21 сентября в России отмечается День коллекционера. Коллекционирование — не просто аристократическое хобби, а важная культурная миссия, благодаря которой сохраняются уникальные произведения искусства, документы и другие предметы, впоследствии нередко составляющие коллекции музеев, доступные для широкой публики. В Российской империи XIX века с именами многих коллекционеров связана и традиция меценатства — братья Третьяковы, Савва Морозов и Савва Мамонтов, Алексей Бахрушин, Петр Щукин — известные промышленники, оставившие свои личные коллекции государству, основатели и дарители театров и музеев.
Для Исторического музея этот праздник особенно важен — большая часть фондовых коллекций была подарена музею крупнейшими коллекционерами и меценатами конца XIX — начала XX века.
В этой статье расскажем о трех меценатах, коллекции которых сейчас составляют значительную часть фондов Исторического музея.
Пушкинист и охотник: Александр Андреевич Катуар де Бионкур
Александр Андреевич Катуар де Бионкур родился 25 (13) апреля 1863 года в Москве. Его отец, Андрей Иванович, происходил из знатного французского рода — Катуаров (Catoire de Bioncourt), мать, Мария-Софи Александровна — из рода Демонси.
Получив образование на историко-филологическом факультете Московского университета, после смерти отца Бионкур унаследовал состояние размером в 1,2 миллиона рублей. В 1891 году он добился возведения в российское потомственное дворянство с фамилией Катуар де Бионкур и вступил в брак с французской аристократкой Жилонной-Анриеттой д’Аркур.
Александр Андреевич занимал пост предводителя уездного дворянства в Нижнем Новгороде, с 1888 года был почётным мировым судьёй в Бронницком, а с 1889 года в Звенигородском уездах, а также гласным земского собрания. Катуар де Бионкур состоял в большом количестве благотворительных обществ, был попечителем Елизаветинского приюта и Нижегородского дворянского института, а также синдиком католической церкви Святого Людовика.
Бионкур любил охоту. И больше всего его привлекало оружие. Он участвовал в соревнованиях по стрельбе, написал книгу «История пулевой стрельбы в Западной Европе, Америке и России» и был почётным членом Московского общества охоты.
В 1901 году Бионкур инициировал и финансировал первое в России факсимильное издание рукописей Пушкина, а в 1909 году подарил Императорскому Историческому музею свою бесценную коллекцию оружия, библиотеку раритетов и собрание гравюр, дополнительно пожертвовав 10 тысяч рублей на обустройство зала для неё.
Коллекция Бионкура довольно обширна — в 1937 году её переместили в круглый зал подвального хранилища отдела оружия. Интересно, что специально для этого зала изготовили оборудование, которое продолжает служить музею и в настоящее время. В начале Великой Отечественной войны коллекцию в составе музейного фонда эвакуировали сначала в Хвалынск, а затем в Кустанай, но уже в 1944 году она вернулась на Красную площадь.
Одни из наиболее примечательных экспонатов отдела оружия — образцы, выполненные московским мастером Артари-Коломба. Это двуствольный капсюльный штуцер в комплекте с охотничьим ножом, капсюльное ружье, казнозарядная капсюльная винтовка, дуэльный гарнитур с капсюльными пистолетами, пара целевых капсюльных пистолетов и пара нарезных дорожных пистолетов под патрон Лефоше.
Именно эти изделия московский коллекционер приобрел в Париже в 1912 году специально для Исторического музея. Они отличались высоким качеством исполнения, великолепной отделкой и оригинальными конструкторскими решениями. С технической точки зрения оригинальным является капсюльное ружье и двуствольный штуцер. Несмотря на то, что ружье дульнозарядное, его ствол опускается вниз на шарнире, а брандтрубка расположена в торце казенника. Подобные системы отличались наиболее быстрым и полным сгоранием пороха. Ружейный замок спрятан внутри замочной коробки.
Хранитель памяти 1812 года: Иван Хрисанфович Колодеев
Иван Хрисанфович Колодеев родился 11 ноября (30 октября) 1859 года в семье военного. Генерал-лейтенант Хрисанф Иванович Колодеев был доблестным офицером российской армии, кавалером многих орденов Российской империи, награжденным за участие в боевых действиях на Кавказе и в Крыму, обладателем двух бриллиантов перстней с вензелем Александра II и золотой полусабли «За храбрость». Воспитанием шестерых детей занималась Наталья Яковлевна, дочь штабс-капитана Якова Курносова.
Получив агрономическое образование в прусском городе Проскау, Иван Хрисанфович вернулся в родные места и за короткий срок превратил небольшой поселок Ново-Борисов Минской губернии в крупный промышленный район. По словам К. А. Военского, такой подъем был осуществлен «всецело трудами и энергией» землевладельца Колодеева. На земле Колодеева, в имении Уперевичи (оно же Ново-Борисов), расположенном на правом берегу Березины, в 8 верстах от уездного города Борисова, были построены две каменные казармы для 162-го Ахалцыхского пехотного полка, первая в Борисове «каменная паровая» спичечная фабрика, скотобойня, шпалопропиточный и стекольный заводы. Благодаря инициативе Колодеева в городе появился телефон.
Однако главным делом его жизни стало изучение и коллекционирование подлинных предметов эпохи наполеоновских войн. Он собирал все, что имело отношение к эпохе Отечественной войны, − книги, документы, картины, гравюры, вещественные памятники. В начале XX века его богатейшее собрание, «посвященное исключительно одной эпохе» было признано «первым собранием не только в России, но и в Европе». Современники отмечали, что в его доме
«на каждом шагу по стенам были развешаны портреты Наполеона, русских генералов, картины и гравюры, изображающие сражения и эпизоды этой войны».
Накануне столетнего юбилея Отечественной войны антиквары, художники, библиофилы и все те, в чьих собраниях можно было найти произведения, связанные с эпохой, «обрушились» на коллекционеров. Колодеев, не считая себя достаточно компетентным в выборе и оценке художественных произведений, пригласил к себе консультантом профессионального художника Николая Васильевича Зарецкого для разбора, пополнения и описания его графического собрания.
Среди раритетов собрания Колодеева — гравированные портреты русских генералов Дениса Дайтона, художника первой четверти XIX века. Из двенадцати портретов, исполненных художником, в собрании Ивана Хрисанфовича находилось пять — П. И. Багратиона, М. И. Платова, Ф. В. Ростопчина, М. И. Кутузова, Ф. Ф. Винцингероде.
Помимо портретов героев Отечественной войны 1812 года, серьезное место в коллекции Колодеева заняли сюжеты из биографии командующего Великой армией. Около 300 работ посвящены разным периодам жизни Наполеона Бонапарта — от коронации и бракосочетания до похода в Россию и гибели.
Еще при жизни Иван Хрисанфович безвозмездно передал солидную часть своего книжного собрания в фонд Музея 1812 года, который планировалось создать в Москве.
После смерти Колодеева весной 1914 года его вдова Ольга Сергеевна передала коллекцию мужа Историческому музею — свыше 1500 эстампов, гравюр и литографий, а также около 700 книг. К сожалению, выполнить волю мецената сохранить для России в целостности всю коллекцию не удалось — часть богатейшей библиотеки Колодеева хранится в разных библиотеках, часть была утрачена.
Первый даритель: Алексей Сергеевич Уваров
Граф Алексей Сергеевич Уваров родился 11 марта (28 февраля) 1825 года в семье Сергея Семеновича Уварова и Екатерины Алексеевны, урожденной Разумовской.
Обучаясь дома по программе отца и под его наблюдением, Уваров-младший получил основательную подготовку по истории, словесности, географии, древним и новым европейским языкам, точным и естественным наукам. Интерес к истории привел его на словесное отделение философского факультета Петербургского университета. Окончив университет со степенью кандидата в 1845 году, Уваров поступил на службу в Министерство иностранных дел, параллельно со службой увлекшись археологией. В 1850 году молодой граф был переведен в Министерство внутренних дел, затем служил под началом двоюродного дяди Л. А. Перовского, который в 1852 году получил для своего ведомства право контроля над археологическими изысканиями на территории России.
В 1851–1852 гг. Уваров возглавил археологическую экспедицию в Суздальский уезд. В 1853–1854 гг. отправился в Таврическую губернию, работал в Ольвии, Неаполе Скифском, Херсонесе. Собранные материалы послужили основой для научных работ графа и внесли значительный вклад в изучение археологических памятников юга России.
В 1846 году вошел в число учредителей Петербургского Археолого-нумизматического общества и предложил начать работу по составлению Русского археологического словаря. В 1849 году Уваров назначил денежные вознаграждения за исследования в области русских древностей, и среди награжденных авторов были И. Е. Забелин и Д. А. Ровинский. В это же время Алексей Сергеевич совершил поездку по Южным землям России, обследуя наиболее важные в археологическом отношении местности. Многие исследовательские инициативы и поездки он финансировал из собственных средств.
Археолог лично руководил масштабными раскопками в Ольвии, Херсонесе, Пантикапее, на землях Суздальского княжества и в своём имении Карачарово. В 1873 году в Ярославской губернии им был открыт первый памятник фатьяновской культуры эпохи бронзы.
Особую роль А. С. Уваров сыграл в создании Исторического музея в Москве. С начала 1870-х гг. он активно включился в работу по организации Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича, будущего императора Александра III. В 1873 году он был назначен товарищем председателя Управления музеем и взял на себя решение ключевых научных и организационных вопросов. Уваров предложил концепцию, согласно которой экспозиция должна была отражать целостную историю России с древнейших времён. Под его наблюдением велось строительство, оформление интерьеров и формирование коллекций.
Уваров участвовал в разработке программы будущего музея и являлся автором первого Устава 1874 года. Первая статья документа определила суть и смысл существования музея:
«Учрежденный в Москве Музей... имеет целию служить наглядною историею главных эпох русского государства и содействовать распространению сведений по отечественной истории». Вторая статья гласила: «В Музее собираются все памятники знаменательных событий отечественной истории. Эти памятники, — в подлинниках, копиях или слепках, — расположенные в хронологической последовательности, должны представлять... полную картину каждой эпохи...».
Граф Уваров и Прасковья Сергеевна Уварова, его супруга и сподвижница, стали и первыми дарителями созданного музея. Бронзовые предметы из могильника у аула Кобань в Тагаурском ущелье — бляшки, пуговицы, булавки, браслеты — стали первыми экспонатами в собрании Исторического музея, внесенными в инвентарную книгу. Дар датирован 1881 годом.