Фердинанд Порше (1875-1951 гг.) известен, как «автомобильный гений» и как создатель самого популярного автомобиля в истории автомобилестроения, вошедшего в историю под именем Volkswagen Kafer («Жук»). Также Порше изобрел два типа танков для Гитлера – самоходку «Фердинанд» («Элефант») и сверхтяжелый танк «Маус». Но в то время как автомобили этого гения были востребованы во всем мире, оба танка оказались не только бесполезными на поле боя, но и вредными для экономики Третьего Рейха в конце войны. И вот спрашивается – сознательно Фердинанд Порше вредил Гитлеру, разбазаривая средства нацистского государства в самые критические годы, или бессознательно, действуя как полный дурак?
Фердинанд Порше – один из самых известных автомобилестроителей не только Германии, но и всего мира. Также он известен как главный конструктор танков во время Второй Мировой войны. Один из них – очень известный – это супертанк «Маус» (Panzerkampfwagen VIII «Maus») весом 190 тонн, причем этот танк уже начал производиться, хотя был выпущен всего в двух экземплярах. Кстати, оба они были захвачены Красной Армией в 1945 году, и один из них находится в музее Кубинка под Москвой.
Правда, не только «Маус» придумал Фердинанд Порше, но и такую же известную противотанковую САУ «Фердинанд» (в другой модификации – «Элефант»). Это были очень мощные машины, и они принесли нашим танкистам много потерь, но, во-первых, их было произведено мало – всего 90 штук, а, во-вторых, они очень быстро ломались, и их приходилось оставлять на поле боя. Таким образом было потеряно около половины всех «Фердинандов».
И еще один танк изобрел Фердинанд Порше – это «Тигр (P)», прототип известного немецкого танка «Тигр» (Pz.Kpfw. VI Tiger), который, правда, в бой не пошел, потому что его отобрали у Порше и передали в дальнейшую разработку фирме «Хеншель», но на его шасси параллельно как раз и был разработан «Фердинанд».
И вот, к чему это я?
Недавно довелось мне посмотреть британский фильм, посвященный Фердинанду Порше. В этом фильме превозносились заслуги этого Мастера, который очень сильно продвинул мировое автомобилестроение, но когда дело коснулось его танковой карьеры, тут-то на него и посыпались всякие обвинения.
Например, в фильме выступил какой-то престарелый немецкий эксперт, который прямо обвинил Порше в том, что он бесцельно разбазарил на свои бесполезные танки огромную массу ресурсов, которые Германии в самый критический момент пригодились бы по другим направлениям. Например, он сказал, что разработка «Мауса» обошлась казне Рейха столько, что на эти средства можно было бы построить несколько сотен новейших реактивных истребителей Ме-262 или бомбардировщиков Арадо.
Как известно, «Маусы» в бой не пошли, и любой здравомыслящий немец, хоть чуть-чуть понимающий в танках, сказал бы, что в конце 1942 года, когда было принято решение строить сверхтяжелые танки прорыва, они уже были не нужны вообще нигде. А тем более они не нужны были в России, где нет дорог, а при наступлении по полям никакие немецкие тяжелые танки не были приспособлены не только к бою, но и к простому передвижению.
То же самое касалось и «Фердинандов» – эти САУ конструировались в расчете на европейский театр военных действий, а не на русский. Ну, так оно и вышло – как писалось выше, почти половина этих машин была потеряна из-за того, что они застревали во всяких буераках, и подрывались на минах, а вытащить их из этих буераков и с минных полей просто не было возможности. В битве под Курском участвовало 89 «Фердинандов», из них 39 были потеряны безвозвратно, и еще много машин пришлось долго ремонтировать.
Короче, «Фердинанды», хоть и были эффективными как хорошо бронированные орудия, но как транспортное средство оказались полностью провальными. По крайней мере, они не остановили наступление Красной Армии ни на одном участке фронта и показали свою относительную бесполезность, хотя в них было вгрохано в разы больше средств, чем в тот несчастный «Маус».
И вот, немецкий специалист, фигурировавший в этом фильме про Порше, прямо обвинял его в том, что в погоне за наживой и благосклонностью Гитлера этот «танкостроитель» учинил самую настоящую «танковую авантюру», растранжирив огромные средства, прекрасно зная заранее, что ни одно из его детищ не принесет Рейху совсем никакой пользы. Он сказал, что в этом плане Порше скорее работал на противников Рейха, причем сознательно. Вместо того чтобы убедить Гитлера в том, чтобы он не тратил драгоценные ресурсы на мертворожденных монстров в виде «Фердинандов» и «Маусов», а лучше пустил эти ресурсы на производство снарядов, которых вермахту стало не хватать уже в 1943-м году, или реактивных самолетов, он втихаря продолжал свою чисто диверсионную деятельность.
Да, Порше совершенно безнаказанно брал из казны гибнущего государства миллионы на свои собственные хотелки. Он выгребал из германских складов драгоценные металлы (в смысле, необходимые для производства более необходимых вещей). Он тратил зря время многих тысяч специалистов на совершеннейшую чепуху. За такие дела Сталин, например, своих конструкторов если не расстреливал, то рассылал на зоны, потому что он был не дурак.
А Гитлер, судя по всему, был сущим лопухом, потому что еще в 1944 году вовсю носился с идеей создания сверхтяжелых танков, которые, во-первых, вермахту уже были совсем не нужны, а, во-вторых, они в любом случае были уязвимы средствами, появившимися к 1944 году и у Красной Армии на Восточном фронте, и у союзников в Европе.
Ясно, что не только Порше банально воровал у Гитлера деньги и ресурсы, особенно в конце войны, когда эти деньги и ресурсы были нужны для более насущных дел. Но речь-то не о других, а об одном только Фердинанде Порше. Этот герой германской нации совершенно намеренно приблизил конец Третьего Рейха, и об этом говорят сами немцы, причем без всяких экивоков. В любом случае немецкий комментатор в фильме про Фердинанда Порше разгромил его вполне определенно.
Но и даже без этого комментатора понятно, что Порше, не будучи круглым идиотом, прекрасно знал, что делает.
А если не знал, то, наверное, он и на самом деле был круглым идиотом.
Хотя лично я думаю, что он идиотом все же не был, и все прекрасно понимал. А раз понимал, что сознательно занимался подрывом экономики Третьего Рейха, значит, он работал или на Сталина или на Черчилля, но скорее всего – на Рузвельта.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТАНКАХ:
Немецкий «Маус», почти 190 тонн весом - самый гигантский танк в истории мирового танкостроения
Советский летающий танк А-40 «КТ» в 1942 году успешно полетел, но в бой так и не пошёл