Возможно, кто-то уже забыл, но никакой острой социальности в ранних песнях Константина Кинчева не было. Что, впрочем, не помешало представителям советского официоза увидеть опасность уже в одном сценическом облике лидера АЛИСЫ. Слишком он был раскрепощённым, слишком "шаманским". Выступления Кинчева даже с идеологически безобидными текстами производили впечатление стихийных демонстраций с "горланом-главарем".
Но факт остаётся фактом - на первом альбоме АЛИСЫ - «Энергия» - был лишь один социальный манифест, который до сих пор исполняется на всех концертах АЛИСЫ. Речь, конечно, идёт о композиции «Моё Поколение».
В каком-то смысле эта песня представляла собой своеобразную квинтэссенцию творческой манеры Кинчева. В ней есть и вдохновляюще-дерзкие заявления ("Я умею читать в облаках имена тех, кто способен летать…"), и определение своей рок-н-ролльной миссии ("Я пришёл помочь тебе встать!"), и туманные романтические образы ("Две тысячи тринадцатых лун отдано нелепой игре, но свет ушедшей звезды все еще свет"), и декларативный "лобовой" речитатив о поколении, "молчащем по углам". Здесь же впервые появляется и образ Христа, правда, пока ещё булгаковской "закваски" ("К несчастью я слаб, как был слаб очевидец событий на Лысой горе").
Не обошлось и без «алаверды» мировой рок-культуре – меломаны тут же уловили в названии песни отсылочку к старому хиту группы The WHO «My Generation» (1965).
Впрочем, быть "трибуном" на самой заре перестройки - дело хлопотное. Чтобы песня была допущена Ленинградским рок-клубом к исполнению, её нужно было "литовать", то есть убедить руководство, что текст не содержит ничего непристойного или идеологически невыдержанного. Пробивая «Моё Поколение», Кинчев проявил гибкую тактику.
Н. Барановская «По дороге в рай»:
«Над «Поколением» было написано посвящение: «Жертвам событий 13 мая в Филадельфии». Тогда полиция, по сообщениям нашей прессы, убила несколько человек, взорвав гранату в негритянском гетто. С точки зрения господ идеологов всё было чисто. А на концертах кто поёт посвящения? Никто. Не сочтите это за цинизм. Такие ходы диктовало время».
Где-то в то же время "звуколетописец" доброй половины рокеров 1980-х – Андрей Тропилло – приступил к записи альбома «Энергия». По его словам, он хотел сделать из этого релиза "шедевр звукозаписи". И таки сделал. Плотный многослойный звук, богатые аранжировки, множество приглашённых музыкантов, драматургия альбома с женским вокализом на мелодию Евгения Доги и цитатами из Островского, Булгакова и Бодлера - всё это заслуга Андрея Владимировича.
Впоследствии Тропилло наслушается обвинений в том, что он перегрузил альбом "театральностью", не смог передать концертный драйв группы и т.п. А вот я считаю, что КАК АЛЬБОМ (т.е. когда песни в совокупности производят больший эффект, чем по отдельности) «Энергия» по сей день - лучшая работа АЛИСЫ.
Взять, хотя бы, то же «Моё Поколение». Кинчев принёс песню в студию Тропилло ещё сырой. Написанная в мае 1985 года, она была сыграна на концерте лишь раз. Именно, благодаря Тропилло песня приобрела прекрасное мистическое вступление, которое сыграл на скрипке участник АКВАРИУМА - Александр Куссуль, а потом подхватил на флейте сам звукорежиссёр. Отметился в песне и виолончелист АКВАРИУМА - Всеволод Гаккель.
Из интервью с В. Гаккелем, 14 марта 2011:
«- Как сессионный музыкант вы играли в альбоме "Энергия" АЛИСЫ.
- Это ерунда. В одной студии у Тропилло писались разные музыканты. Я в то время в той компании был единственным человеком, игравшим на виолончели, и тогда же в АКВАРИУМЕ появился скрипач Саша Куссуль, и мы записывали альбом "День Серебра", а Кинчев писал свой альбом. Люди встречаются на сессиях звукозаписи, кто-то пришёл раньше, кто-то ещё не закончил, и так: "О! Давай-ка мы сюда ещё и виолончель запишем!" Ну да, мы с Куссулем записались в одной песне в альбоме АЛИСЫ, но я не могу это вычленить в получившейся записи. Получается, это и не нужно было по аранжировке, никакого смысла не было... Ну, кроме того, что у меня в биографии есть факт, что я записывался с АЛИСОЙ».
