ВТБ готов расстаться со своей долей в аэропорту Пулково. Авиагавань входит в тройку крупнейших аэропортов страны. В 2027–м планируется его модернизация, требующая 200 млрд рублей.
О планах по продаже доли 25,01 % в Пулково сообщил в кулуарах Восточного экономического форума глава ВТБ Андрей Костин. По его словам, хороших предложений "за наличные и по хорошей цене" не поступало. "У нас пока предложения такие: у кого–то денег нет, кто–то говорит: давайте объединимся в нашу общую корпорацию, но нам быть совладельцем на 5 % ещё в пяти аэропортах неинтересно", — сказал Андрей Костин (цитата по Интерфаксу).
"Может быть, те, кто сейчас Домодедово не купит, может, купят Пулково", — предположил банкир. Но конкретных имён он не назвал. Публично интерес к Домодедово ранее обозначал совладелец московского Внуково Виталий Ванцев.
Эксперт авиаотрасли Роман Гусаров не готов назвать стоимость доли ВТБ в Пулково. Всё дело в том, что изменилась сама формула "определения рыночной стоимости и капитализации бизнеса", объяснил он в разговоре с "ДП". На процесс переговоров покупателя с продавцом доли в Пулково влияет и тот факт, что "среди интересантов не может быть иностранцев". Главное, цену воздушной гавани необходимо определять в рублях, а так как курс постоянно меняется, интересанты не могут назвать примерную стоимость актива.
"Кто готов купить? Ну в первую очередь компании, которые профессионально занимаются управлением аэропортовой деятельностью. Такие как УК "Аэропорты регионов" и холдинг "Новапорт". Есть внуковская группа, которая ранее проявляла интерес к покупке активов аэропорта Домодедово. Понятное дело, что купить долю банка могут и другие банки. Почему нет?" — прокомментировал Роман Гусаров.
Оператором аэропорта Пулково является ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС). Согласно "Контур.Фокус", доля структуры ВТБ превышает 25 %. Ещё 25 % принадлежат оманской Orbit Aviation (ранее принадлежала немецкой Fraport), катарская F3 Holding LLC владеет долей 24,99 %.
Пулково по итогам 2024 года заработало рекордную прибыль — 9,7 млрд рублей. Это на 84,7 % больше, чем в 2023 году (5,3 млрд). Выручка выросла по итогам 2024–го на 18,5 %, до 27,3 млрд. Основные источники — аэропортовые сборы (12,4 млрд рублей) и наземное обслуживание (6,9 млрд). За первые полгода 2025 года аэропорт Пулково обслужил 9,7 млн пассажиров, что на 1 % больше, чем за тот же период 2024 года. Впрочем, в аэропорту говорят о недополученной прибыли из–за вводимых с начала года временных ограничений в воздушном пространстве.
Экономист Николай Кульбака утверждает, что на работу аэропорта Пулково смена одного из владельцев серьёзно не отразится.
"В цитате Костина упоминается кто–то из интересантов Домодедово. Не исключаю, что сейчас идёт консолидация рынка, монополизация его. И этот процесс, не исключено, будет продолжаться", — сказал Николай Кульбака.
В феврале 2023 года петербургские власти заявили о планах строительства второй очереди аэропорта. Предполагается построить новую галерею для рейсов внутри России, также появятся новые заезды для автомобилей и паркинги. Проектом модернизации предусмотрены площадки для терминалов рельсового транспорта. По словам губернатора Петербурга Александра Беглова, плановый срок начала строительства — 2027 год. Инвестиции составят порядка 200 млрд рублей.
"ДП" отправил запрос в Пулково и в банк ВТБ.