В авиационной истории существуют самолеты… и самолеты. Кто из нас сейчас вспомнит Су-11 или Як-25? F-9 и F-94? Только узкие специалисты. Но есть такие самолеты, чьи имена навсегда вписаны в анналы небес.
Семь десятилетий назад, в сентябре 1955 года, в ряды ВВС СССР был принят на вооружение истребитель МиГ-19 — первый серийный сверхзвуковой истребитель в Советском Союзе и в мире, способный развивать скорость свыше звуковой в горизонтальном полете.
Хотя МиГ-19 не так уж сильно отличался от своих предшественников, таких как МиГ-15 и МиГ-17, он стал разделяющей линией между различными эпохами авиации. Это был первый самолет второго поколения реактивной авиации в советских ВВС.
Стоит заметить, что МиГ-19 всего лишь на год отставал от своего главного соперника, North American F-100 Super Sabre, который был принят на вооружение в 1954 году.
Удивительным образом, МиГ-19 не уступал своему американскому конкуренту (чего в США не ожидали), а в некоторых аспектах даже превосходил его. Например, F-100 был вдвое тяжелее, что обеспечивало МиГ-19 непревзойденную маневренность, что было продемонстрировано в многочисленных воздушных боях. Три 23-мм пушки НР-23 зарекомендовали себя как надежное и проверенное оружие. С модификацией МиГ-19ПМ на истребителе также появились управляемые ракеты «воздух-воздух».
Практически с той минуты, как МиГ-19 поступил на службу в ВВС СССР, он стал активным участником различных боевых событий. Первый успех и потери пришли лишь в 1960 году, причем первая утрата произошла по вине своих же.
1 мая 1960 года американский разведывательный самолет U-2, пилотируемый капитаном Пауэрсом, нарушил воздушное пространство СССР. Этот наглый американец пролетел от советско-афганской границы до Свердловска, где был сбит зенитчиками с С-75. Однако, к величайшему сожалению, в этот же момент два МиГ-19, поднятые на перехват, попали под огонь. Капитан Айвазян смог избежать поражения, а его ведомый, лейтенант Сафронов, к сожалению, был сбит и погиб.
Точно через два месяца, 1 июля 1960 года, МиГ-19 одержал свою первую победу. Капитан Василий Поляков сбил U-47Н Stratojet.
Вокруг этого инцидента появилось множество спекуляций, мол, американский летчик начал стрелять в ответ на действия нашего пилота, однако на самом деле все было гораздо проще и в рамках международных правил.
Полковник в отставке Василий Поляков рассказал корреспонденту «Комсомольской правды»:
«1 июля 1960 года я был на боевом дежурстве на аэродроме под Мурманском… Меня подняли на нарушителя… Я доложил: «Цель вижу. Что делать?» Ответ был: «Подойти ближе и определить». Я выполнил команду, приблизившись со стороны правого крыла разведчика до 30 метров и в соответствии с международными правилами подал сигнал: «Внимание! Следуйте за мной». Но RB-47 вместо того, чтобы выполнить команду, попытался уйти… После того как шпион не подчинился, я запросил КП: «Цель уходит. Что делать?» После долгого ожидания я получил команду: «Уничтожить!» Я сделал два залпа, и RB-47 загорелся».
Неясно, выпустил ли капитан два снаряда из пушек или ракет, но факт остается фактом: для такого большого объекта, как RB-47H Stratojet (с весом 90 тонн на взлете в версии разведчика), этого было более чем достаточно.
Это был лишь первый, но далеко не последний эпизод с участием МиГ-19 в годы «Холодной войны». Подобных инцидентов было множество. В своих мемуаре многие бывшие пилоты ВВС США отмечали, что МиГ-19 значительно усложнил им задачу.
В итоге, за время службы МиГ-19 в ВВС СССР было сбито два американских самолета и семь разведывательных аэростатов (это число могло быть и больше), не считая принудительных посадок. Однако один самолет был потерян от огня своих же зенитчиков.
Результат неплохой, но впереди у МиГ-19 была настоящая Война.
Многие эксперты сравнивают МиГ-19 с F-100 Super Sabre, и это совершенно справедливо. Однако основным соперником МиГ-19 в воздушных боях во Вьетнаме стали более совершенные McDonnell Douglas F-4 Phantom II.
