно не превышает 90-110 километров.
Но тут есть одна особенность: электрокар «Молния» явно проектируется в расчете на российского покупателя с достатком немного выше среднего. Которому нужна ежедневная машина для регулярных поездок в городской черте. Естественно, с возможностью зарядки авто в домашних условиях. Это все вполне реализуемо даже в условиях перегруженных электросетей Москвы.
Позиционирование на рынке
Электрокар «Молния» - машина не просто очень симпатичная. Это полноценный автомобиль «D»-класса, то есть той самой категории, которой давно нет на улицах российских городов. А спрос на такую технику есть, особенно среди тех россиян, кому не сильно нравятся маленькие Весты-Искры, не говоря уже о кроссоверах сомнительного качества.
По сути, сегмент электрокаров класса «D» российского рынка остается незаполненным. Да, можно купить супердорогие Zeekr 007 или BYD HAN, но покупка подобных электричек сейчас под большим вопросом в силу технических нюансов и серьезного подорожания как самих «электричек», так и комплектующих к ним.
В целом у «Молнии» есть вполне реальный шанс стать полноценным городским автомобилем Москвы. В такси и службах доставки электрокар работать не будет, но многие из жителей столицы вполне могут променять дорогостоящие в содержании и обслуживании кроссоверы на отечественные электрокары.
Перспективы рынка электромобилей в России
Сейчас довольно много говорят, что на российском рынке чистые электрокары не пользуются популярностью. Даже агентство «Автостат» приводит данные о продажах 2024 года, согласно которым в прошлом году было продано всего чуть более тысячи машин на электротяге. Тогда как авто с ДВС, причем новых, без пробега, продано 122 тысячи машин.
На самом деле российский рынок электромобилей только начинает «просыпаться». Раньше статистика интереса к электрокарам была несколько «смазана» большим количеством недорогого бензина на автозаправках. И экологи не сильно обращали внимание на экологический стандарт машин.
Теперь же ситуация меняется кардинально - в результате «электричка» становится на порядок выгоднее в содержании и удобнее в пользовании. Осталось только дождаться, пока «Молнии» не появятся в столичных автосалонах.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв