Одним из главных достоинств советской школы была её цель — не просто передать знания, и воспитать гражданина, патриота, человека с высокими нравственными устоями.
Благодаря чему удавалось достичь такую цель?
С точки зрения современной психологии, советская школа достигала своих целей за счёт комплексного, системного и, что важно, безальтернативного подхода, который включал несколько ключевых механизмов:
Единая идеология и система ценностей
Было отсутствие информационных альтернатив и постоянное подкрепление ценностей, таких как, коллективизм, труд, патриотизм, равенство. Влияние было через семью, школу, пионерские и комсомольские организации, СМИ. Это создавало очень сильное поле для формирования личности в обществе.
Сейчас альтернатив много, можно выбрать любую школу, кружок онлайн или офлайн, это плюс. Ценность, как коллектива исчезает, появляется направленность на личность.
Общественно полезный труд и деятельность
Было участие в субботниках, тимуровском движении, трудовых отрядах. Это прививало трудолюбие, и давало ощущение причастности и вклада в общее дело.
Сейчас труд в школах совсем ушёл на задний план. Сейчас технический специалист убирает класс, которого оплачивают родители. Детям нельзя мыть пол и убирать за собой, сами родители против. Раз в год субботник вокруг школы в перчатках собрать мусор 5 минут.
Патриотизм
Патриотизм также ушёл на задний план, и только в 2022 году государство это осознало и сейчас у детей есть урок «Разговор о важном» и добавляются новые предметы с тематикой России и Родины.
Акцент на коллективизм
Было воспитание в коллективе и для коллектива. Личность рассматривалась как часть целого. Это формировало чувство ответственности, взаимовыручки, но и подчинение своих интересов общим.
Сейчас у детей больше свободы и выбора. Старая система дала свой результат. Взрослые люди, кто вырос в прошлой системе, не могут выбирать себя и отстаивать свои интересы, у нового поколения с этим проще.
Чёткая система ролей и правил
Были: иерархия, дисциплина, строгие нормы поведения. Дети учились понимать свою роль в системе, следовали определённым правилам и ожиданиям.
Сейчас иерархия нарушается сильно. Родитель может указывать учителю, как учить, диктовать условия директору и по любому поводу писать в прокуратуру. Ушло уважение к учителю, как к наставнику. И, конечно, нас ждут последствия. Когда в системе нет порядка, она сама наводит порядок. Отсюда катаклизмы и войны.
Ранняя и последовательная социализация
Раньше воспитание начиналось с детского сада, продолжалось в школе, пионерской организации, комсомоле. Каждый этап имел свои ритуалы, символы, нормы поведения и морали.
Сейчас всё возложено на родителей, основная масса не может дать ребёнку должного воспитания, т. к. приходится работать, и дети уходят в зависимости. Точно знаю, система образования, школы, высшие заведения все делают, чтобы помочь ребёнку, но не всегда могут, т. к. дети не берут, у них загруженность из-за большого потока доступной информации. Социализация низкая, дети мало общаются вживую, замыкаются, больше остаются в одиночестве.
Формирование образа «идеального гражданина»
Было через литературу, историю, примеры героев и «лучших людей труда» создавался чёткий образец для подражания.
Сейчас здесь совсем провал в современном образовании был на протяжении нескольких десятков лет. Покемоны, симпсаны орущие, хуги ваги зубастые, аниме, захватили детей. С 2025 года вводится новый предмет в образовании, где дети будут изучать знаменитых людей России, кто сделал вклад в развитие нашей Родины. Страна должна знать своих героев.
Важно отметить, что советское образование, воспитание имело свои «издержки» с психологической точки зрения:
- Подавление индивидуальности: Меньше возможностей для самовыражения, развития критического мышления, индивидуального выбора.
- Внешний контроля: Ориентация на внешние оценки и правила, а не на внутренние моральные ориентиры, что привело к стремлению быть «как все».
- Сложности с адаптацией к изменениям: Привычка к жёсткой структуре и предсказуемости не развивало гибкость в условиях быстро меняющегося мира.
Дети изменились кардинально, и это неизбежное следствие развития общества и технологий.
- «Цифровые аборигены»: Дети родились в мире гаджетов, интернета и мгновенной информации. Это формирует другую структуру внимания, быстрая смена фокуса, многозадачность, но и поверхностность, потребность в мгновенной обратной связи, привычку к визуальному контенту.
- Больший объем информации:Беспрепятственный доступ к информации с раннего возраста. Перед детьми стоит задача не получить информацию, а научиться фильтровать, анализировать и применять.
- Повышенный запрос на индивидуальность и самовыражение:Современные дети чаще хотят, чтобы их услышали, поняли, уважали их выбор. У них есть чувство собственного достоинства и права на мнение.
- Глобализация мышления: Дети осознаю́т себя частью глобального мира, интересуются мировыми событиями, культурами, легко коммуницируют с ровесниками из разных стран.
Минусы современного воспитания, повышенная тревожность и социальное сравнение. Социальные сети, постоянное сравнение себя с «идеальными» образами приводят к росту тревожных расстройств, депрессий, проблем с самооценкой.
Нет смысла стремиться к полному возврату и говорить, а вот в наше время, а вот у нас.
- Для детей: Подавление индивидуальности, отсутствие выбора и жёсткий контроль негативно сказываются на психическом развитии, самооценке, способности к критическому мышлению и самостоятельности. Это может привести к апатии, протесту, или, наоборот, к выученной беспомощности.
- Для педагогов: Чрезмерный идеологический контроль и отсутствие свободы в преподавании снижает мотивацию и творческий потенциал.
- Для общества: В современном мире, стремящемся к новому, гибкости, критического анализа, система, воспитывающая людей подстраивающихся под других, будет неэффективна.
Что можно частично сохранить или адаптировать, если это ценно:
- Идея общих ценностей: Не идеологических, а общечеловеческих, уважение к старшим, ответственность, взаимопомощь, трудолюбие, любовь к своей стране без агрессии к другим.
- Роль коллектива: Адаптировать коллективную работу для развития навыков сотрудничества, эмпатии, командной работы, но с сохранением и уважением индивидуальности каждого.
- Уважение к педагогу: Восстановить престиж профессии, но через поддержку, достойные условия труда и обучение, а не через принудительное подчинение.
- Систематичность и фундаментальность знаний: Сохранить глубину изучения предметов, но сделать ее более гибкой и адаптировать к современным требованиям.