Найти в Дзене
Ульяна и книжный шкаф

"Формула свободы" - выдумка или истина? (отзыв о романе И. Богатырёвой)

Бывало ли, что вы влюблялись в книгу из-за одной строчки, одной мысли? Меня впервые настигла такая любовь, и объект её - роман Ирины Богатырёвой “Формула свободы”. В центре сюжета - жизнь одиннадцатиклассника Макса Ганина в школе и за её пределами. Как и во многих романах для подростков, здесь есть и ненавистные классу учителя, и непростые отношения с родителями, и первая любовь, и первое предательство. Чем же эта книга отличается от прочих? В первую очередь образом самого Ганина. Он умён не по годам, вдумчив и смел. Оставаясь частью компании, он невольно выделяется на фоне “безликого бессознательного”, каким часто видится ему класс. Именно Ганин непростым путем приходит к вопросу, а затем и к пониманию того, что такое свобода. А найти ответ ему помогает второй необычно яркий герой - Кэп. Кэп - учитель русского языка и литературы, молодой, энергичный, выгодно отличающийся от прочих учительниц, кои видятся ребятам неким пережитком прошлого. Кэпу удается увлечь “безликое бессознательное”

Бывало ли, что вы влюблялись в книгу из-за одной строчки, одной мысли? Меня впервые настигла такая любовь, и объект её - роман Ирины Богатырёвой “Формула свободы”.

Фото: Козынцева У.
Фото: Козынцева У.

В центре сюжета - жизнь одиннадцатиклассника Макса Ганина в школе и за её пределами. Как и во многих романах для подростков, здесь есть и ненавистные классу учителя, и непростые отношения с родителями, и первая любовь, и первое предательство. Чем же эта книга отличается от прочих?

В первую очередь образом самого Ганина. Он умён не по годам, вдумчив и смел. Оставаясь частью компании, он невольно выделяется на фоне “безликого бессознательного”, каким часто видится ему класс. Именно Ганин непростым путем приходит к вопросу, а затем и к пониманию того, что такое свобода. А найти ответ ему помогает второй необычно яркий герой - Кэп.

Кэп - учитель русского языка и литературы, молодой, энергичный, выгодно отличающийся от прочих учительниц, кои видятся ребятам неким пережитком прошлого. Кэпу удается увлечь “безликое бессознательное” в мир Бунина и Чехова, он протягивает руку Ганину, блуждающему среди вопросов о себе, других, о том, как нужно и можно жить. Кэп напомнил мне учителей из “Доживем до понедельника” и “Ключа без права передачи”. И именно он в разговоре с Ганиным озвучивает мысль, влюбившую меня в роман:

“Мы же обычно ждем, что все вокруг похожи на нас, и думают так же, и того же хотят. А вот когда ты начинаешь понимать, что другой — он именно другой, он и верить может не в то, во что ты, и думать не так, и любить не тебя — и когда ты ему это позволяешь, признаешь за ним свободу выбора и поступков, не хочешь его переделать или истребить — вот тогда и ты становишься свободным” (И. Богатырёва).

Ганин на собственном опыте убеждается, как это просто и непросто одновременно: позволить другому человеку выбрать не тебя, любить не тебя и жить по-другому. А наблюдать за его взрослением, переосмыслением себя и других действительно очень интересно. 

Можно ли определить роман “Формула свободы” как подростковую литературу? Наверное, можно. Но я думаю, что каждому взрослому человеку не помешало бы его прочитать. И не только для того, чтобы понять своих детей, но и чтобы определить формулу собственной свободы и понять, насколько ты свободен по-настоящему.

Согласны ли вы с таким определением свободы? Какие литературные герои кажутся вам по-настоящему свободными?

См. другие отзывы: #ку_отзыв #ку_подросткам

#отзывнакнигу #современнаялитература #подростковаялитература #книгиолюбви #книжныйблог