В геополитическом смысле.
В 1904 британский учёный Хэлфорд Макиндер сформулировал геополитическое понятие Оси (Впоследствии Хартленд, то есть, Сердце Мира), к которому он отнёс регион северной и центральной Евразии с затруднённым доступом для Великобритании. Вот его набросок.
Как видно, к сердцу относятся территории Российской Империи и её зон влияния. Сегодня часть этих земель имеет государственную независимость с более-менее ограниченным суверенитетом.
Пикейным жилетом Макиндер не был. Он преподавал в лучших учебных заведениях и, по сути, сформулировал принципы для экономической географии и геостратегии. Продвигали его фабианцы, группа, покровительствуемая с самых верхов британского истеблишмента, разрабатывавшая основы для прожжённых социальных манипуляций под ширмой респектабельных социальных реформ. Фронтменом их был, например, Бернард Шоу.
За свои усилия Макиндер был возведён в рыцарство и приобрёл членство в Тайном Совете. То есть, вошёл в топ-20 британского чарта.
Из этого понятно, откуда растут ноги. Главным действующим лицом был изобретатель «англосаксии» король Эдуард VII, немного не доживший до реализации главного проекта своей жизни – Первой Мировой Войны. На мировой арене этому креативщику эпохи конца XIX – начала XX века, много потрудившемуся ещё в бытность «принцем Берти» более-менее серьёзную конкуренцию мог составить, пожалуй, только Николай II. Хотя игру трудно назвать равной.
Напомню, что к 1904 созданные на базе искусственной технологии национальные государства-империи мир в целом поделили. (Государственный национализм был нужен на стадии гиперэкспансии для более эффективного захвата мира, когда частные инвесторы уже были не в силах концентрировать ресурсы в достаточном количестве.) Даже по Китаю были достигнуты черновые разграничения.
Для передела мира, то есть для вытеснения конкурирующих империй нужны были более продвинутые технологии, и в Англии (и в России тоже) к их разработке приступили сразу после Венского Конгресса. Но в Британии технология социальной демагогии на базе интернационализма достигла беспрецедентного расцвета, превратившись в атомную бомбу своего времени. Её успешно испытывали дома, а взрывали в Австрии, Франции, России, Германии и США.
Для этого отращивались бесчисленные щупальца международных организаций самого разного толка: религиозных, женских, молодёжных, антиалкогольных, рабочих, культурных, и др. и пр., и как только удавалось нащупать слабину, туда сразу впрыскивался яд соответствующих анархистов-интернационалистов с газетами, профсоюзами листовками, мафией и взрывчаткой.
Параллельно шло накачивание флота для контроля коммуникаций.
Нельзя сказать, что державы не сопротивлялись шабашу интернационалистов. У каждой можно найти примеры достойного отпора. В России, например, работала изобретённая Александром I национальная администрация, и преодолеть её барьер к моменту появления концепции Макиндера никому не удалось. На социальном ТВД англичане не смогли пробить брешь в «социальном государстве» Бисмарка.
Обходя монополию на морские перевозки, державы начали строительство трансконтинентальных железных дорог, но из пяти только одна не была заблокирована Англией полностью или частично.
Основная теорема Макиндера звучит так:
Кто правит Восточной Европой, тот владеет Хартлендом;
кто правит Хартлендом, тот владеет Мировым Островом;
кто правит Мировым Островом, тот правит миром.
(Под Мировым Островом имелся в виду Старый Свет без Великобритании и Японии.)
Теорема была сформулирована в 1919. Как раз тогда Макиндер осуществлял её доказательство... на Украине, Где был Британским Верховным Комиссаром Юга России. Его советы своему правительству привели к поражению Деникина.
В то время мир реальный и макиндеровский выглядел так:
И плюньте в лицо тому, кто скажет, что Макиндер – шпион. Вдохновитель, теоретик и организатор шпионов вовсе не шпион.
Учёный просто свято проводил в жизнь свой концепт, где Восточная Европа объявлялась дверью в Хартленд. Это вам не Петербург-окно. Тут – с ноги. Ему мир обязан появлением череды Финляндии, прибалтийских лимитрофов, Польши, Румынии и Чехословакии. Куда сразу набились, конечно, уже самые настоящие шпионы. И Франции сильно не повезло покуситься на британский пригляд за Хартлендом (через контроль за Восточной Европой) в трёх последних странах.
Идеям Макиндера противостоял Хаусхофер, сам выращенный британской разведкой, но не утративший, как немец, духа национальных интересов. Как Макиндер в Британии, философ «от сапога» в Рейхе тоже был человеком из ЛПР-круга, и попросту учителем Гесса. Идеи объединённой силы Германии и России – его. Правда, союз можно делать по-разному...
А люди долдонят о неизбежности войны между Сталиным и Гитлером по причине большевизма-фашизма... Дети! Ось-то вона откудова торчит.
Контакты России и Германии (главного потребителя продукции из Хартленда) были крайне затруднены раньше – затруднены и сейчас. Посредники-атлантисты всегда требуют львиной доли, а тут, представьте, континентальные дороги, трубопроводы, ЛЭП. Это не ужас. Это ужас-ужас-ужас.
Беда Украины (и Польши) не столько в том, что это страна-транзитёр, и что два тамбура для одного Хартленда это чересчур жирно. Беда в том, что она нанялась на работу швейцаром для США. В таком древнем деле и одного польского швейцара много, а тут совсем лишний геополитический рот.
Так что Польша по совету «друзей» вполне может свалять дурака и ввести войска на Украину. Как-то ведь прикрыть и эту лавочку дверь надо.
Да, а при чём здесь Россия-то?
По теме: О бытовом сеператизме Украины