Найти в Дзене
Ульяна и книжный шкаф

Чья правда правдивее: о романе "Вальхен" О. Громовой

Книги о Великой Отечественной войне всегда читать трудно, но делать это необходимо. Историческая память помогает делать правильные выводы в настоящем, не обманываться высоким слогом. Собираясь читать роман Ольги Громовой "Вальхен" о жизни девочки, угнанной в Германию в 1942 году, я готовилась к тяжелым для восприятия фактам, глубоким переживаниям, но то, что я встретила на страницах книги, вызвало совсем другие эмоции. Однако давайте начнем с сюжета. Действие романа начинается в 1941 году за несколько дней до начала войны. Крым, лето, две девочки, Валя и Наташа, строят планы на грядущий учебный год. Начало романа напомнило мне "Молодую гвардию" А. Фадеева, но сходство оказалось поверхностным. И в главах, посвященных Вале, где повествование ведется от третьего лица, и в дневнике Наташи приближение германских войск вызывает у героев не готовность сразиться с врагом, а недоумение и удивление. И здесь у меня впервые возник вопрос: почему? Советскому народу к этому времени уже несколько лет

Книги о Великой Отечественной войне всегда читать трудно, но делать это необходимо. Историческая память помогает делать правильные выводы в настоящем, не обманываться высоким слогом. Собираясь читать роман Ольги Громовой "Вальхен" о жизни девочки, угнанной в Германию в 1942 году, я готовилась к тяжелым для восприятия фактам, глубоким переживаниям, но то, что я встретила на страницах книги, вызвало совсем другие эмоции. Однако давайте начнем с сюжета.

Фото: Козынцева У.
Фото: Козынцева У.

Действие романа начинается в 1941 году за несколько дней до начала войны. Крым, лето, две девочки, Валя и Наташа, строят планы на грядущий учебный год. Начало романа напомнило мне "Молодую гвардию" А. Фадеева, но сходство оказалось поверхностным. И в главах, посвященных Вале, где повествование ведется от третьего лица, и в дневнике Наташи приближение германских войск вызывает у героев не готовность сразиться с врагом, а недоумение и удивление. И здесь у меня впервые возник вопрос: почему? Советскому народу к этому времени уже несколько лет внушали, что есть внешний враг, что народ должен быть готов защищать страну. Герои же ведут себя так, будто прежде и не слыхали о внешней угрозе.

Столь же странна и неправдоподобная, на мой взгляд, неготовность людей к нападению извне. "Надо бы разузнать, где у нас какие есть подвалы, бомбоубежища, куда выходить", - пишет в своем дневнике пятнадцатилетняя Наташа. Простите, не верю. Не могла советская школьница не проходить общей военной подготовки и не знать, где в её районе расположены бомбоубежища. И уж тем более не могли этого не знать взрослые. А ведь книга позиционируется как история, основанная на реальных фактах и документах.

Идет война. В город, в котором живут девочки, приходят немецкие захватчики. Голод, зверства (в том числе расправа над евреями и крымчаками) упоминаются автором, но внимание на них не заостряется. На первый план выходит неожиданная доброта некоторых солдат, жалость к женщинам и детям, а потом и к угнанным в Германию девушкам. Столько немцев было против войны (хоть и служило в лагерях), столько немцев не поддерживали идеи фашизма (но пришли в составе армии на территорию СССР). О бесчеловечности фашистов упоминается, но вскользь, и каждый раз кто-то из героев добавляет: да ведь и у нас в СССР то же самое.

Я не обвиняю автора во лжи. То, о чем она пишет (и что умалчивает), действительно было. Но разве она рисует полную картину? Книга, основанная на фактах и претендующая на то, чтобы рассказывать всё, как было, предлагает юному (я подчеркиваю это) читателю какую-то однобокую правду.

Надо отдать должное Ольге Громовой. Пишет она очень интересно, доступно, живо, увлекательно и трогательно. Как живо передано ощущение растерянности и предчувствие неизвестной, но большой приближающейся опасности в первых главах. Как остро чувствуется страх, боль, надежда героев. Так и должны быть написаны книги для подростков, но содержание...

Жизнь у тех героев, кто вернулся из плена, сложилась плохо. Между строк легко читается: лучше бы не уезжали из Германии. У тех, кто остался там, все сложилось хорошо. К какой мысли автор намеревался подтолкнуть молодого читателя? Что за границей лучше? Что там все человечнее? Почему О. Громова не потрудилась раскрыть силу той любви к дому, к Родине, которая толкала пленных рваться обратно в СССР, добираться домой товарняками и на перекладных? Почему, описывая благородство и заботу немцев о пленных, лишь вскользь упоминает о том, что и русские были добры к пленным и раненым, которые, в отличие от наших пленных, были оккупантами?

Если цель этой книги - говорить правду, которую скрывали советские книги, то почему не сказать всю правду? А иначе чем однобокий взгляд советских книг (в котором часто обвиняют лучшие романы и повести о войне) отличается от однобокого романа Ольги Громовой?

Я не жалею, что прочитала роман "Вальхен". Он подтолкнул меня к длительным размышлениям и семейным просмотрам документальных фильмов о войне ("Великая война" - от всей души рекомендую).

Но если, читая "Сахарного ребенка", я верила автору, то этот роман вызвал у меня серьезные опасения: что будет с сознанием того подростка, который станет судить о нашей истории по этой книге? Лучше читайте "Молодую гвардию".

Какие произведения о Великой Отечественной войне вы посоветовали бы прочитать своим детям? Каково ваше впечатление о романе "Вальхен", если вы его читали?

Читайте и другие отзывы:

Отзывы (русская литература)
Книги для детей и подростков