21 сентября в честь памятной даты установлен День воинской славы России.
8 сентября 1380 года русские дружины под руководством московского князя Дмитрия Донского одержали блестящую победу в битве на Куликовом поле. Перед битвой Дмитрий Донской получил благословение Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Старец также отпустил с князем двух монахов-воинов — Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
Битва, в которой приняли участие более 100 тысяч воинов, началось с поединка русского и ордынского воинов — Пересвета и Челубея.
В народной памяти великое сражение между русской ратью и войском темника, крупнейшего ордынского политика того времени Мамая, сохранилось как первая попытка объединения русских земель во имя общего дела.
После Куликовской победы князя Дмитрия могущество Орды пошатнулось. Важнейшее событие русской истории отразилось в целом ряде литературных памятников, которые были созданы в разное время и на протяжении столетий переписывались и перерабатывались древнерусскими книжниками, а слава о победе жива и по сей день.
«Сказание о Мамаевом побоище» — наиболее популярный литературный памятник так называемого Куликовского цикла, в который входят также летописные повествования и поэтический эпос «Задонщина».
Сохранившееся во многих списках «Сказание» — увлекательный рассказ о победе 8 сентября 1380 года русского войска московского князя Дмитрия Донского над полчищами ордынского хана Мамая, с уникальными подробностями о паломничестве князя Димитрия в Троицу и о благословении его на битву преподобным Сергием Радонежским.
Два лицевых списка «Сказания о мамаевом побоище» происходят из собрания графа А. С. Уварова. Самый полный из сохранившихся лицевых списков, датируемый 1680-ми гг., содержит 78 миниатюр. Их рисунок лаконичен и выразителен, раскраска небрежная, красочная гамма скупая: главную роль играет эмоциональный язык жестов.
Миниатюры на разворотах листов представляют впечатляющую панораму моментов битвы. Ряд миниатюр передает словесные образы эпического характера — «от великие грозы древеса преклоняхуся и трава постилашеся», «плещуще крилами орлы от усть Дона слетухуся». Фрагментарность многих листов показывает «зачитанность» рукописи, ее востребованность у читателей.
Вторая рукопись «Сказания» датируются по почерку и водяным знакам бумаги серединой XVII века. В кодексе сохранилось 27 миниатюр, композиции которых имеют почти лубочный характер и заключены в широкие рамки «старопечатного» орнамента. Особенно нарядны ярко расцвеченные стилизованные формы архитектурных сооружений, в которых узнаются стены и башни Московского Кремля, княжеские палаты, храмы Троице-Сергиева монастыря. Как следует из владельческой записи 1742 года, данный список «Сказания о Мамаевом побоище» принадлежал семье белозерского посадского человека и, возможно, был переписан и украшен в этом регионе русского Севера, в соответствии с местной книгописной традицией.
Отцы-основатели Исторического музея планировали в одном из залов — «Московском» — разместить полотно, посвященное Куликовской битве. Заказ получил художник В. А. Серов. Оригинальность композиции и живописи не были одобрены Ученым советом музея, и предложение на картину получил С. А. Коровин, однако и его работа в итоге не была принята для оформления зала. Сегодня оба эскиза хранятся в собрании музея — об одном из них мы рассказывали в проекте «Мгновения истории».