Об этом нечасто упоминается, поскольку во Вьетнаме воевали истребители под названием J-6, но следует уточнить.
В 1956 году Советский Союз передал Китаю технологии и лицензии на производство МиГ-19, а также необходимое оборудование. В следующем году в Китае в воздух поднялся первый МиГ-19П.
Что представляет собой китайский Shenyang J-6? Это МиГ-19П/МиГ-19ПМ, официально собранный в Китае по лицензии и отличающийся лишь иероглифами на приборной панели и других элементах. Поэтому те, кто утверждает, что МиГ-19 воевали в небе Вьетнама против «Фантомов», не ошибаются.
Конечно, с технической точки зрения тот Китай серьезно отставал от своего северного соседа, и двигатель WP-6, безусловно, был менее надежным, чем оригинальный РД-9Б.
Тем не менее, боевое применение МиГ-19 в небе Вьетнама следует признать весьма успешным. Китайские истребители сбили 19 американских самолетов, семь из которых были «Фантомами». При собственных потерях в 5 машин – результат вполне приличный.
Китайская версия МиГ-19 получила статус удачной модели и оказала значительное влияние на дальнейшее развитие китайской авиации. Очевидно, благодаря МиГ-19 Китай смог выйти на рынок военной авиации, предлагая свой самолет сначала в своем регионе, а затем и шире. Китайцы создали учебно-тренировочный самолет на базе МиГ-19, известный как «спарка». В Советском Союзе такого самолета не было, и пилотов обучали на МиГ-15УТИ.
Решив вопросы с подготовкой пилотов, китайцы вышли на рынок и начали предлагать самолет, получивший положительные отзывы по итогам войны во Вьетнаме.
Первым покупателем стал Пакистан, который получил более 185 самолетов. За ним последовали:
- Бангладеш – 40 самолетов;
- Вьетнам – 40 самолетов;
- КНДР – более 100 самолетов;
- Камбоджа – 16 самолетов;
- Ирак – 40 самолетов;
- Иран – 24 самолета;
- Танзания – 12 самолетов;
- Замбия – 12 самолетов;
- Судан – 9 самолетов;
- Албания – 70 самолетов;
- Египет – 100 самолетов;
- Сомали – 50 самолетов.
Хотя большинство этих стран уже списали МиГ-19, в ВВС Бангладеш все еще эксплуатируется около 30 экземпляров Nanchang Q-5, представляющих собой ударную версию J-6. ВВС Сомали имеют около 30 самолетов, в Судане после дополнительных поставок в 1981 году осталось еще восемь, в Замбии уцелело шесть. Однако наиболее значимым оператором в настоящее время является ВВС КНДР с примерно сотней боеспособных машин.
Таким образом, МиГ-19 перешагнул 70-летний рубеж.
За время деятельности китайские заводы произвели более трех тысяч самолетов J-6 всех модификаций. Учитывая проданные, списанные и потерянные в боях, около тысячи J-6 были сосредоточены на их площадках в восточном Китае, включая Шэньян, Пекин, Цзинань, Нанкин и Гуанчжоу (некоторые из этих площадок были построены в горах во времена «Холодной войны»). Как отмечают эксперты, большинство этой техники до сих пор находится в рабочем состоянии.
Содержание:
Тем не менее, возникает справедливый вопрос: что Китаю делать со стольким количеством старых самолетов?
Ответ, возможно, заключается в «на всякий случай». В нашей стране сохранялись сотни танков и БМП в лесах под открытым небом, разваливаясь под дождем и снегом рядом с Омском. Т-54, Т-55, Т-62, БМП-1 и БТР-60ПБ – их было огромное количество. И что осталось? Лишь некоторые обломки, так и не утилизированные сборщиками металлолома. Целое «на всякий случай» однажды действительно наступило.
В 2021 году появилась информация о том, что китайские инженеры исследуют возможности конверсии старых реактивных самолетов в беспилотники. После этого началось время переделки. В результате трудов был создан тяжелый БПЛА J-6W, который начали серийно производить на предприятии Shenyang Aircraft Corporation (SAC).
Теперь известно, какие изменения претерпел МиГ-19:
- демонтировали кресло пилота и систему жизнеобеспечения;
- убрали пушки;
- сняли все радиооборудование, за исключением БРЛС;
- внешние топливные баки также были демонтированы.