Позволю себе с Гаккелем не согласиться. Пускай их участие в записи - случайность, но случайность крайне удачная и уместная. Будь «Моё Поколение» сделано в другой аранжировке, песня произвела бы на меня явно меньшее впечатление. По-моему, я даже установил своеобразный личный рекорд, прослушав данный трек на пластинке 10 раз подряд!
На этом нововведения Тропилло не закончились. Именно звукорежиссёр посоветовал Кинчеву изменить в тексте «Почти две тысячи лет...» на более эффектное «Две тысячи тринадцатых лун» (13 лунных циклов - тот же год). Вместо «Но свет давно погибшей звезды...» стало «Но свет ушедшей звезды» (старую версию можете послушать на квартирнике 1985 года). И именно Тропилло предложил Кинчеву начать песню почти шёпотом, а в припеве ударить на всю катушку.
А. Кушнир «100 магнитоальбомов советского рока»:
«Основное же изобретение заключалось в том, чтобы на протяжении всей композиции выставлять сильную долю в тех местах, где у Кинчева заканчивается дыхание. Технически это осуществлялось при помощи огромного количества склеек.
«У человека физически не хватило бы воздуха так спеть, - рассказывает Тропилло. - Если эту песню попробовать продышать вместе с поющим, то можно понять, где идут эти врезки. Это высший пилотаж. Его механизм можно изучать долго и упорно, но так и не понять, как именно это сделано. Возможно, в нормальную голову это не лезет, но я представлял себе, что со слушателем разговаривает Господь Бог. А ему, как известно, воздух не нужен»».
В начале 1986 года магнитоальбом «Энергия» пошёл в народ. А в 1988-м «Моё Поколение» появилось сразу на двух виниловых пластинках - издании альбома «Энергия» и сборнике «Ленинградский рок-клуб». Забавно, что версия песни на сборнике немножечко отличалась от альбомной - причём в лучшую сторону. Если на альбоме песня в конце просто резко обрывалась, то на сборнике последнее слово звучало эхом: «Здесь! Здесь... здесь...», а потом снова всплывал проигрыш.
Кроме того, массы могли услышать отрывок «Моего Поколения» в фильме «Взломщик», где Кинчев сыграл одну из главных ролей.
Надо сказать, что работа над альбомом «Энергия» шла непросто. Во время записи в группе постоянно происходили какие-то споры, менялся состав, и в результате АЛИСУ покинул её основатель - Святослав Задерий. Кинчев поначалу хотел переименовать группу в ДОКТОР КИНЧЕВ СОТОВАРИЩИ.
Но позже все сошлись, что коней на переправе не меняют, и корабль "АЛИСА" продолжил плавание с одним капитаном на борту и в сопровождении постоянной группы фанатов. Т.н. «Армия Алисы» стала в отечественной рок-среде первым сплочённым фэн-клубом (причём поначалу довольно агрессивным), что породило в тусовке немало язвительных анекдотов.
Анекдот:
«Идёт Кинчев по Невскому, а за ним - стадо баранов. Навстречу - БГ, и спрашивает:
- Костя, это за тобой кто?
- Моё поколение! - гордо говорит Кинчев.
А бараны сзади:
- Мы вме-е-е-есте!»
Постепенно тексты песен Кинчева становились всё более социально-политизированными, а музыка - прямой и "тяжёлой" (достаточно послушать версию «Моего Поколения» на концертном альбоме «Шабаш» 1990 года).
Из интервью с К. Кинчевым, «Молодость Сибири», N4, 1992:
«- Кого ты называешь «своим поколением"? Ведь ты имеешь в виду не возрастное понятие?
- Глубже я имею в виду. Мое поколение - все те, кто созвучен проблемам, печалям, радостям и горестям группы АЛИСА».
Из ответов К. Кинчева на вопросы посетителей официального сайта АЛИСЫ alisa.ru:
«Без имени:
Привет Костя, хочется кое-что узнать:
Кого ты сейчас считаешь своим поколением? Это те кто:
- родился примерно тогда, когда и ты родился
- вырос на сломе двух государств - СССР и РФ.
- вырос в духовной блокаде
К. Кинчев:
Всех тех, с кем мне выпала честь жить в одно время».
Кстати, на альбоме «Энергия» была песня, над которой Андрей Тропилло проделал ещё более глобальную работу, чем над «Моим поколением». Поэтому, если вам будет интересна история песни «Ко мне», напишите об этом в комментариях.
***
Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями... И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это, использовав следующие платёжные системы:
- ЮMoney: 410014962342629
- Сберкарта «Мир»: 2202203636216329
Автор: Сергей Курий