Найти в Дзене
Автовод со стажем

Что такое "адсорбер", и почему без него нельзя ездить

Оглавление

Название устройства знакомо многим, а вот вживую увидеть и тем более ставить-снимать-обслуживать автомобильный адсорбер доводилось единицам. На вид это обычная коробка цилиндрической формы, напоминающая фильтр линии подачи газа в ГБО. И в принципе по своему назначению это фильтр и есть. Только не обычный фильтр, а фильтр-уловитель паров.

В настоящее время адсорбер обязателен для установки на новых автомобилях. Тем, кому приходилось много ездить на старых машинах с горизонтальным расположением бака, наверно, помнят ситуацию с утечкой паров бензина.

Когда после длительной поездки в жару «Москвич» или «Волга» наконец-то поставлены в гараж, в помещении неожиданно появляется сильнейший запах. Мотор заглушен, но система выпуска выхлопных газов и сам бак остаются еще теплыми-горячими, что провоцирует испарение бензина.

Проблема испарения топлива и ее решение

Естественно, пары топлива выходят через пружинный клапан на крышке горловины бака и отравляют окружающий воздух. То же самое происходит и на стоянке, просто в закрытом помещении гаража запах слышен более явственно.

С определенного момента с подобной ситуацией начали бороться. Сначала в Европе, затем у нас. В систему питания и вентиляции топливного бака стали устанавливать адсорберы, поглощающие избыток бензиновых паров.

Адсорбер
Адсорбер

Суть всей затеи заключается в том, чтобы не дать бензиновым парам улетучиться в атмосферу. Испаряемость бензина чрезвычайно высокая - даже в прохладную погоду топливо все равно испаряется довольно активно. И закрыть бак наглухо тоже нельзя - его просто раздует, а топливный насос будет заблокирован на лепестковом клапане.

Принцип работы системы адсорбции

В итоге решили поставить и подсоединить к внутреннему пространству бака колбу, начиненную активированным углем. Фильтрующая угольная масса очень хорошо улавливает пары и компенсирует нарастающее давление в баке. При этом топливо не конденсируется полностью до жидкого состояния, а находится в переходном виде - смесь паров и микрокапелек жидкости.

Этого достаточно, чтобы избежать утечек, но система накопления «не резиновая» и работает до определенного уровня накопления. А дальше адсорбер начинает «захлебываться». Чтобы восстановить работоспособность системы поглощения, адсорбер подсоединяют трубкой к впускному коллектору двигателя.

-2

Как только мотор выйдет на рабочий режим, электроника откроет электромагнитный клапан, и благодаря разряжению в коллекторе избыточное количество бензина будет перебрасываться из адсорбера в мотор. Этот процесс называют продувкой или дренажом. Клапан необходим, чтобы не забрасывать двигатель лишним топливом в момент запуска. Чтобы не мешать электронике точно дозировать подачу бензина на форсунки.

Практические проблемы и особенности эксплуатации

В теории все выглядит достаточно просто и незамысловато. Но на практике все, как всегда, намного сложнее. На многих машинах периодически выходят из строя и сам адсорбер, и клапан, управляющий сбросом лишних паров из колбы во впускной коллектор.

Естественно, некоторые водители отключают адсорберы, но делать этого не нужно и нельзя. Установка адсорбера предусмотрена стандартом «Евро-2», а значит, любая проверка на дороге может обернуться штрафом.

Чаще всего выходит из строя сам адсорбер. Точнее, активная угольная масса. Дело в том, что это не просто активированный уголь в порошке. Это гранулы, прошедшие специальную обработку, с определенным размером пор для улавливания именно паров углеводородного топлива. Воздух, углекислый газ - все это угольная масса пропускает через себя без задержки, а тяжелые углеводородные молекулы фиксирует в порах.

Причины выхода из строя и диагностика

Причиной преждевременного выхода из строя адсорбера обычно является некачественное топливо. Если бензин на заправке регулярно разбавляют дешевым газовым конденсатом, то адсорбер очень быстро засоряется вязкой массой, и восстановить его работоспособность уже будет невозможно.

Кстати, все адсорберы неразборные и просто подлежат замене. Если снять корпус с машины и слегка потрясти, то можно услышать звук пересыпающейся массы. Это значит, что устройство еще в рабочем состоянии.

Еще о работе адсорбера можно судить по крышке бака. Если при открытии крышка прямо «пухкает» от избыточного давления внутри бака, то адсорбер явно не работает, и его нужно менять, пока не вышел из строя бензонасос.

Кстати, нередко от конденсата страдает и сам клапан. Его тоже можно проверить. Нужно подсоединить к входу и выходу трубки и подуть в ту, что подключена на вход. Клапан должен оставаться заблокированным. А если подать на клеммы 12 В, то клапан должен открыться. Естественно, еще может глючить сама электроника, но такие ситуации встречаются довольно редко.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!