Найти в Дзене
BFM.ru

В России законодательно хотят поменять патентную систему для малого бизнеса

От льготного налогообложения хотят отрезать офлайн-торговлю и грузоперевозки. А порог годового дохода для получения льготной налоговой ставки решили снизить с 60 млн рублей до 10 млн

   Юлия Гапеенко/Фотобанк Лори
Юлия Гапеенко/Фотобанк Лори

Обновлено в 17:12

Власти решили изменить патентную систему для малого бизнеса. В Госдуму внесли законопроект, предусматривающий ряд поправок в налоговое законодательство. По нему патентную систему налогообложения, сокращенно ПСН, больше не смогут применять предприниматели, которые занимаются торговлей в стационарных торговых объектах и оказывают автотранспортные услуги по перевозке грузов. Сейчас патент еще можно использовать для торговли через павильоны без торгового зала и через нестационарные объекты, например киоски или лотки.

Предлагается существенно ужесточить ограничения по годовому доходу. В настоящее время предприниматель теряет право на патент, если его доходы превышают 60 млн рублей, а в законопроекте предлагается снизить этот лимит до 10 млн рублей. Комментирует предприниматель, руководитель юридической компании Urvista, владелец сети кофеен Take & Wake и совладелец бутик-отеля «Чемоданофф» Алексей Петропольский:

Алексей Петропольский предприниматель, руководитель юридической компании Urvista, владелец сети кофеен Take & Wake и совладелец бутик-отеля «Чемоданофф» Алексей Петропольский

«Мы недавно подсчитывали примерное количество предприятий, которые используют патент и упрощенку и имеют выручку более 10 млн рублей. Мы насчитали почти 2 млн. Конечно, подавляющая часть — это индивидуальные предприниматели. Общества с ограниченной ответственностью тоже многие выбирали упрощенную систему налогообложения, потому что еще 1-1,5 года были лимиты 250 млн, их не так давно снизили до 60 млн. В этой планке 10-60 млн рублей как раз находилась основная масса предприятий. Сейчас они, увы, вынуждены будут платить больше. НДС будет 5%, и эти деньги платятся в любом случае. То есть они не администрируются с точки зрения того, что их можно вычесть в случае, если компания является тоже плательщиком НДС. Нет, они платятся в любом случае. То есть по факту 5% и плюс, допустим, 6%, если работали на шестипроцентной упрощенке, либо 15% доход минус расход. К ценам наших упрощенцев будет прямой рост примерно на 5%. Это все компании, которые оказывали услуги по торговле, всяческие виды услуг, потому что 90% этих предприятий занимаются мелкой торговлей и услугами для населения. Мы можем четко сказать, что цены практически у всех вырастут на 5-10% уже в будущем году, потому что придется платить дороже. Но я вижу проблему в другом и налоговые цели в другом. Дело в том, что для налоговой службы упрощенцы были белым шумом, никто не знал, куда уходят деньги. Потому что единственное, что упрощенцы предоставляли для налоговой, — это декларация уплаты налога. Они не вели никакой документации, не отчитывались ни перед кем, по факту любой крупный бизнес, отправляя деньги на упрощенцев, выпадал из АСК НДР, выпадал из базы. Не было видно, куда [деньги] дальше проходили. Сейчас же это будет великолепно видно, а это, я думаю, первичная цель, которую преследует налоговая, а не тот триллион рублей, который с этого можно будет заработать. Вывести программу АСК НДС на новый уровень, чтобы было видно даже маленькие предприятия, и они этого добьются. А для МСП это, помимо увеличения налогов, будет еще и увеличение затрат по содержанию бухгалтерии, содержанию юриста, который будет вести всю документацию, ну и в целом приведет к тому, что денег надо будет тратить больше».

По мнению экспертов, отмена ПСН коснется большого количества предпринимателей, которые применяют патент в рознице и в сфере грузоперевозок. Они фактически перейдут на УСН. И если сейчас платят минимальные налоги, то налоговая и административная нагрузка для них станет очень высокой: на патенте предприниматели не подают декларации, не считают налоги, просто покупают патент и все.

Однако, по мнению гендиректора транспортной компании «Авто-олигарх» Юрия Агошкина, который не пользуется патентом, эта система подходит далеко не всем грузоперевозчикам:

— Патентная система в стране крайне мало востребована. Эта специфика была продумана, придумана для тех сфер, где человек точно знает, какое количество рейсов он совершает за год, или у него есть сезонность. То есть в основном на патентах у нас работают зерновозы, у них есть сезонность, у них есть понимание, что есть поле, есть 500 тонн пшеницы, и она будет перевозиться. Взять себе патент и ездить, возить все подряд нельзя. Второй момент — 10 млн намного лучше, чем у самозанятых 2,5 млн. Что касается патента для применения уже не в таких аграрных объемах, то здесь, видимо, пролоббирована «аллигаторами» типа Ozon, Wildberries, потому что они формируют свои доставки, у них уже чуть ли не по часам ходят машины, потому что достаточно большие объемы междугородних перевозок, им эти патенты существенно сократят расходы, для них это выгодно.

— Для грузоперевозчиков, которые используют патентную систему, какие-то налоговые послабления в итоге остаются?

— Допустим, они знают, что за год могут наработать на 3 млн рублей. Исходя из 3 млн рублей, платят 6%, это 180 тысяч, и получают патент о том, что они целый год работают и перевозят на эти 3 млн. Но понятно, они могут где-то одну перевозку замылить, они ж больше никому не отчитываются, у них уже есть патент, они уже государству наперед уплатили, их можно проверить, но в целом они выигрывают тем, что они берут оплату из расчета на 100 поездок, а по факту в году делают их, образно говоря, 200 или 150. Патент требует оплату предполагаемого объема работ. Но если потом ты его не выполнил, то деньги ушли в счет государства, и сам себе дурной человек. Поэтому обычный перевозчик не может оперировать теми же самыми 10 млн. Вся логистика, все грузоперевозки в России на уровне как договорятся два человека, так и перевезется груз. Исходя из этого, знать, сколько ко мне обратится людей, на какие суммы, куда, чтобы вперед закупить патентную систему, я как перевозчик не могу, поэтому я его не могу использовать.

Ожидается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2026 года.

Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»