Найти в Дзене
Via est vita

Усадьбы Подмосковья. Большие Вязёмы

Ах, ну что за чудо! Волшебная тёплая осень, хорошая компания, есть свободное время - так ни слова больше, нас ждут усадьбы! Усадьбы Большие Вязёмы и Захарово входят в комплекс музея-заповедника Пушкина. Мы привыкли, что "наше всё" это Михайловское и Болдино, но не тут-то было). Вязёмы - место старинное, последняя перед Москвой станция-ям на Большой Смоленской дороге, пути из Москвы в Смоленск и Польшу. Здесь меняли лошадей государевы гонцы и ямщики ещё во времена Ивана Грозного. Последний из Рюриковичей, сын Ивана Грозного Фёдор I Иоаннович подарил в 1584 году Вязёмы своему шурину Борису Годунову. Годунов, будучи человеком деятельным, немедленно затеял здесь большое строительство. Деревянные постройки тех времён конечно не сохранились, но большая каменная церковь Спаса Преображения (1600) встречает всех приезжающих в усадьбу. Тогда же была возведена звонница очень нетипичной, "псковской" архитектуры. Это единственная звонница такого типа в центральной России. К концу XIX века из-за под

Ах, ну что за чудо! Волшебная тёплая осень, хорошая компания, есть свободное время - так ни слова больше, нас ждут усадьбы!

Усадьбы Большие Вязёмы и Захарово входят в комплекс музея-заповедника Пушкина. Мы привыкли, что "наше всё" это Михайловское и Болдино, но не тут-то было).

-2

Вязёмы - место старинное, последняя перед Москвой станция-ям на Большой Смоленской дороге, пути из Москвы в Смоленск и Польшу. Здесь меняли лошадей государевы гонцы и ямщики ещё во времена Ивана Грозного.

Последний из Рюриковичей, сын Ивана Грозного Фёдор I Иоаннович подарил в 1584 году Вязёмы своему шурину Борису Годунову. Годунов, будучи человеком деятельным, немедленно затеял здесь большое строительство. Деревянные постройки тех времён конечно не сохранились, но большая каменная церковь Спаса Преображения (1600) встречает всех приезжающих в усадьбу.

-3

Тогда же была возведена звонница очень нетипичной, "псковской" архитектуры. Это единственная звонница такого типа в центральной России. К концу XIX века из-за подвижек грунта она сильно наклонилась, но в середине XX века её успешно выпрямили.

-4

За советское время территория усадьбы значительно уменьшилась, парк частично вырубили и застроили городскими многоэтажками, так что дворец встречает нас почти сразу после входа на территорию.

И сразу видно: идеальное состояние!

-5

После падения недолгой династии Годуновых (вот уж не повезло царю Борису, и извержение вулкана Уайнапутина (ой, а так можно?), и последовавший за этим малый ледниковый период, вызвавший Великий голод 1601-1603 годов, и всё недолгое царствование преследовавшие его слухи об убийстве церевича Дмитрия, наконец сам Лжедмитрий I, оказавшийся очень деятельным и (временно) удачливым молодым человеком) и страшного Смутного времени поместье снова отошло в казну. Правда от самого поместья только каменные храм с колокольней и остались, по Смоленской дороге вооружённые отряды всех мастей постоянно ходили туда-сюда, в условиях войны всех против всех никого не жалевшие.

Но время шло, Романовы укрепили государство и вот в 1694 году Пётр I жалует Вязёмы князю Борису Голицыну, который был "дядькой" царя в 1682-1689 годах. Пётр, при всей бешенности характера, уважал своего воспитателя, да и заслуги у того имелись - был одним из спасителей будущего императора во время великого стрелецкого бунта.

Однако в то время Голицыны в Вязёмах почти не появлялись, предпочитая своё старое имение Дубровицы.

Только при матушке-Екатерине правнук Бориса Алексеевича Голицына, отставной бригадир Николай Михайлович Голицын (1729—1799) начал строительство дворца и флигелей. Флигели закончили в 1772 году, а в 1784 году был достроен дом-дворец. Одновременно с постройкой зданий был разбит регулярный парк с аллеями.

Сюда приезжал во время недолгого царствования Павел I, здесь на балу впервые увидел Наталью Гончарову Пушкин, бывали здесь Гоголь, Брюсов, Лев Толстой...

Голицыны, одна из известнейших семей России, владели усадьбой вплоть до революции. Здесь хранилась библиотека в более чем 30 тысяч книг. Однако, как пишет Вики, "как и другие старые дворянские гнёзда, в пореформенное время усадьба оскудела и едва ли не была заброшена. В 1917 году барский дом стоял в заросшем саду с забитыми окнами".

Не совсем понятно, дом, набитый книгами и художественными ценностями к 1917 году стоял заколоченным, так получается?

