В 1943 году немцы выпустили 91 самоходку «Фердинанд», вооруженную самым мощным танковым орудием тех времен, и бронированную сверх всякой меры – до 20 сантиметровброни. Тем не менее, во время Курской битвы немцы потеряли более трети этих машин – 39 из 89, участвовавших в сражении. Какими способами были уничтожены эти опасные бронированные монстры в столь короткий срок?
«Фердинанд» - это немецкая самоходка (САУ) времен Второй Мировой войны, так называемое штурмовое орудие. Была разработана эта САУ в 1942-м, в бой вступила летом 1943-го на Курской битвы, причем менее чем за два месяца немцы потеряли 39 из 89 этих машин. Всего же в 1943 году было изготовлена 91 единица, и позднее эти САУ не производились, хотя многие уцелевшие машины прошли модернизацию, в результате которой их стали называть «Элефантами». Но модернизация предусматривала только установку пулеметов и командирской башенки, защиту от мин и некоторых других не кардинальных изменений.
«Фердинанды» производились на шасси не пошедшего в серию танка «Тигр»-1 (P) Фердинанда Порше. Оснащались самым мощным на тот момент танковым орудием Pak. 43/2 - специально приспособленным для установки на «Фердинанд» вариантом противотанковой пушки PaK 43 массой 2200 кг. До самого конца войны это орудие с лёгкостью поражало все типы танков и САУ противника, таким образом тяжело бронированный «Фердинанд» был самым опасным противником для советской и англо-американской бронированной техники и артиллерии.
Однако, несмотря на свои достоинства, у «Фердинанда» был большой недостаток – очень низкая скорость хода и недостаточная маневренность, а также проходимость. Масса самоходки в 65 тонн позволяла использовать ее только в засадах, и то требовалось эту машину очень хорошо охранять от пехоты врага, которая быстро научилась бороться с этими хоть и малоуязвимыми, но тихоходными монстрами. Правда, это касалось не только «Фердинандов», но и других САУ и тяжелых танков, которых в Курской битве участвовало очень много.
В Курской битве много «Фердинандов» подорвалось на, а так как эвакуировать эти тяжелые машины с поля боя чаще всего не было никакой возможности, то экипажу приходилось их взрывать при отступлении.
Также «Фердинанды» выходили из строя в результате попадания снарядов в незащищенные места, например, в ходовую часть – гусеницы или катки. Известны случаи попадания снарядов прямо в открытый командирский люк или люк механика-водителя, а также прямое попадание бомбы с самолета.
Ниже я привел список причин выхода из строя «Фердинандов» а июле- августе 1942 года во время Курского сражения. Подобные повреждения были и на других фронтах, где использовались «Фердинанды» - в Италии, на Украине в 1944-м, в Германии при обороне Берлина. Но в основном эти монстры погибали в результате обездвиживания разными способами, в том числе и в результате собственных поломок.
Итак, вот этот список.
1). Подрыв на мине или фугасе – 11 машин.
2). Поражение гранатой с зажигательной смесью – 3 машины.
3). Попадание снаряда – 10 машин, в том числе 1 машина потеряна от ошибочного обстрела немецкой артиллерией.
4). Прямое попадание авиабомбы – 1 машина (с бомбардировщика Пе-2).
5). Застрял в грунте, не смог выбраться – 1 машина.
6). Пожар из-за перегрева двигателя – 2 машины.
7). Вышел из строя по неизвестной, то есть, не указанной в документах причине - 11 машин. Скорее всего, эти машины застряли на местности, были брошены экипажами и захвачены в не поврежденном состоянии.
Были в этом списке и комбинированные удары по «Фердинандам», например, когда самоходка подорвалась на мине или фугасе, была обездвижена, а потом подожжена гранатой с зажигательной смесью. Я такие случаи отнес к подрыву на мине, потому что первопричиной потери танка стала именно мина, а поджог его зажигалкой – это попытка вывести его из строя окончательно.
Если же «Фердинанд» был поражен снарядом, а потом подожжен гранатой, то я относил причину уничтожения к воздействию гранаты, в противном случае, если бы снаряд был причиной уничтожения машины, не была бы применена граната.
Интересно, что экипажи «Фердинандов» заявили о 502 уничтоженных единицах советских танков и САУ, в связи с этим имеется возможность сравнить действия этих машин на других театрах военных действий, например, в Италии в 1943-1944 гг.
Известен случай, когда в марте 1944-го на итальянском фронте экипажи двух модернизированных «Фердинандов», которые в результате добавления пулеметного вооружения и противоминной защиты превратились в «Элефанты», приняли бой более чем с 50 американскими танками в предместье Рима и уничтожили 34 из них. Если принять на веру и 502 уничтоженных советских танка, и 34 американских, то получается интересная арифметика.
Так, на один «итальянский» «Элефант» пришлось по 17 американских танков. На 89 «курских» «Фердинандов» пришлось 502 советских танка, то есть, всего менее 6 на каждый «Фердинанд». Получается, что против американцев немецкие монстры воевали в три раза эффективней, чем против советских бронетанковых сил, хотя условия местности на Курской Дуге были для «Фердинандов» гораздо более благоприятными, чем в Италии с ее сложным рельефом.
Это я к тому, почему у наших танкистов были такие огромные потери. Но у англо-американских танковых частей в Италии, а потом во Франции они были гораздо выше.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Советский летающий танк А-40 «КТ» в 1942 году успешно полетел, но в бой так и не пошёл