Найти тему
Middle Plan | mid.plan

Идеальный образ конструктора в фильме Укрощение огня

Всем привет! В годовщину отечественной космонавтики хотелось бы вспомнить замечательный фильм Даниила Храбровицкого «Укрощение огня» (1972). Двухчасовая лента выглядит нестандартно для советского кино, ведь в ней показаны как успехи, так и не удачи советских конструкторов.

Время прочтения - 6 минут

Постер фильма Укрощение огня Источник Кинопоиск
Постер фильма Укрощение огня Источник Кинопоиск

Сюжет

Фильм рассказывает о зарождении, становлении и развитии советского ракетостроения - от первых пятилеток до создания сверхдальних современных ракет.

В фокусе внимания создателей ленты судьба Андрея Башкирцева (прототип Сергей Королев), главного конструктора, отдавшего жизнь осуществлению великой мечты - освоению Космоса.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Создание

Первоначально, в основу драмы легла биография инженера-конструктора Сергея Королёва. В фильме он фигурирует под именем Андрея Башкирцева, так как настоящие имена работников космической отрасли в то время были государственной тайной.

Так как нужно было создать образ талантливых идеалистов, объединённых общим делом, режиссер исключил упоминание о серьёзных конфликтах конструктора с коллегами. Таким образом, сценарий был неоднократно переписан, а Башкирцев превратился в собирательный образ — его прототипом стал не только Сергей Королёв, а ещё и конструктор двигателей Алексей Исаев.

Режиссеру Даниилу Храбровицкому пришлось долго пробивать заслоны КГБ, которое курировало весь съёмочный процесс, но в конце концов он добился специального допуска и на Байконур, и на ракетный полигон Капустин Яр.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Однако, есть несколько важных уточнений:

  • режиссёр допускал художественный вымысел только в личных отношениях героев;
  • на съёмочных площадках сценарий внимательно читали и вносили свои правки. Большинство замечаний было к декорациям — оборудование командного пункта Байконура и центра управления создавалось специально для съёмок и только отдалённо напоминало настоящее;
  • чтобы в объектив не попадали секретные объекты и сооружения, точки съёмок вычислялись с точностью до миллиметра. Операторам приходилось тяжело — секретным было практически всё, а любое лишнее движение камеры могло стать нарушением госбезопасности. Ради выразительного кадра они то и дело снимали непонятные, но завораживающие конструкции, а потом кураторы со словами «мы даже жёнам не показываем то, что вы тут наснимали» вырезали и уничтожили около 1 000 метров плёнки.

Руководители съёмок пытались отстоять хоть что-то, но службы космодрома были непреклонны — любой кадр мог привлечь внимание иностранной разведки. Однако все старты и аварийные пуски ракет были настоящими, чего не показывали даже в документальных фильмах.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Гагарин

В фильме роль первого космонавта сыграл один из консультантов фильма, сотрудник Байконура Анатолий Челомбитько. Он был внешне очень похож на Гагарина из-за чего постоянно попадал в нелепые ситуации — у него просили то автограф, то пытались познакомиться на улицах. И да, снимался Челомбитько в знаменитом оранжевом скафандре первого космонавта.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Королев

Борис Черток (консультант и коллега Королева в работе) был недоволен фильмом за идеализированность героев и излишний пафос, хотя не все коллеги Королёва разделяли это мнение.

Кроме того, Черток считал биографию Королёва, как явного прототипа главного героя, чрезмерно искажённой в ущерб образу Башкирцева, даже с учётом отвлечённого характера фильма.

А вот как сам исполнитель главной роли рассказывает о съемках в фильме.

Техническое оснащение

В фильме действительно показывается очень много технического оснащения страны. Это выглядит впечатляюще! Если вы посмотрите восстановленную версию, то наверняка обратите на это внимание.

Заключение

Фильм выглядит интересно. С учетом того, что он позиционируется как драма, в картине очень много юмора. Кажется, что спустя полвека данная картина является отличным напоминанием борьбы человека за собственные идеи, его жертвы и цену, заплаченную за успех.

Фильм целиком есть на YouTube канале Мосфильм.

Спасибо за прочтение!