Несмотря на крылатую фразу Сталина о кадрах, до сих пор очень мало что известно о кадровых назначениях: кто, кого и почему.
После войны Патоличев был секретарём ЦК по кадрам. Когда генерал Брежнев развалил работу в Днепропетровской области (ошибки в кадровой работе), он его выручил и взял под крыло. Так они потом параллельно и летели.
[Начало]
Тут нельзя не пояснить, что означало «развалить работу». Все руководители партии ранга главы обкома или горкома обязаны были быть чудотворцами и к концу отчётного периода запустить вечный двигатель. Наиболее сообразительные обещали движки двойной-тройной вечности, – чего уж там... Поэтому на должностях изо всех сил старались не задерживаться и двинуться вверх или хотя бы вбок. Для нового руководства счётчик включался заново.
Если двигатель к сроку не предъявлялся, а чудотворец ещё сидел в кресле, его пересаживали с формулой: неправильно подобрал кадры создателей. Пересадить могли в Мордовию, а могли в Молдавию (как Леонида Ильича). Упомянутый выше АААндреев, осознав, что проблемы на вверенных ему железных дорогах нарастают и поделать нельзя вообще ничего, решил капитально заболеть, то есть, юный 36-летний нарком начал хронически хворать уже через полгода после назначения, весной 1932, впечатляюще (но амбулаторно) проболел три года, а к концу срока вместо расстрела ему окончательно потребовалась операция.
Когда Патоличева вынули из коробки и предъявили Сталину, тот сгоряча предложил ему возглавить весь комсомол. Считается, что, памятуя незавидную судьбу Косарева, сабж уклонился.
На самом деле, если следовать советскому мифу, такой отказ самому Сталину просто немыслим. И он никак не объясняется историками. А объяснение простое: у Патоличева была железная договорённость о другом кадровом пути. Но не со Сталиным. А с тем, кто действительно расставлял фигуры.
Что дальше? Использовав спасительные методы своего политического отца АААндреева, вместо себя толкнул в руководители молодёжи Андропова, работавшего уровнем ниже в Ярославском обкоме. Тогда подбирали людей в только что созданную невзрачной победой в войне Карело-Финскую ССР. Андропова туда и направили.
И вот с этого момента надо поподробнее про всё про это. Ведь тому, что Андропов служил в Ярославле, есть какое-то базовое объяснение. Волжского матроса с правильным происхождением (русский шведо-еврей, поэт) направили в Рыбинский водный техникум, на воспитание «кадров», а вот потом...
Конечно, не Патоличев послал Андропова в Финляндию. Действовали силы, которые двигали кадры повсеместно. Предки Андропова по материнской линии (не родные, – его мать была приёмной, даже подкидышем) – шведы-ювелиры из Великого княжества Финляндского. Сам Андропов имел в КГБ прозвище «Ювелир».
Финляндия и Польша были присоединены к Российской империи на правах личной унии в результате сложного конфликта Александра с англичанами. Те нехотя уступили фактам, подсадив туда сеймы и конституции в расчёте не мытьём, так катанием распространить оттуда заразу на всю Россию. Не сразу, но это прокатило, и с территории Финляндии направлялись спустя век все три революции. Февралисты аннулировали унию, и ждать сецессии пришлось недолго. Немцы ненадолго пытались составить в Финляндии конкуренцию Лондону, но в целом она подчинилась Британии, и остаётся такой по сей день. Соответственно, (Карело-)Финляндия породила непропорционально громадное количество советских кадровых чудес, особенно в области безо. Туда, как и в Туву, направляли людей извне и для повышения ранга. Курировал финские градусы глава республики Отто Куусинен, суперагент Коминтерна, тоже круглый сирота с детства. Надо помнить, что когда Ленин провалил июльский путч, его отправили на повышение квалификации как раз к Куусинену, в Гельсингфорс. Ну, раз так складно пошло, то чего от добра добра искать, да?
Но как был связан с КФССР внешнеторговый Патоличев? А через некоего Михаила Баскакова, генерала и наркома НКВД и ГБ по КФССР. Баскаков – идеальный рафинированный «никто». Не простой, а дважды сирота: 1) тоже подкидыш; 2) приёмный отец (железнодорожник) умер рано. Карьера, соответственно, вертикальная, комсомольская. А специальность по корочке – экономика внешней торговли.
Во время ВОВ на пару с Андроповым он занимался не пойми чем: партизанщиной (по эту сторону фронта, естественно). Когда Патоличев стал Первым секретарём ЦК Белоруссии, Баскаков при нём глава республиканского МГБ и МВД. Именно он, получив информацию от главы литовского ГБ Кондакова (ярославского знакомого Патоличева) об активности Берии по «коренизации», предупредил своего патрона, и тот мгновенно принял контрмеры.
Считается, что Патоличев возглавлял целый клан новой генерации, но организатором этого клана был всё тот же старейшина АААндреев. Именно его помощник Семён Игнатьев стал главой МГБ СССР и потом по просьбе Патоличева посадил Баскакова на Белоруссию.
АААндреев в советской историографии недооценён. А он много лет занимал пост фактического главы партийных спецслужб – Комиссии партийного контроля, при этом оставался секретарём ЦК. Об НКВД, МГБ что-то известно, а что известно о заплечных КПК? А ведь у КПК была даже собственная тюрьма...