После Октябрьской революции большевистского переворота библиотеку, картины и другие ценные вещи вывезли в музеи. К счастью, окрестные крестьяне (кажется) ничего не успели разграбить. И понеслось - в советское время в усадьбе сменили друг друга свыше десятка государственных учреждений — приют для беспризорных детей, санаторий ВЦИК, школа парашютистов, танковое училище, институты коневодства, полиграфии, фитопатологии. Всё, как обычно в домах без хозяина, приходило в негодность, но в России есть хороший способ дать новую жизнь усадьбе. Сказать правителям, что "здесь был Пушкин!"

И вот в 1987 году Совмин СССР принимает решение, начинаются работы. В дикий 1992, когда вообще всё рушилось, открывается музей. И какой музей! Это же чудо, а не музей!

Реставрация усадьбы и залов - безупречна, парк в идеальном состоянии, экспозиция - быт дворянской усадьбы. Экспонаты замечательные, экраны интерактивные, смотрители вежливые и готовые рассказать, картины, свет, воздух...

Я честно искал в интернете портрет Николая Михайловича Голицына, построившего дворец, но не нашёл. Голицыных было огромное количество, так у воспитателя Петра I, Бориса Алексеевича Голицына (1654-1714) было 10 детей, а у Михаила Михайловича Голицына (1675-1730) было 18 (!) детей.

В общем, предположу, что основатель дворца на фото посередине. Мундир как раз екатерининской эпохи.

-6

Потом у Голицыных случился какой-то перерыв в рождаемости и усадьба некоторое время передавалась от одного бездетного владельца к другому. Так, в 1803 году имение перешло к Борису Владимировичу Голицыну (1769-1813), прекрасно образованному светскому льву, философу, военному, щёголю, танцору и просто красавцу.

Что за человек был! В 1782-1786 гг. учился в Страсбургском протестантском университете (иностранные языки, военные дисциплины, музыка, танцы; за успехи в последних получил прозвище «Борис-Вестрис»), в 1786-1790 гг. - Парижская военная школа. Активно посещали светские мероприятия с участием французской аристократии, был в переписке с Шиллером, предлагая ему свои произведения для публикации. Французскую революцию встретил в Париже, вернулся в Россию в 1791, а уже в 1794, под началом Суворова, участвовал в штурме Варшавы. В походе 1805 года был тяжело ранен при Аустерлице. С сентября 1806 года — в отставке. Снова вернулся в действующую армию во время Отечественной войны в 1812 году в звании генерал-лейтенант. Участвовал в сражении под Смоленском, Гедеоновым, был ранен в битве при Бородине (под ним было убито две лошади). Лечился во Владимире. Так и не оправившись от раны, умер в январе 1813 года в Вильно.

При этом по свидетельству современников, имел многосторонний талант — с ранней юности был музыкантом и прекрасным танцором, его литературные произведения «Аврора», «Диоген и Глицерий» были опубликованы в «Литературном альманахе» в 1788 году, когда автору не было ещё и двадцати лет. Ему же принадлежат первые переводы сочинений О. Голдсмита и Ф. Ларошфуко. Благодаря приятельству с Державиным он принимал участие в 1810 году в основании петербургского литературного общества «Беседа любителей русского слова», а с 1812 в его доме читались первые в России общедоступные лекции профессора Мерзлякова по литературе. Борис Владимирович собрал в своей библиотеке в усадьбе Вязёмы тысячи редкие изданий и рукописей.

Кстати сказать, князь был холост, но после него остались две незаконнорожденные дочери, кажется от какой-то цыганки. Им дали фамилию Зеленские. Княгиня Татьяна Васильевна Голицына, жена его брата, по доброте взяла этих сироток к себе и воспитывала, но от княгини Натальи Петровны Голицыной, строгой матери Бориса Владимировича, существование их скрывали.

-7

Но пройдёмся же по залам.

Первый этаж отдан галантному XVIII веку и первой половине века пара, XIX.

Чинная столовая.

Слева - интерактивный экран. Стоит встать перед ним и император Павел I (в миру - Евгений Стычкин) начнёт рассказывать небольшую историю. Таких экранов в музее не меньше пяти (два в библиотеке, Кутузов в портретном зале, кое-где ещё) и они придают музею прекрасный современный вид, оживляя экспозицию.

-8

После визита императора Павла I усадьбу стали называть дворцом (по крайней мере так было написано в музее).

-9

Круглая гостиная. Справа выход наружу, к реке. Сейчас выход закрыт.

Музей в усадьбе открылся в 1992, а в 2012 здесь прошёл масштабный ремонт. И посмотрите, какого качества - паркет до сих пор идеальный!

-10

Парадная (!) дамская спальня.

Я разговорился со смотрителем зала и он, подмигнув, сказал что сейчас "сделает сюрприз".

Так вот, после смерти блестящего Бориса Владимировича Голицына усадьба перешла к его младшему брату, Дмитрию Владимировичу Голицыну (1771-1844). Тот был не только генералом от кавалерии и участником наполеоновских войн, но и московским военным генерал-губернатором. Надеюсь, вы ещё помните, что ему были отданы на воспитание сёстры Зеленские и что их существование скрывали от матери Бориса и Дмитрия, от Натальи Петровны Голицыной.

От Пиковой дамы! Да-да, та самая гроза салонов обеих столиц, «Princesse Moustache» («Усатая княгиня»), чей крутой надменный нрав, её характер, лишённый всяких слабостей, суровость по отношению к близким отмечали все современники. Семья вся трепетала перед княгиней, с детьми она была очень строга даже тогда, когда они сами уже давно пережили свою молодость, и до конца жизни называла их уменьшительными именами.

Её сын Дмитрий Владимирович, сам будучи московским военным генерал-губернатором, не мог позволить себе сидеть в присутствии матери без её разрешения. Недовольная его женитьбой на Татьяне Васильчиковой, так как считала этот брак неравным, княгиня заставила свою тихую и добрую невестку много вытерпеть от неё горя. Та самая, которая, по легенде, получила от графа Сен-Жермена в Париже секрет трёх карт.

-11

Итак, смотритель подмигнул нам, закрыл двери в коридоры, задёрнул занавеску и... Погас свет и на софе появилось изображение княгини. Довольно забавно рассказывала она о том, что "сочинитель Пушкин всё про неё выдумал. Ну на то он и сочинитель"

Очень милый интерактив.

-12

Усов у княгини не было. Это, конечно, недочёт.

Тут же выставка куртуазного мейсенского фарфора

-13

Какие озорные пастушки с непомещающимися в декольте достоинствами

-14

Печь-голландка в идеальном состоянии.

На картине, кстати, Дмитрий Владимирович Голицын, московский военный генерал-лубернатор и владелец усадьбы.

-15

Библиотека иностранной литературы. Сейчас здесь галерея картин деятелей Отечественной войны 1812 года.

Слева не попал в кадр экран, на котором Михаил Кутузов диктует длинное письмо своему адьютанту

-16

Лестница на второй этаж украшена охотничьими трофеями

-17

Экспозиция второго этажа посвящена второй половине XIX и началу XX веков.

Особую гордость смотрительницы вызывает старинный рояль, который ремонтировали много лет и привели в идеальное состояни. "Слышали бы вы, как он звучит!"

-18

Но пора выйти в парк.

Фасад усадьбы, обращённый к реке Вязёмке

-19

Интересно, что по архитектуре дворец ближе к началу XVIII века, к Петровским временам. Он значительно "проще", чем любили строить при Екатерине II, в конце "галантного века". Например, нет столь популярных тогда колонн.

-20

В каждой уважающей себя усадьбе должен быть пруд (ну или широкая река) и парк.

-21

Плотину на Вязёмке, кстати, построили тоже ещё при Годунове. А вот мостик - XIX век.

-22

В замечательно отреставрированных флигелях размещены экспозиции. При нас демонстрировали скульптуры Маргариты Конёнковой

-23

Крокусы перепутали время года и распустились в сентябре

-24

Во время войны 1812 года здесь, командуя отступающей русской армией, ночевал Кутузов, а на следующую ночь - ночевал, командуя наступающей французской армией, Наполеон (интересно, спали в разных постелях?).

Большая Смоленская дорога, мимо никак не пройти.

-25

Парк поддерживается на замечательном уровне, в аллеях, на месте старых выбывших деревьев, точно в ряд посажены молодые.

-26

Прекрасная статуя Пушкина в юности

-27

Ах, как же красиво!

-28

Без малого 200 лет

-29

Думаю, что и Голицыны, и юный Пушкин одобрили бы таких обитателей парка. Ведь это не только красиво, но и, при должной выучке повара...

-30

Усадьбы Подмосковья. Марфино

Усадьбы Подмосковья. Ольгово

Усадьбы Подмосковья. Никольское-Прозоровское

Усадьбы Подмосковья. Никольское-Обольяниново

Усадьбы Подмосковья. Середниково

Усадьбы Подмосковья. Виноградово

Усадьбы Подмосковья. Шахматово

Усадьбы Подмосковья. Талицы

Усадьбы Подмосковья. Абрамцево

Усадьбы Подмосковья. Мураново

Усадьбы Подмосковья. Архангельское

Усадьбы Подмосковья. Быково

Усадьбы Подмосковья. Большие Вязёмы

Усадьбы Подмосковья. Захарово

Оригинал - https://justfedja.livejournal.com/24861.html

Сентябрь 2025

Via est Vita: каталог канала