Найти в Дзене

«Связать» корову с молоком: через 5 лет в стране должно появиться 18 тысяч агротехнологических классов

Есть нацпроект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности». В него входит федеральный проект «Кадры в АПК»: к 2030 году сельхозпредприятия должны быть укомплектованы ­кадрами как минимум на 95 %. Одна из составляющих проекта — создание школьных агротехнологических классов, их через пять лет должно быть 18 тысяч по всей стране.

Для краткости их могут называть просто агроклассами, но они и «про технологии»: не случайно среди предметов, на которые сделан упор, помимо биологии и химии еще и физика, и, например, информатика. Первая ступень — классы предпрофильные, с седьмого по девятый. Вторая — профильные: десятый и одиннадцатый.

Ленобласть входит в число регионов — участников проекта: в областных сельских школах к 2030 году должно открыться 275 агротехклассов. В прошлом учебном году их уже появилось несколько десятков, в этом начали работать еще 47 в 26 школах.

Классы открываются не «сами по себе» — всегда с поддержкой со стороны среднего профобразования (в проекте участвуют девять областных колледжей и техникумов) и высшего образования, а это уже Петербург, два расположенных в городе вуза: Аграрный университет и Университет ветеринарной медицины.

— В этом году в аграрных вузах беспрецедентный рост количества заявлений от абитуриентов, — комментирует ответственный секретарь приемной комиссии Госуниверситета ветеринарной медицины Вадим Ачилов.

По его словам, среди аграрных вузов России университет лидирует по проходному баллу: средний составил 79,5 за один предмет. И если в прошлом году было около 6 тысяч заявлений, в этом — 9 тысяч и всего на 499 бюджетных мест (вуз небольшой).

В Аграрный университет поступило 25 тысяч заявлений, говорит его ректор Виталий Морозов, в прошлом году было 15 тысяч. Приняты 2100 человек.

Первым делом вузы занимаются повышением квалификации учителей, преподающих в агроклассах. Потому что одно дело — преподавать предмет «Биология», другое — рассказывать о нем, лично посетив, скажем, племхоз им. Тельмана, где содержатся свыше 3,5 тысячи голов крупного рогатого скота, и тепличный комплекс — один из крупнейших на Северо-Западе. Такую экскурсию организовал недавно учителям Лен­области Аграрный университет.

Предприятия, разумеется, тоже «в деле». Например, открывшиеся в этом учебном году новые агротехклассы поддерживают 22 сельхозпредприятия, а всего охвачено 90 — это и «аквакультурные», и те, что относятся к сфере пищевой и перерабатывающей промышленности.

— Профессию часто выбирают с детства, и что ребенок увидит впервые и что ему понравится, к тому он и будет тянуться, — уверен Вадим Ачилов.

Преподаватели вуза приезжают в школы, школьники — в университет, рассказывает еще один представитель ветеринарного вуза, замначальника отдела довузовской подготовки и профориентации Максим Лебедев. Ребята знакомятся с кафедрами, музеями (их в вузе несколько), небольшой зоофермой. Проходят мастер-классы по гистологии, биологии, генетике.

Агроклассы, продолжают представители университетов, должны показать сферу АПК как современную, которая может обеспечить стабильной и доходной работой.

— Как ни странно, некоторые дети, которые живут в сельской местности, не могут «связать» корову и молоко, — констатирует главный аналитик отдела Цент­ра компетенций АПК Ленобласти Ульяна Ходзицкая.

В смысле не могут понять, как молоко попадает в бутылки. Так что экскурсии на предприятия для учеников агроклассов — часть обязательной программы. Чтобы, говорит Виталий Морозов, они увидели «высокотехнологичные комплексы, где давно нет неприятного запаха», и убедились, что «на современную ферму можно зайти в туфлях и не испачкать их».

У вузов задача — выбирать всю квоту, положенную для целевиков, то есть студентов, которые учатся за деньги предприятий, чтобы после выпуска отработать на них от трех до пяти лет. Ветеринарному вузу удалось закрыть в этом году квоту на 98 %, Аграрному — на все 100 %.

Нацпроект подразумевает поддержку участвующих предприятий. Например, государство может компенсировать до 90 % затрат на оплату труда студента во время практики, говорит Ульяна Ходзицкая, и до 30 % затрат на учащегося колледжа/техникума. Если предприятие платит своему студенту-целевику стипендию, то большую часть может себе вернуть. Молодые специалисты, придя в АПК на определенные направления (таких уже десять), могут ежегодно в течение трех лет получать подъемные — 163 тысячи рублей. Преподавателям агроклассов в сельских школах Ленобласти положены стимулирующие выплаты — 30 тысяч рублей в месяц.

Углубленное изучение физики, химии, биологии, конечно, дает возможность поступить и в вузы, далекие от агропромышленного комплекса. Гарантий, что после школы ученик агрокласса продолжит образование именно в этой сфере, нет. Но, поясняют в вузах, преподаватели на уроках стараются «подогревать интерес». Кого‑то заинтригует, что в Леноб­ласти в процессе дойки получают не только молоко, но и черную икру. А кого‑то убедит такой аргумент: при всем развитии биотехнологий печатать еду на 3D-принтере мы начнем еще нескоро. Так что работа в будущем гарантирована.

Читайте также:

Сила разнотравья. «Большое молоко» начинается на кормовой пашне

Ставят на горох. В поисках эффективности сельхозпроизводители меняют структуру посевов