Но слово «партийных» не должно вводить в заблуждение. АААндреев был главой контрразведки, её высшего звена, имевшей власть абсолютную, даже над боссами ВКП(б). Чел тыкал замечаниями Сталину, когда тот взял себе в конттразведку Ежова. Не тут-то было, наркома вскоре АААндреев уконтрапупил, а Сталину ещё и прилюдно попенял. Своей персональной спецслужбы Сталину было не положено. Чтобы сомнения отпали, АААндреев и стал тогда во главе КПК де-юре, а не только фактически.
АААндреев тихо ушёл из Политбюро (так принято считать, хотя, как Дэн Сяопин, никуда из власти он не уходил), последовательно выстроив целую управленческую группировку на послесталинское время. Эта группировка хозяйничала в стране до самого конца, своего и страны. Наследником в области кадровой контрразведки стал не менее загадочный Суслов, организатор всех "хрущёвских" путчей. (Вообще, чтобы было более наглядно: между изначальным Андреевым (который Ленина видел) и дожившим практически до "перестройки" его сменщиком Сусловым всего 7 лет по рождению или 11 по смерти. В сущности, СССР был проектом на одно поколение.)
А АААндреев... Создав и возглавив в 1957 Общество советско-китайской дружбы, под предлогом ревизионизма Хрущёва за 5 лет развинтил отношения до основания.
В 1956 Патоличев стал заместителем главы МИД, Карело-Финскую ССР ликвидировали (чтобы не отсвечивала наглым бельмом), а Андропову после венгерских событий Куусинен создал спецотдел в ЦК по связям с зарубежными компартиями. Под своим кураторством, ес-сно. То есть, понятно, что англичане взяли ультралевых всего мира в ежовые рукавицы: с одной стороны непосредственно, с другой – через своих СССР и Китай Куусинена и Мао.
Интересно, что Патоличев получил оба назначения от Хрущёва, но вопреки ему: Первый секретарь всего СССР снёс Первого Белорусского, но почти тут же по щучьему велению назначил на пост Первого зама главы МИД, а потом и на министра внешторга. Хрущёв Патоличева ненавидел, в ответку получая презрение и игнор всех указаний в области кадров министерства. Типа, что позволено Юпитеру...
Допустим, Лондон, скажет дочитавший. Фиг бы с ним. СССР натравливали на США, и это тоже понятно. Но должны же быть деньги! Шоб Лондон и бесплатно? Как любой уважаемый барышник, даже с прибылью при бартере не мог уйти без чистого кэша впридачу, так и Лондону помимо политики нужны бабки. Иде?
А тут надо поглядеть, что придумали на замену КФССР...
Да просто Финляндию! Послевоенный Союз, чуть только он поднял голову над голодом, Лондон принялся доить на сырьё через эту чёрную дыру (к этому времени англичане как раз нашли в Хартленде Западносибирскую нефть). Не бесплатно, конечно. В СССР полулегально и контрабасом шли западные технологии двойного назначения (но использовавшиеся только военными и ГБ) для копирования и «коренизации» под местными брендами. На дело и был укоренён Патоличев. Министром он занимался развитием внешней торговли, то есть, очень специфической торговлей с Финляндией, 27 лет.
Параллельно Патоличеву в Финляндии на 26 лет воцарился президентом Урхо Кекконен (журналист, юрист, спортсмен). Ничтожный лимитроф, внедрив клиринг, превратился в торгового гиганта. Сказать, что полицейский стукач мог всё это организовать, значит оскорблять разум. Два комбинатора лично встречались 48 раз. Советские ура-чудаки поговаривали, что у Патоличева было право вето на финский высший политикум.
Работали с Лондоном, конечно, не только через прокладки, но в особенно чувствительных случаях и напрямую. Американцы как-то накрыли первичными и вторичными санкциями всех судовладельцев за торговлю с Кубой. Срочно понадобился теневой флот.
Мы были обязаны найти уязвимое место в блокаде Кубы и нашли. Британская фирма "Лондон энд Оверсиз Фрайтерс", видимо, рассудила, что в создавшейся ситуации "эти русские" вынуждены идти на уступки, и предложила заключить долгосрочный, четырёхлетний контракт на все 17 танкеров, имеющихся у неё, с общим тоннажем около 300 тысяч тонн, что обеспечивало возможность перевозки до 3 миллионов тонн нефти в год. То есть проблема снабжения Кубы тем самым практически решалась. Но и цены за фрахт запрашивались высокие.
И вот, наш торгпред в Лондоне по телефону сообщает, что президент фирмы в торгпредстве: "Он торопит. Или сейчас мы подписываем контракт, или он уходит, и с этим предложением всё кончено".
Подписали, конечно, послевоенный советский народ на двойной убыток. Причём, срочно.
Вообще, практически вся торговля блокированного СССР находилась под контролем Лондона. Как сейчас подбританская Индия, советское сырьё перепродавали все подставные фирмы и страны, кому не лень.
Пока приходом Рейгана американцы методом кнута и пряника не потребовали советский лагерь вскрыть. Патоличевы и Андроповы-Черненки стали лишними. Временно, конечно.
По теме: Как СССР занесло на Кубу
По теме: Английские прогрессоры
По теме: Суслов и хрущёвские путчи