Международное агентство Fitch Ratings понизило кредитный рейтинг Франции с «АА-» до «А+». Сделано это было на фоне политической нестабильности в стране и растущего госдолга. Что это решение означает для Парижа и как повлияет на положение Эммануэля Макрона — в материале «Известий».
На фоне нестабильности
Франция в последнее время всё больше погружается в политическую и экономическую неопределенность. Правительство Франсуа Байру ушло в отставку после голосования парламента 8 сентября, что стало четвертым случаем за последние два года. Позднее, 10-го числа, по стране прокатились массовые протесты, в ходе которых митингующие обвинили правительство и политиков страны в оторванности от реалий внутри Франции и игнорировании проблем обычных людей.
На фоне этого спустя всего несколько дней после вступления в должность нового премьер-министра Себастьяна Лекорню агентство Fitch Ratings снизило долгосрочный кредитный рейтинг Франции до уровня «А+» — худшего за всю историю страны.
Агентство выделило несколько причин своего решения. Одно из них связано с продолжающимся ростом госдолга страны. В 2024 году он составил €3,3 трлн (порядка 113,2% ВВП), в 2025 году он уже составил €3,4 трлн. По прогнозу Fitch Ratings, в 2027-м он вырастет уже до 121% ВВП. В этом контексте отмечаются и политические потрясения во Франции, в особенности частая смена правительства.
«Эта нестабильность ослабляет способность политической системы обеспечить существенную фискальную консолидацию», — говорится в сообщении Fitch.
В агентстве также сомневаются, что бюджетный дефицит Франции сократится до 3% ВВП к 2029 году, как того хотело предыдущее правительство. В прошлом году он составил 5,8%, почти двукратно превысив допустимый предел (3%), установленный в ЕС в прошлом году. Что же касается госдолга, то этот показатель, в соответствии с Маастрихтским договором, не должен превышать 60%.
Всё это, по мнению политолога Илоны Мизовой, делает Францию менее надежной для международных инвесторов.
Как отметил старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Андрей Кудрявцев, проблема с расстройством государственных финансов появилась во Франции давно, долго нарастала и не решалась.
— Когда наступали кризисы, из них выходили любой ценой, заливая проблемы бюджетными средствами. А когда наступала экономическая стабилизация и надо было «оздоровить» бюджет, этого избегали, потому что боялись нарушить свои электоральные рейтинги, — объясняет эксперт.
Закат еврозоны
По мнению доцента кафедры логистики Финансового университета при правительстве Российской Федерации Александра Арского, снижение кредитных рейтингов «локомотивов» экономики Евросоюза — это начало экономического заката еврозоны и предвестник ее последующей экономической и политической декомпозиции.
Он также отмечает, что кредиты для Франции станут дороже, а с повышением кредитной ставки возникнет необходимость снижения социальных затрат. Это может вызвать новые протесты как французов, так и мигрантов, накаляя и так достаточно криминогенную обстановку во Франции.
— Сейчас нет признаков повышения рейтинга, так как его текущее падение не отражает всего драматизма. Это только начало, — констатирует Александр Арский.
Как считает экономист, в долгосрочной перспективе экономику страны могут спасти международные инвестиции с созданием рабочих мест в самой Франции и новые рынки сбыта для продукции. В среднесрочной же перспективе Александр Арский видит выход из ситуации исключительно в отставке действующего президента Франции Эммануэля Макрона.
Инвестиционный советник, член реестра ЦБ РФ Юлия Кузнецова добавляет, что высокий госдолг страны в сочетании с дефицитом бюджета означает удорожание заимствований для правительства: доходность от французских гособлигаций будет повышаться, а расходы на обслуживание долга — расти. Всё это, отмечает эксперт, ограничивает возможности для финансирования социальных программ и инвестиций, что усугубит проблемы экономического роста.
Удар по репутации
На фоне политических и экономических потрясений во Франции всё чаще не только звучат призывы к отставке Макрона, но и новому премьер-министру Себастьяну Лекорню уже грозят вотумом недоверия. В этом контексте Андрей Кудрявцев отмечает, что юридически импичмента президента добиться будет трудно, практически невозможно. Для его осуществления нужен масштабный социальный кризис. Сам Макрон, считает эксперт, в отставку не подаст.
Однако возможен вариант абсолютного паралича парламента. Для этого, добавляет Андрей Кудрявцев, серия отставок правительства через вотум недоверия должна продолжиться. Для этого альянс левых сил «Непокоренная Франция» и крайне правое «Национальное объединение» так же, как и предыдущих случаях, должны действовать консолидированно.
— Готовы ли они будут взять на себя ответственность за паралич страны через паралич парламента — вопрос открытый, на него пока нет ответа. Развитие событий покажет, ведь это огромная политическая ответственность, — считает эксперт.
Юлия Кузнецова добавляет, что для Эммануэля Макрона понижение кредитного рейтинга — удар по репутации и дополнительный фактор давления.
— Оно ставит под сомнение эффективность его экономической политики и усиливает критику со стороны оппозиции. Политические издержки могут оказаться серьезными — необходимость сокращать бюджетные расходы в условиях общественного недовольства повысит риск дальнейшей эскалации протестов, — считает собеседница «Известий».
Илона Мизова добавляет, что решение Fitch Ratings — политический удар по легитимности макроэкономического курса и подрыв доверия непосредственно к президенту.
— Макрон избирался в 2017 и 2022 годах как «проевропейский» лидер и сторонник финансовой стабильности и реформ. Понижение рейтинга — это вердикт международных экспертов о том, что его политика недостаточна для исправления структурных проблем, — считает она.
Эксперт подчеркивает, что произошедшее ослабляет амбиции Франции на политическое лидерство на континенте. Финансовые проблемы подрывают ее авторитет в переговорах по общеевропейским бюджетным правилам, а Германия, имеющая более высокий рейтинг, получает дополнительный рычаг в спорных вопросах.