Найти в Дзене
Ульяна и книжный шкаф

Школа - это не уроки: подборка книг о непростом переходном возрасте

Захотелось поговорить о школе, точнее о том, что мы подразумеваем, когда произносим это слово. Думаю, учителя, недавние школьники и студенты согласятся со мной, что школа – это далеко не уроки. Проводя в её стенах большую часть недели, ребята проживают здесь отдельную, порой сложную, порой увлекательную жизнь. Мне захотелось сделать подборку книг, для героев которых школьные годы оказались непростым временем. Авторы этих произведений помогают взрослым читателям вспомнить, как чувствует себя подросток. Его мир состоит из попыток понять себя, добиться понимания от окружающих, волнений неразделенной любви и невозможности определить, что происходит с тобой и миром внутри, когда вокруг всё как будто осталось прежним – парты, классы, учителя. А юные читатели, погружаясь в эти истории, возможно, найдут ответы на вопросы, которые сложно задать, а иногда даже сформулировать. Несмотря на то, что названия у книги два, эти повести помещаются под одной (двусторонней) обложкой и дополняют друг друг
Оглавление

Захотелось поговорить о школе, точнее о том, что мы подразумеваем, когда произносим это слово. Думаю, учителя, недавние школьники и студенты согласятся со мной, что школа – это далеко не уроки. Проводя в её стенах большую часть недели, ребята проживают здесь отдельную, порой сложную, порой увлекательную жизнь.

Мне захотелось сделать подборку книг, для героев которых школьные годы оказались непростым временем. Авторы этих произведений помогают взрослым читателям вспомнить, как чувствует себя подросток. Его мир состоит из попыток понять себя, добиться понимания от окружающих, волнений неразделенной любви и невозможности определить, что происходит с тобой и миром внутри, когда вокруг всё как будто осталось прежним – парты, классы, учителя. А юные читатели, погружаясь в эти истории, возможно, найдут ответы на вопросы, которые сложно задать, а иногда даже сформулировать.

Фото: Козынцева У.
Фото: Козынцева У.

Нина Дашевская «Тимофей: блокнот», «Ирка: скетчбук»

Несмотря на то, что названия у книги два, эти повести помещаются под одной (двусторонней) обложкой и дополняют друг друга, не будучи тесно связаны сюжетом. Нине Дашевской удивительно точно удалось воспроизвести речь подростка, ход его размышлений. Рассказ в обеих повестях ведется от первого лица, и ты действительно веришь тому, что читаешь. Их герои чувствуют себя непонятыми, одинокими, им кажется, что все вокруг живут счастливо и интересно и только они одни не у дел. Постепенно, раскрываясь в творчестве (рисовании и письме), внимательнее наблюдая за одноклассниками и родными, идя на контакт, герои начинают лучше понимать людей и самих себя.

Полина Щербак «Мой май»

Полина Щербак написала простой и одновременно глубокий сборник рассказов об обычных учениках обычного седьмого класса. Его герои могут ошибаться и относиться к одноклассникам с предубеждением, но готовы менять свое мнение. Они могут, пусть иногда и не совсем верно, отстаивать свою позицию. Иногда им внезапно везет, а иногда кажется, что весь мир на них обозлился. Мы видим героев то изнутри, то глазами их одноклассников и можем составить о каждом собственное мнение, а может даже в ком-то узнать своих собственных одноклассников и даже поменять свое мнение о них или хотя бы внимательнее приглядеться.

Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро»

Пишет Елена Габова хорошо: легко, красиво, живо, не перегружая текст умствованиями и не облегчая его отсутствием описаний. Здесь всего в меру. Конечно, стоит сказать, что от большинства историй, вошедших в этот сборник, веет грустью. Герои сталкиваются с непониманием, проявлением чужого эгоизма или подлости. Но такова жизнь. Каждому так или иначе хоть раз в жизни приходилось терять друзей, оказываться втянутым в соперничество или становиться предметом насмешек. Этот сборник рассказов интересно читать как пример того, что герои делают, оказавшись в сложной ситуации, как выстраивают отношения с одноклассниками и учителями. А еще из рассказа в рассказ автор проводит одну очень верную мысль: всё проходит, мы вырастаем, покидаем школу, и во взрослой жизни можно изменить всё.

Михаил Львовский «В моей смерти прошу винить Клаву К.»

Многие сравнивают эту повесть с "Вам и не снилось" Г. Щербаковой или "Дикой собакой Динго" Р. Фраермана, поскольку главный герой книги М. Львовского Серёжа влюбился в Клаву, когда ему было всего три года, они всегда были вместе, ходили в детский сад и школу, делали уроки и выручали друг друга. Невозможно было представить их по-отдельности. Но всё же это повесть не о любви. История отношений Сережи и Клавы - это путь самопознания героев. Автор показывает, как герои, лучше начиная понимать себя, вдруг обнаруживают удивительные вещи, после которых отношения просто не могут продолжаться. Конечно, здесь есть предательство, ревность, страдания - без этого не обойтись в повести о подростковой любви. Но главным, на мой взгляд, в ней всё-таки является путь, по которому идет Сережа, и перемены, происходящие в нем.

Ирина Богатырёва «Формула свободы»

В роман Ирины Богатыревой я влюбилась с первого прочтения и навсегда. И покорил он меня, во-первых, образом главного героя – десятиклассника Ганина. Он умён не по годам, вдумчив и смел. Оставаясь частью компании, он невольно выделяется на фоне “безликого бессознательного”, каким часто видится ему класс. Именно Ганин непростым путем приходит к вопросу, а затем и к пониманию того, что такое свобода. А помогает ему в этом Кэп – молодой, энергичный учитель русского языка и литературы, человек, признающий за учениками свободу думать и говорить, быть не такими, как все. В этом романе есть всё: дружба, любовь, предательство, отношения с учителями и родителями, непростая жизнь тех, кто отличается от других. А еще – секретная формула свободы.

Какие из этих книг читали вы? Что бы вы добавили к этой подборке?

Приглашаю вас подписаться на мой Telegram-канал, там я делюсь новостями и первыми впечатлениями о книгах.

Читайте и другие отзывы и подборки: