Найти в Дзене
Морская коллекция

Бронекатера. Дозорные катера Военного ведомства тип «Д»

К 1914 году Европа была беременна большой войной. У империй и королевств были длиннющие счета к друг другу. И когда рвануло-основное большинство испытало эйфорию, наконец-то разберемся с этими наглыми бошами, лягушатниками, русскими, англичанами... (вставить по вкусу). А к Рождеству-домой с победой. Щазззз... Европа уже век не воевала вдолгую, год-полтора и все, максимум. Однако, когда под ружье поставлены десятки миллионов, все получается совсем иначе. Вязкая, долгая, позиционная война. Без каких-либо перспектив. Оказалось, что основное преимущество в современной войне это налаженная логистика и маневр силами и средствами. Российская Императорская армия, вынужденная вести бои на своей территории, не избалованной развитой сетью железных и автомобильных дорог, столкнулась с необходимостью активно использовать сети рек, которых в западных губерниях было в избытке. По рекам можно было быстро доставлять войскам боеприпасы и подкрепление, вывозить раненых, высаживать десанты, оперативно о
Оглавление

К 1914 году Европа была беременна большой войной. У империй и королевств были длиннющие счета к друг другу. И когда рвануло-основное большинство испытало эйфорию, наконец-то разберемся с этими наглыми бошами, лягушатниками, русскими, англичанами... (вставить по вкусу). А к Рождеству-домой с победой. Щазззз... Европа уже век не воевала вдолгую, год-полтора и все, максимум. Однако, когда под ружье поставлены десятки миллионов, все получается совсем иначе. Вязкая, долгая, позиционная война. Без каких-либо перспектив.

Оказалось, что основное преимущество в современной войне это налаженная логистика и маневр силами и средствами.

Российская Императорская армия, вынужденная вести бои на своей территории, не избалованной развитой сетью железных и автомобильных дорог, столкнулась с необходимостью активно использовать сети рек, которых в западных губерниях было в избытке. По рекам можно было быстро доставлять войскам боеприпасы и подкрепление, вывозить раненых, высаживать десанты, оперативно обеспечивать армии огневую поддержку.

Только не было у России на западе речных флотилий, спроса не было. Пришлось создавать заново. Уже через полгода военных действий проблема была осознана и начала решаться. 17 января 1915 года Главное Военно-Техническое Управление (ГВТУ) обратилось в Ставку Верховного Главнокомандующего с предложением начать строительство речных бронированных судов. Ставка 5 апреля 1915 года приказала ГВТУ приступить к формированию речных броневых сил.

Планировалось сформировать три речных броневых отряда по три канонерские лодки, шесть катеров-разведчиков, шесть дозорных и посыльных катеров и четыре 4 шлюпки-тральщика с подвесными двигателями. Одним из требований была возможность перевозки на железнодорожных платформах.

Все речные канонерские лодки (в количестве 9 единиц) взялось построить Акционерное Общество Металлургических, Механических и Судостроительных заводов "Беккер и Ко." в Ревеле, взяв за основу проект корабельного инженера штабс-капитана Грауэна.
Бронированные катера-разведчики поделили между собой Судостроительный завод К. 0. Ревенского в Одессе (14 катеров) и Техническая контора "Бюро Вега" (Боргоеская яхтенная верфь) (4 катера).
Все 18 бронированных дозорных катеров (вместе с 30 полубронированными лодками для моторно-понтонных батальонов) были заказаны в Америке, так как изготовление таковых в России, принимая во внимание необходимость приобретения для них моторов за границей, не оправдывалось ни в стоимости, ни во времени.
Посыльные катера и шлюпки-тральщики решено было приобрести покупкой.

Проектированием бронированных дозорных катеров руководил штабс-капитан Симонов, на него с 20 апреля 1915 года ушло полтора месяца.

Катера получили плоскодонный корпус с защищенным тоннелем винтом. При осадке по техзаданию 0,61 метр катер мог оперировать на речном мелководье западной России.

Ограничение осадки требовало тщательного подхода к бронированию, которое в зависимости от важности защищаемого участка и применения наклонного бронирования, составляло 6; 5 и 4—3,5 мм. Предполагалось, что применяемую в качестве брони хромоникелевую сталь не должна пробивать со 150, 200 и 500 шагов пуля пехотной винтовки Мосина.

По конструкции носовая часть катера была загружена шкиперским имуществом, а в бронированной рубке размещались штурвал и бензиновый реверсивный двигатель Стирлинга с электрическим зажиганием, стартером и системой освещения мощностью 85 л.с.. Двигатель управлялся дистанционно с поста рулевого.

Для защиты экипажа от осколков внутренняя часть рубки и пулеметной башни была обита войлоком, у рубки передние смотровые окна были защищены навесными бронированными ставнями, бойницы по бортам и в корме закрывались крышками. В кокпите и по бортам рубки стояли рундуки с откидными крышками-сиденьями. В бронированном кормовом отсеке хранились две оцинкованные топливные цистерны.

На рубке размещалась бронированная вращающаяся башня с 7,62 мм пулеметом. Наибольший угол возвышения пулемета + 35°, боекомплект 2000 патронов в 8 пулеметных лентах.

Так как отечественные заводы были уже загружены военными заказами, то заказ на строительство 18 дозорных катеров получила в 1915 году американская фирма «Муллинс и Ко».

-2

-3

-4
1 — гнездо флагштока, 2 — киповая планка, 3 — утка, 4 — отличительный огонь. 5 — смотровая щель, 6 — пулемет “Максим”, 7 — пулеметная башня. 8 — бойница с бронированной ставней. 9 — съемный тент. 10—37-мм пушка Гочкиса, 11— съемный румпель, 12— люк в румпельное отделение, 13 — горловина бензобака. 14 — гнездо флагштока, 15 — газовыхлоп. 16 — перо руля. 17 — гребной винт. 10 — ограждение гребного винта с В4лопроводом и кронштейном. 19— туннель гребного винта, 20— крышка рундука, 21 — броневая дверь в кубрик, 22 - опорный крюк, 23 — спасательный круг.
1 — гнездо флагштока, 2 — киповая планка, 3 — утка, 4 — отличительный огонь. 5 — смотровая щель, 6 — пулемет “Максим”, 7 — пулеметная башня. 8 — бойница с бронированной ставней. 9 — съемный тент. 10—37-мм пушка Гочкиса, 11— съемный румпель, 12— люк в румпельное отделение, 13 — горловина бензобака. 14 — гнездо флагштока, 15 — газовыхлоп. 16 — перо руля. 17 — гребной винт. 10 — ограждение гребного винта с В4лопроводом и кронштейном. 19— туннель гребного винта, 20— крышка рундука, 21 — броневая дверь в кубрик, 22 - опорный крюк, 23 — спасательный круг.

Дозорный бронекатер Пинской военной фл
Дозорный бронекатер Пинской военной фл
-7
-8
-9

Дозорные бронированные катера ( с 1921 сторожевые катера типа «Д», с 1925 г. бронекатера типа «Д»). 18 катеров (№1 - 18 ). Изготовитель“Муллинс и Ко” (США). Заказан к постройке 1915 год. Строительство начато 1915 год. Введён в эксплуатацию с 1916 года

Дозорный, с 4.1919- №5, с 9.1919- №9. Списан 1921

Разведчик, с 4.1919- №6 . Погиб 3 августа 1919.

№1, с 1928- Д-1, с 3.1934- БК-1, с 2.1939- №132

№2 , с 1921- СК-2 ,с 1928- Д-2, с 3.1934- БК-2, с 2.1939- №133

№3, с 1921- СК-3, с 1928- Д-3, с 3.1934- БК-3, с 2.1939- №134

№4, с 1921- СК-4, с 1928- Д-4, с 3.1934- БК-4, с 2.1939- №135

Три катера (из № 132 - 135) были восстановлены и переименованы в БК-35 - 37. БК-36 и БК-37 были вновь введены в строй в мае 1944 года.

Потери- №6 (3.8.1919), №132 (9.1941), №133 (9.1941), №134 (9.1941), №135 (9.1941).

Списаны- 1921- №9; октябрь 1945-БК-36, 37

Водоизмещение нормальное 6,5 тонн, 10 тонн полное на 1933 год. Длина 9.15/9,5 м.Длина наибольшая 9,21 м. Ширина 2,15 м (по КВЛ)/2.44 м. Ширина наибольшая 2,47 м. Высота 1,52 м от уровня воды по крыше пулеметной башни. Осадка проектная 0,61м; 0,65 м; 0,85 м на 1933 г.
Бронирование противопульное. Броневой пояс по ватерлинии(шириной 381 мм, в т.ч. 127 мм ниже ватерлинии), броня борта у моторного отделения и ахтерпика толщиной 5 мм; пулеметная башня, бока рубки-моторного отделения с 6-мм броней, крыша с 4-мм; палуба не бронирована. 5-6 мм вертикальная броня c 1915 г., 6-7 мм в 1920-х — 1941 гг..
Двигатели - 1 бензомотор “Стирлинг” модели Г, 80 л.с., в 1920-х годах заменен на «Скрипс», 100 л. с.Движитель 1 гребной винт. Скорость 10.5 узла. Расход топлива в час 20 кг.. Скорость по течению (на Днепре) 14—16 км/час, против течения 9—11 км/час. Запас топлива 700 кг бензина. Дальность плавания 315—560 км против и по течению Днепра или 500 миль на 5 узлах. Автономность плавания 35 часов. Экипаж 7 человек (2 мл. командира).
Вооружение- 1-2 пулемёта Максима 7,62 мм/94; с 1940 года 1 ДШК, 1 пулемёт Максима и 1 ручной пулемёт ДП. 1 37-мм пушка Гочкиса в 1925 - 1940 гг., в 1940 заменена на ДШК. В перегруз мог принять две мины типа «Р» с якорями-кошками на палубе. Радиостанции и шлюпки не было.

Модернизация- конец 1930-х, № 132 - 135 : добавлен 1 x 1 - 12.7мм /79 пулемет ДШК.

-10
-11
-12
-13

18 дозорных катеров доставили из Америки в Петроград к 19 марта 1916 года . Два из них (№ 1 и № 16) оставили в Петрограде при запасном моторно-понтонном батальоне для подготовки специалистов. 12 дозорных катеров отправили с 26 мая по 11 июня 1916 года в Мозырь для усиления флотилии Отдельной морской бригады особого назначения (речная флотилия из 96 различных катеров входила в состав только что развернутой из моряков-балтийцев бригады).

Остальные четыре дозорных катера (№ 8, № 9, № 10, № 11) 26 мая 1916 года убыли в 5-ю армию и 29 мая прибыли в Двинск. Базой катеров стало местечко Двинская Погулянка. Здесь вооружение катеров усилили вторым 7,62-мм пулеметом Виккерса.

Двинские катера в 1916 году успели поучаствовать в нескольких боях против немцев. Так, вечером 29 августа катер №8 пулеметным огнем встретил колонну немецкой пехоты, двигавшуюся вдоль берега. В бою катер получил прямое попадание 150 мм снаряда, которыйнасквозь пробил катер и не разорвался. Но катеруи этогохватило, он перевернулся и затонул. Двое моряков погибло, остальные добрались до берега. 10 сентября катер подняли и отбуксировали в Двинскую Погулянку, затем отправили в Петроград на ремонт.

Осень 1916 года.Поднятый со дна бронекатер №8. хорошо видна пробоина от немецкого снаряда.
Осень 1916 года.Поднятый со дна бронекатер №8. хорошо видна пробоина от немецкого снаряда.
-15

Оставшиеся три катера вывели на зимовку в Двинск, зимовали они на берегу. Но и после зимы катера в боевых действиях участие больше не принимали. Армия начала разваливаться, три оставшихся бронекатера 5-й армии (№ 9, 10 и 11) увезли к ноябрю в тыл, до Пскова, где их в феврале 1918 года захватили немцы. А №8 после ремонта решили вообще на фронт не отправлять.

Два трофейных катера вошли в немецкую судоходную группу, а затем  в Чудский дивизион кораблей ВМС Эстонии как вспомогательные суда «Кыу» и «Мару».

12 мозырских катеров зимой 1917–1918 были захвачены немцами на Днепре, 6 из них использовались в начале 1918 года оккупантами как сторожевые. В ноябре 1918 года брошенные немцами катера перешли к петлюровцам, а освободившие 5 февраля 1919 года войска РККА получили эти катера как трофеи (сами катера приняли за германские) и использовали в составе речной флотилии.

Немцы буксируют захваченные бронекатера 1918 год
Немцы буксируют захваченные бронекатера 1918 год

В феврале 1919 года была создана советская Днепровская флотилия для обеспечения перевозок по Днепру и защиты водных путей от банд. Верхнеднепровский торговый флот тогда насчитывал 159 пароходов и около 700 несамоходных судов. Организацию флотилии поручили черноморскому матросу А.В. Полупанову. В Киеве красные получили четыре бронекатера, еще один нашли в Черкасах. 16 марта катера поставили на ремонт, присвоив им номера с 1 по 5 и имена «Ленин», «Шевченко», «Украинец», «Коммунист» и «Карл Маркс». Однако через несколько недель катера лишили имен, оставив только номера.

Планировалось катерами и ограничиться, но оказалось, что двигатели бронекатеров не очень надежны и для дальних операций не годятся. Вопрос решили установкой армейских орудий на несколько днепровских пароходов. Импровизированные канонерки значительно расширили боевые возможности флотилии. Приказом по флотилии от 21 марта 1919 года ее первоначальный боевой состав определялся в шесть бронепароходов («Курьер», «Аполлон», «Самуил», «Арнольд», «Верный» и «Адмирал», на каждом 2 76,2-мм полевые пушки образца 1902 г. и 4 пулемета разных систем) и пять бронекатеров. Экипажи для этих кораблей комплектовались из моряков-черноморцев и из бойцов бывшего матросского бронепоезда “Свобода или смерть!”.

Андрей Васильевич Полупанов (1888 - 1956)
Андрей Васильевич Полупанов (1888 - 1956)

Первый отремонтированный бронекатер в тот же день, 4 апреля 1919, ушел в поход против банды атамана Зеленого, захватившего в районе Триполья несколько днепровских пароходов. С бронекатером отправили пароход с десантом, а берегом шел отрядкрасной конницы. Однако операция закончилась неудачей, конницу остановили и разоружили местные бандиты, десант встретил сильное сопротивление банды и после двухчасового боя корабли ушли вверх по Днепру.

9 апреля еще один отряд в составе канонерки «Курьер» ( две 76-мм полевые пушки обр. 1902 г.), бронекатера № 2 («Ленин») и трех пароходов с десантом в 450 человек, выдвинулся в райн Вышгорода. На этот раз почти без потерь банды были разоружены. 26 апреля очередной отряд (канонерки «Курьер» и «Самуил» (по два 76-мм орудия), бронекатер № 5 и пароходы с десантом) выдвинулся к Чернобылю. Корабли подошли незамеченными и смогли захватить 7 пароходов, обратив в бегство банду атамана Струка.

4 мая флотилия вновь атаковала банду Зеленого. В бою у бронекатера № 1 заглох мотор, и его течением снесло на мель, где он был атакован примерно сорока бандитами. Отбить их поиогла подошедшая канонерка «Курьер».

Успешным было участие военных кораблей и в разгроме мятежных частей атамана Григорьева. 21 мая бронекатера и другие корабли флотилии с боем заняли город Черкассы.

С бандами революционные моряки флотилии в итоге научились справляться. Но реальная боеспособность флотилии, как и дисциплина с выучкой матросов были крайне низкими. А новым и гораздо более серьезным противником стала регулярная польская армия, начавшая наступление на восток и созданная Польшей Пинская речная флотилия.

На реку Припять были переброшены корабли флотилии. 22 июня здесь канонерка «Арнольд» и бронекатер № 5 совершили удачный рейд на десятки км в польский тыл, обстреляли противника у Качанвичей и вернулись без потерь. Еще одна успешная операция прошла 27 июля с участием бронекатеров № 2 и № 5 под прикрытием канонерки «Арнольд» у деревни Особовичи. В польском тылу был высажен десант, который подорвал важный мост.

Одновременно с поляками наступал и Деникин. 28 августа 1919 года его войска взяли Киев. Основная часть красной Днепровской флотилии была эвакуирована в Гомель, хотя четверть моряков предпочла остаться под белыми. Из 2300 бойцов флотилии только 63 были коммунистами и 40 сочувствующими. В основном же преобладали анархические настроения. Только в Гомеле флотилия перешла из рук армейского командования в состав Морского ведомства.

Из-за низкой боеспособности и «из-за отсутствия запасных частей и хорошего топлива» осень и зиму 1919 года бронекатера без дела стояли в Гомеле.

Только в начале апреля 1920 года бронекатера и канонерки флотилии были отправлены на поддержку 16-й армии на Березине.

Поляки 6 апреля 1920 года взяли многострадальный Киев. Бронекатера флотилии к этому времени оказались разделены, №4 был на Березине, №№1 и 3 в Гомеле, №№2 и 5 стояли на ремонте в Екатеринославе.

Поляков выбили в начале июля. Бои на реках закончились. Но потери были. Летом 1920 года в результате аварии затонул бронекатер № 1. Три бронекатера (№ 2, 3 и 4) 16 сентября 1920 года были переданы в Днепровский отряд кораблей Черного моря. Ранее туда прибыл с Днепра бронекатер № 17, не входивший в боевой состав Днепровской флотилии.

Бронекатера отлично показали себя в боях гражданской войны, бронирование надежно защищало экипаж от стрелкового огня, а неольшие мелкосидящие и маневренные катера появлились из неоткуда и исчезали, выполнив задачу, пока противник подтягивал силы для отпора.

Оставшиеся дозорные бронекатера Днепровской флотилии (№ 2, № 3 и № 4) в январе 1921 года перевели в класс сторожевых катеров, переименовав в СКА № 2, СКА № 3 и СКА № 4.
С 25 мая 1921 по 27 июня 1922 года катера входили в состав Усть-Днепровской флотилии, после ее расформирования находились в Николаевском порту. 3 апреля 1925 года дозорные катера
СКА № 2, СКА № 3 и СКА № 4 перечислили в Отдельный отряд судов Западной Двины и вернули в класс бронекатеров ( БКА № 2, БКА № 3 и БКА № 4). С осени 1925 до января 1928 года бронекатера входили в Отдельный дивизион бронекатеров Западной Двины и базировались в Витебске.

В 1920-х годах кормовой пулемет заменили 37-мм пушкой Гочкиса с длиной ствола 20 калибров на тумбе без щита. Пушка была приспособлена для зенитной стрельбы и имела максимальный угол возвышения +70°. Вес снаряда составлял около 0,5 кг, осколочные гранаты и картечь Розенберга. Боекомплект 200 выстрелов. Табличная дальность стрельбы 2000 м, скорострельность до 15 выстрелов в минуту.

1 октября 1925 года по распоряжению Реввоенсовета СССР началось формирование Отряда судов реки Днепр. Катера № 2, № 3 и № 4 в начале 1928 года по железной дороге перевезли из Витебска на Днепр. Здесь их переименовали в Д-2, Д-3 и Д-4. Чуть ранее подняли катер № 1, затонувший в Гомеле в 1920 и зимой 1927-28 годов отремонтировали в Киевских мастерских Водопути. После ремонта он как Д-1 вошел в Отдельный отряд судов реки Днепр.

Военморы два раза меняли названия катеров, с 21 марта 1934 года они стали БК-1, БК-2, БК-3 и БК-4, а с 3 апреля 1939 года — № 132, № 133, № 134 и № 135.

В начале ноября 1938 года на дозорных бронекатерах испытывался 40,8-мм автоматический гранатомет системы Таубина. Гранатомет работал безотказно с удовлетворительной точностью, но на вооружение его не приняли под влиянием критики со стороны маршала Кулика.

Перед Великой Отечественной войной на 4 оставшихся катерах 37-мм пушка Гочкиса заменена на 12,7-мм пулемёт ДШК.

В связи с присоединением западной украины, западной Белоруссии и Бессарабии, в июне 1940 года Днепровскую флотилию расформировали и дозорные бронекатера № 132 (до 3 февраля 1939 года БК-1), № 133 (до 3 февраля 1939 года БК-2), № 134 (до 3 февраля 1939 года БК-3) и № 135 (до 3 февраля 1939 года БК-4) вошли в Пинскую флотилию.

17 июля 1940 года находятся в Пинской военной флотилии числилось уже 5 бронекатеров типа Д, с учетом №17 (№201) ( и еще 10 трофейных польских бронекатеров).

На 22 июня 1941 года бронекатера типа Д имели вооружение: 1 12,7-мм ДШК открыто на корме, 1 7,62-мм пулемёт «Максим» во вращающейся башне, 1 7,62-мм ручной пулемет ДП переносной. Экипаж был из 7 человек, из них 1 радист. Командирами катеров были: № 201  лейтенант Петров Ф. П., № 202  младший лейтенант Ураков Я. С., № 203  младший лейтенант Снетков А. Н., № 204  техник-интендат 2-го ранга Строганов А. С., № 205  младший лейтенант Стужко С. Ф.

В составе Пинской флотилии 3 катера (№ 202, 204, 205) воевали на реке Березина, а № 201, 203 — на реке Припять. 26 июля при возвращении из рейда в немецкий тыл возле села Паричи на Березине под огнем немецких танков и артиллерии погиб бронекатер № 205. № 201 затонул на Припяти 24 августа после столкновения с монитором «Бобруйск». В ночь на 31 августа во время прорыва из Припяти в Киев мимо немецкого плацдарма у села Окунинова, № 204 погиб от огня немецкой артиллерии.

Катера № 202 и 203 прорвались в Киев и были уничтожены экипажами 18 сентября 1941 года после отхода советских войск из Киева.

В начале 1944 года три бронекатера Пинской флотилии были подняты советскими специалистами и после капитального ремонта в апреле - мае 1944 года вошли в состав Днепровской флотилии под обозначениями “БК-35”, “БК-36” и “БК-37”. Предыдущие обозначения неизвестны. “БК-36” и “БК-37” участвовали в боях на Западном Буге в октябре-декабре 1944 года, в Белорусской 23.06. - 19.08.1944 и Берлинской 16.04 - 8.05.1945 наступательных операциях.

Бронекатер БК-2 Днепровской речной флотилии
Бронекатер БК-2 Днепровской речной флотилии
Днепровская флотилия
Днепровская флотилия

Днепр
Днепр
-21
-22
-23

-24

-25

-26

Большая просьба не забывать ставить лайки, алгоритмы платформы их учитывают при продвижении канала.

Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник

Флоты холодной войны. 1946-1991. Справочник

Флоты однополярного мира. 1991-2036. Справочник

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам