В 90-е годы отечественная авиация переживала один из самых тяжёлых периодов в своей жизни. Авиационный КБ находились на грани банкротства, а огромное количество проектов самолётов так и не покинули чертёжных досок лишённые финансирования, некоторые из этих проектов собраны в подборке — Нереализованные проекты российских самолётов 90-х у нас на сайте. Единственным выходом из ситуации был поиск зарубежных инвесторов. Однако в этом плане на западе было принято решение убить наш авиапром, и инвесторов не находилось. Но то на западе, а на востоке такого решения никто не принимал и для одного из проектов КБ Мясищева инвестор нашёлся – в Индии. Об этом проекте речь и пойдёт ниже.
История проекта
Проект начался в 1991 году как совместный проект с Россией, а точнее с КБ Мясищева, которое в начале 90-х создало проект самолёта М-102 «Дуэт». Однако достаточно быстро финансовые проблемы вынудили россиян выйти из проекта на ранней стадии, однако чертежи индусы выкупили, правда без участия России всё пошло на много медленнее.
Проект едва не был остановлен из-за санкций США, введённых в 1998 году после ядерных испытаний Индии. Но 24 сентября 1999 года, он был снова возобновлён.
Первый полёт самолёта изначально планировался на март 2001 года, но как часто бывает сроки сдвинулись в право и первый «Сарас» (PT1) совершил свой полёт только 29 мая 2004 года.
Первоначальные заданные параметры самолёта составляли:
- максимальный взлетный вес 6100 кг
- максимальная полезная нагрузка 1232 кг,
- крейсерскую скорость более 600 км/ч,
- продолжительность полета 6 часов,
- максимальная высота полета 12 км (крейсерская высота 10,5 км),
- длинна взлетно-посадочной полосы около 600 м,
- максимальная скороподъемность 12 м/с,
- низкий уровень шума в салоне 78 дБ,
- дальность полета 600 км с 19 пассажирами, 1200 км с 14 пассажирами и 2000 км с восемью пассажирами, большую удельную дальность полета 2,5 км/кг
- низкую стоимость эксплуатации 5 рупий/км.
Хотя проектная масса пустого самолёта составляет около 4125 кг, первый прототип весил около 5118 кг. Эту проблему пытаются решить, добавив композитные крылья и хвостовое оперение к третьему прототипу. Планёр Saras-PT2 был изготовлен из более лёгких композитных материалов, что позволило снизить его общую массу примерно на 400 кг по сравнению с первым прототипом, который был тяжелее примерно на 900 кг. Самолёт оснащали двумя канадскими турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney, установленными в толкающей конфигурации, в задней части фюзеляжа.
Первый прототип был модернизирован в соответствии с новейшими требованиями к конструкции, включая двигатели Pratt & Whitney Canada PT6A-67A мощностью 1200 л.с. (895 кВт) и усовершенствования систем управления и обеспечения полетов. Модернизированный PT1 должен был совершить свой первый полет к концу 2011 года, а сертификация и первые поставки — в 2013 и 2014 годах соответственно.
Однако планы так и остались планами. По состоянию на 20 января 2016 года Национальные аэрокосмические лаборатории (NAL) прекратили все работы по проекту Saras, поскольку финансирование проекта прекратилось с 2013 года. Инженеры, работавшие над проектом Saras в NAL, были переведены на другие текущие аналогичные проекты, имеющие более высокую стратегическую важность.
Однако уже в октябре 2016 года Индийское правительство снова задумалось о возрождении проекта, это было вызвано требованиями Индийских ВВС. Финансирование было восстановлено, а первый модернизированный прототип был передан Испытательному центру летательных аппаратов и систем (ASTE) ВВС Израиля в 2017 году. Там было проведено несколько наземных испытаний прототипа на малой скорости.
Сообщалось, что директор Национальной аэрокосмической лаборатории (NAL) Джитендра Дж. Джадхав рассчитывает поднять «Сара» в воздух к июню-июлю 2017 года. Однако всё опять сдвинулось и впервые самолёт поднялся в воздух 24 января 2018 года на аэродроме компании HAL. Полёт длился в течение 40 минут, при этом машина достигла высоты 8500 футов (2600 м) и скорости 269 км/ч. Вслед за этим первый прототип совершил порядка 20 испытательных полета, после чего проект снова заморозили.
На пресс-конференции вовремя Aero India 2019 было объявлено, что выделено ₹6000 крор на производство самолета, поскольку компания NAL получила сертификацию для своей улучшенной версии машины. Теперь вес самолёта больше не был проблемой, так как инженерам удалось сократить его на 0,9 тонны. Новая версия также оснащалось улучшенной авионикой.
Второй испытательный полет длился 25 минут и был совершён 21 февраля 2018 года. На прототипе была установлена пара двигателей мощностью 1200 лошадиных сил на валу и новый воздушный винт диаметром 104 дюйма для удовлетворения требований градиента набора высоты на втором участке.
Так же появилась информация CSIR о разработке индийского турбовинтового двигателя для Saras. Было выбрано место производства серийных самолётов — завод Hindustan Aeronautics Limited (HAL) в Канпуре.
Параллельно с этим Национальная аэрокосмическая лаборатория CSIR, и компания NAL начали разработку 19-местной версии авиалайнера – Saras Mk2.
27 марта 2022 года на выставке Wings India 2022 в Хайдарабаде компания NAL представила 16-местный вариант санитарного самолёта Saras Mk2.
По состоянию на апрель 2024 года NAL планирует первый полет Mark-2 к концу 2027 года, что является задержкой по сравнению с целевым периодом 2026-2027 годов. Сообщается, что NAL уже закупила большую часть материалов, и производство начнется сразу после подготовки рабочих чертежей. В начале планируется построить два прототипа, первый полет которых последует за годичными рулежными испытаниями или наземными испытаниями на разных скоростях. Прототип Saras PT1N послужит демонстратором технологий, на основе которых будут созданы системы управления тормозами и контроля окружающей среды NAL.
NAL Saras в воздухе:
Заказы
ВВС Индии заключили договор с Национальными аэрокосмическими лабораториями в Бангалоре на покупку 15 самолетов Saras и, возможно, им понадобится еще 45.
«NAL подписала меморандум о сотрудничестве с ВВС Индии о продаже 15 самолетов Saras. Производством этих самолетов займется подразделение компании Hindustan Aeronautics Ltd в Канпуре».
Самолеты будут использоваться в качестве патрульных, для наблюдения за побережьем, а также для обучения курсантов пилотированию транспортных самолетов.
В начале 2019 года на производство самолётов было выделено 6000 крор рупий. Первоначальный заказ ВВС Индии на 15 самолётов может быть увеличен до 120–140 в ближайшие годы.
Резюме
Главные выводы из вышенаписанного. Пусть и с огромным скрипом но даже в такой далёкой от авиации стране как Индия проект развивается и судя по всему всё же будет завершён. Тут нужно спасибо сказать ВВС, которые теперь точно убедились что суверенной стране требуется и своё собственное производство вооружение и всего что с ним связано. В России не дадут соврать.
Ну и второй главный вывод, это то что авиапроекты 80-х – 90-х годов всё ещё актуальны в 21 веке, и можно возрождать всё что у нас было положено на полку в это время. После модернизации по современным стандартам все самолёты будут соответствовать самым современным требованиям, особенно пассажирские.
NAL Saras для Индийских ВВС:
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