Туристический поток на Дальний Восток в первом полугодии превысил 3 млн поездок — это рекорд с 2022 года. Их количество выросло на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2024-го, подсчитали в Россельхозбанке. Интерес к направлению подстегивают состоятельные путешественники, которые перестали ездить за рубеж и ищут экзотику внутри страны, отмечают эксперты. По их словам, потенциал это направления велик, но реализовать его мешает отсутствие нормальных гостиниц, турмаршрутов, дорогие перелеты. Какие меры помогут это преодолеть и как в целом растет внутренний туризм в РФ — в материале «Известий».
Турпоток на Дальний Восток
В январе – июне 2025 года туристический поток в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) составил 3 млн поездок — это на 12% больше по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Об этом говорится в исследовании Россельхозбанка (РСХБ), подготовленном в преддверии Восточного экономического форума (ВЭФ). С документом ознакомились «Известия».
Темп роста турпотока в первом полугодии стал рекордным с 2022 года, отметили в РСХБ. По количеству поездок турпоток на Дальнем Востоке уже обогнал Северо-Кавказский федеральный округ на 25%, указали в банке.
Для сравнения, в целом по России туристы совершили 41,4 млн поездок, что на 7% больше, чем за тот же период 2024-го, сообщал в августе вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Наибольшей популярностью пользуются Приморский край (820 тыс. поездок), Хабаровск (520 тыс.), Республика Бурятия (350 тыс.) и Камчатский край (300 тыс.), подсчитали в РСХБ.
При этом существенная часть турпотока (45%) находится в так называемой серой зоне, отмечает партнер Commonwealth Partnership (CMWP) Марина Мережко. Это путешественники, которые останавливаются в частном секторе, у друзей, родственников или предпочитают отдыхать дикарем в палатках или автокемперах, пояснила она.
Почему растет турпоток
Росту туристического потока на Дальний Восток способствуют заповедники и национальные парки, расположенные в этом регионе, говорится в исследовании РСХБ. Также стимулирует увеличение интереса к региону сельский туризм. Количество коллективных средств размещения (КСР, гостиницы, отели и гостевые дома), которые расположены в сельской местности, с 2020 по 2024 год увеличились вдвое, до 1 тыс. объектов, оценили аналитики.
По словам представителя Минвостокразвития, увеличение турпотока также связано с ростом числа иностранных туристов. В 2024 году этот показатель стал рекордным, достигнув 349,4 тыс. человек, сообщил он «Известиям».
— Дальний Восток превращается из труднодостижимого направления в массовое, — отметил источник «Известий» в крупном туроператоре. — В условиях ограничений на поездки в зарубежные страны россияне стали искать экзотику внутри страны — Долина гейзеров, вулканы на Камчатке, Ленские столбы в Якутии, Остров Врангеля.
Привлекательность региона растет и в сегменте делового туризма, обратил внимание источник «Известий» в крупной нефтяной компании. По его словам, близость к Китаю и Японии «значительно упрощает» бизнес-коммуникацию с азиатскими партнерами, потому что «далеко не каждый из них готов лететь на бранч в Москву», добавил он.
Доля таких туристов в общем потоке во Владивосток может достигать 55–65%, сказал «Известиям» исполнительный директор Союза агентств делового туризма Павел Васин. В период проведения ВЭФ этот показатель увеличивается до 80–90%, отметил он.
Развитию туротрасли ДФО способствовала реализация крупных инвестпроектов, отметил представитель Минвостокразвития.
— Прежде всего это флагманы федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал»: всесезонный курорт в Хасанском районе Приморского края (инвестиции 30 млрд рублей) и курорт «Волшебный Байкал» в Бурятии (инвестиции 54,8 млрд), — уточнил он.
Что мешает развитию туризма
Однако темпы роста турпотока могли бы быть и больше, говорят опрошенные «Известиями» эксперты. Развитию туризма в регионе мешает нехватка качественного номерного фонда — отелей и гостиниц уровня 3–5 звезд, отмечает Марина Мережко из Commonwealth Partnership.
Основной объем предложения — это мини-отели, базы отдыха, турбазы и гостевые дома. Эти объекты могут удовлетворить потребителя в теплое время года, в период высокого спроса, однако не подходят для полноценного круглогодичного отдыха, в том числе из-за отсутствия инфраструктуры для отдыха с детьми, занятий спортом, оздоровления, проведения мероприятий и семейного отдыха, добавила эксперт.
По данным CMWP, к началу 2025 года совокупный номерной фонд ДФО составил 64,5 тыс. номеров в 2,5 тыс. коллективных средствах размещения (КСР). Еще не менее 14 тыс. номеров находятся в серой зоне. Кроме того, не менее 12 тыс. единиц квартир и домов сдаются посуточно.
Транспортная инфраструктура также пока остается «слабым звеном» в ДФО, добавил заведующий кафедрой гостиничного и туристического менеджмента РЭУ имени Г.В. Плеханова Роман Гареев. Перелеты из центральной России в ключевые пункты ДФО (Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск) занимают семь-девять часов, а стоимость авиабилетов порой могут превышать цены на направления в Азию, объяснил он.
Например, по данным Coral Travel, отдых в ОАЭ (Дубай, Рас-эль-Хайма, Аджман) в среднем обойдется 66–69 тыс. рублей с человека за семь ночей. В китайский Хайнань у туроператора Pegas Touristik тур на неделю обойдется в среднем в 106–122 тыс. При этом пакетные туры из Москвы на Камчатку за тот же период времени с перелетом на одного человека составят в среднем 120–170 тыс. рублей, на Сахалин — около 179 тыс., во Владивосток — 111–208 тыс., следует из данных Level.Travel.
Средняя стоимость авиабилета из Москвы во Владивосток в январе – августе, по данным «Яндекс Путешествий», составила 22,6 тыс. рублей — на 29% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Перелет из Москвы в Южно-Сахалинск подорожал на 15%, до 26,5 тыс., в Петропавловск-Камчатский на 13%, до 29,6 тыс. Средняя стоимость перелета из Москвы в Хабаровск составила 18,7 тыс., что на 9% больше, чем за тот же период прошлого года, следует из данных турагрегатора.
Взлетели цены на перелеты и для деловых туристов, свидетельствуют данным «Аэроклуба» (занимается организацией деловых поездок). Так, средняя стоимость авиабилета бизнес-класса в одну сторону в преддверии ВЭФ в этом году составила 308 тыс. рублей, что на 13% выше, чем в 2024-м. Экономкласс подорожал на 24%, до 44,5 тыс. рублей. Четверть всех перелетов была совершена в салоне бизнес-класса. Из Москвы на ВЭФ отправились 60% делегатов, следует из данных компании.
Поездка по железной дороге из центральной России займет до 160 часов, отметил Роман Гареев. Для некоторых туристов это неприемлемо в условиях ограниченного временем отпуска. Неразвитая автомобильная инфраструктура и недостаточное покрытие сотовой связи в удаленных районах Дальнего Востока отпугивает самостоятельных путешественников, которым необходимо пользоваться интернетом и навигатором, добавил он.
Ночь в трехзвездочной гостинице во Владивостоке в сезон может стоить от 5–7 тыс. рублей, а на Камчатке — на 20–30% дороже, уточнил эксперт.
Рост спроса, особенно на фоне активного маркетинга Дальнего Востока на внутреннем рынке, опережает рост туристской инфраструктуры, отметила Марина Мережко. Это, по ее словам, приводит к росту цен в пик сезона и увеличению доли серого рынка, что снижает качество услуг и заметно ухудшает впечатления от отдыха.
Сервис в периоды повышенной нагрузки сильно страдает, инфраструктура перегружена, что сказывается и на туристах, и на настроении местных жителей, добавила она. Пока же спрос действительно стимулируется путешественниками с доходом выше среднего, заключил Роман Гареев.