Вместо этого J-6W был оборудован навигационной системой слежения за рельефом и полноценным автопилотом, а также комплектом камер для передачи оптической информации с использованием китайской спутниковой системы «Бейдоу».
Что же в итоге?
Сформировался тяжелый (взлетный вес 7 500 кг) беспилотник, который, по мнению американских экспертов, способен выполнять широкий спектр задач:
- одноразовая ударная платформа с боевой частью весом 500 кг;
- многоразовая ударная платформа с возможностью носить до 4-х бомб или ракет;
- ложная мишень (что вызывает сомнения);
- разведывательный аппарат.
Учитывая летные характеристики МиГ-19, получившийся беспилотник выглядит весьма интересным, особенно если сравнить его с MQ-9 Reaper.
Скорость сохранена на уровне 1 450 км/ч, что является более высоким показателем, чем у аналогичных машин. MQ-9 может развить максимум 400 км/ч, в то время как его крейсерская скорость составляет 250 км/ч, и он способен не спеша поддерживать эту скорость на протяжении сроков до суток.
Высота полета также впечатляет: 15 000 метров, сопоставимо с MQ-9 Reaper.
Дальность полета составляет 1 400 км. У «Жнеца» – 1 900 км, но это преимущество связано со скоростью.
Вооружение составляет более 500 кг на внешней подвеске. MQ-9 может нести больше, вплоть до 1 700 кг.
Общие черты очевидны, но предназначение этих аппаратов существенно различается. «Жнец» способен нести больше и действовать на больших дистанциях, но это займет значительно больше времени, что важно в военное время. Например, китайский дрон сможет преодолеть 1 000 км менее чем за час, в то время как американский отправится в путь в зависимости от силы и направления ветра на 4–5 часов и больше.
Также не следует забывать о системах наблюдения и слежения, присутствующих у многих государств. Даже у хуситов, которые стали активно использовать «Жнецы» в любых обстоятельствах, дела обстоят довольно неплохо. Что уж говорить о более технологически развитых странах — «Жнец» с его многочисленными достоинствами легко обнаруживается, а о его уничтожении и вовсе не стоит упоминать.
С китайским беспилотником МиГа ситуация гораздо сложнее с точки зрения скрытности, так как хотя у него меньшие крылья — 9 метров против 25 — но, к сожалению, материалы используются устаревшие. Это означает, что МиГ будет заметен на радарах по полной программе.
Тем не менее, J-6W, который основан на МиГ-19, на сегодняшний день имеет больше положительных аспектов, чем отрицательных. Главным из них является наличие самих МиГов. На создание «Жнеца» нужно 30 миллионов долларов и один год. Китайские специалисты, конечно, не обнародуют, сколько потребуется времени и средств для того, чтобы модифицировать МиГ-19 в J-6W, но то, что они способны в ближайшие годы наладить массовое производство БПЛА с выдающимися летными характеристиками, не затрачивая при этом огромные суммы, — это факт.
Это, скажем так, вызывает беспокойство у американцев. И это вполне оправданно, ведь МиГ-19 — самолет-ветеран, служба которого составляет уже 70 лет. В то же время как беспилотник J-6W является выдающимся, и на сегодняшний день почти нет аналогичных аппаратов с характеристиками модернизированного МиГ-19/J-6W. А у Китая их будет много.
70 лет — это много?
Да, особенно для авиации. Кто сегодня вспомнит Vought F-8 Crusader, единственный серийный самолет с изменяемым углом установки крыла? Или Ил-54, бомбардировщик, который должен был заменить Ил-28, но не смог? Ту-98? КС-135 «Стратотанкер»?
Существовало множество самолетов, которые поднялись в небо и исчезли в исторической памяти. А есть и такие, которые продолжают летать. Ту-95, В-52, МиГ-19, МиГ-21, Ту-16, С-130 — все они все еще в воздухе.
МиГ-19 как беспилотник имеет все шансы на третью (если учитывать свою и J-6) жизнь именно благодаря своим сильным сторонам: компактным размерам и приличным летным характеристикам. Соответственно, у этого самолета есть все возможности отметить следующие «юбилейные» даты в качестве боевого летательного устройства.
Что ж, если в данной стране действительно умеют строить самолеты, то это нужно просто использовать. Именно это и делает Китай.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/mig-19-70-let-v-stroyu-i-na-pokoj-ne-sobiraetsya/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