В 1985 году питерская группа АЛИСА пригласила в свои ряды новичка со стороны — москвича по имени Константин Кинчев. В считанные месяцы стало ясно, что группа обрела не просто вокалиста и автора песен, но и нового харизматичного лидера.
Уже первое выступление обновлённой АЛИСЫ в марте 85-го на III Ленинградском рок-фестивале произвело фурор, а местами и шок. Никогда на советской рок-сцене не появлялось столь яркого, энергичного, артистичного и, по-хорошему, модного шоумена. Кинчев в своей «боевой» панкерской раскраске просто излучал молодость, драйв, здоровую агрессию — всё, чем был славен настоящий рок-н-ролл. Непривычный для отечественной сцены образ «рок-идола», властно вовлекающего публику в свою «игру», сразу вызвал неоднозначную реакцию, заставив вспомнить эпатажный спич Дэвида Боуи о том, что первой рок-звездой был… Гитлер.
Из протокола жюри III Ленинградского рок-фестиваля, 18.03.1985.:
«С. А. ИСАЕВ (обком ВЛКСМ): У них агрессивная позиция, следование Доктору Буги — наркоману, проповеднику чуждых советскому человеку идей. Они культивируют прославление сильной личности… «Экспериментатор», «Соковыжиматель» — вот их кумир, которому они следуют…».
Всё это Кинчеву ещё аукнется… А пока было ясно, что на сцене появилось нечто крайне интересное. И это интересное срочно требовало фиксации на магнитофонную плёнку…
К. Кинчев:
«Если в вас сохраняется энергия… То есть, мне 28 лет, и у меня она сохраняется до сих пор, видимо, так же, как и у молодых. У молодых она бьет через край, им необходимо ее выплескивать. Я занимаюсь тем же самым. На сцене. И когда я даю импульс, мне идет отдача, и по возрастающей… Этот импульс — как снежный ком. И когда в конце концов происходит общий праздник, это и есть настоящий концерт».
«Энергия» — так назывался первый альбом новой АЛИСЫ. А открывался он песней, где говорилось о том самом импульсе.
Импульс начала, мяч в игре,
Поиски контакта, поиски рук.
Я начал петь на своем языке,
Уверен, это не вдруг...
Кстати, на одном из квартирных акустических концертов 1985 г. Кинчев начинал песню с куплета, впоследствии убранного:
Прозвенел уже третий звонок!
Я приглашаю всех в зал!
Сегодня я играю на своем языке,
Я думаю, он понятен вам!
К. Кинчев, «Наше радио», программа «Летопись»:
«Ну, песня «Мы вместе» написалась мной в Москве в Теплом Стане… Да без особых каких — то впечатлений, так… написалась и написалась».
Надо сказать, что песню «Мы Вместе» я впервые услышал на первой виниловой пластиночке-миньоне АЛИСЫ в 1987 году, и впечатления она на меня не произвела. По сути, это была даже не песня, а речитатив без особой мелодии, который более выигрышно смотрелся на концертах, нежели в записи. Но звучало, а уж тем более выглядело (в том же году Джоана Стингрей сняла на «Мы Вместе» клип) очень оригинально.
Тут надо сказать, что было время, когда Кинчева обвиняли в том, что его песни - это сплошные лозунги и призывы, а сам он — этакий «картонный герой». Среди наглядных доказательств этому утверждению была и песня «Мы вместе!». Даже Виктор Цой не сдержался и съязвил по этому поводу в своей песне «Бошетунмай»:
Все говорят, что «мы вместе.
Все говорят, но немногие знают, в каком...
Интервью В. Цоя в Перми газете «Молодая гвардия». Апрель 1990 г.:
«— А Кинчев? Ты с ним открыто конкурируешь?
— Мои личные отношения с Костей тут не при чем. Я не понимаю лозунгов типа «Мы вместе!», «Народ и партия — едины!», «Плечом к плечу!». Все это, особенно, если настойчиво навязывается, лишь усиливает человеческую разобщенность».
Из интервью С. Задерия, журнал «Ура бум-бум!» (Ростов-на-Дону»), 1987:
«— Слава, традиционный для нашего журнала вопрос — только теперь смогу задать его автору: «Мы вместе!» — отношение к лозунгу?
— На самом деле это и задумывалось как лозунг — «наша сила в единстве» и как символ объединения двух городов альянс Москвы и Ленинграда. И для нашего с Костей творческого дуэта «мы вместе!» — тоже было лозунгом. Теперь? Я бы без Кости все-таки не стал бы ее петь, хотя аранжировка и моя.
— То, что Костя поет один, тебя покоробило?
— Так Москва же! (Улыбается.)».
А вот, что по этому поводу думает сам автор.
К. Кинчев:
«…если почитать внимательно текст, так «я» сплошные, и вот тот, кто думает так же, как я — мы вместе. Там нет никакого призывания, там есть моя констатация, то есть мое мировоззрение, и если ты думаешь так же, как я — тогда мы с тобой вместе».
Интервью с К. Кинчевым, ж. «Ровесник» № 5 (455) 2000 г.:
«— Твой новый диск «Солнцеворот» похож на предыдущие энергией, но не похож по текстам. Если раньше ты шумел: «Мы — вместе!», теперь поешь: «Я не червонец, чтобы нравиться всем». И вообще диск получился жестко-мудрым, а порой — задумчивым и очень личным…
— А я считаю, что наоборот: «Мы вместе» — наиболее личная песня из всех, написанных мною».
Из интервью В. Преображенского с К. Кинчевым, февр. 2000 г.:
«— Фраза «Мы вместе» уже много лет объединяет группу «Алиса» и ваших поклонников. Но времена меняются… Кого сегодня вы чувствуете своими единомышленниками, с кем «вместе», а с кем — нет?
— Всех тех, кто появляются на наших концертах, чьи сердца бьются в унисон с сердцем девочки по имени Алиса…Это не значит том, что кто-то должен, как робот, во всем повторять мои жизненные установки, следовать моей манере поведения. Абсолютно нет. Главное зерно должно быть объединяющим… Вот с сатанистами, например, мы порознь».
***
Ссылки на мои другие статьи о творчестве группы АЛИСА:
Автор: Сергей Курий