По статистическим данным 2024 года 49% занятого населения России – женщины. То есть практически половина. И это при том, что в современном мире по-прежнему наблюдается разделение на «женские» и «неженские» профессии.
Мужчины по-прежнему имеют право на работу, которую хотят, а для женщин все немного по-другому. Начиная с того, что в России существует перечень профессий, запрещенных для женщин, то есть женщины уже ограничены в выборе профессиональной деятельности.
Во-вторых, ни для кого не секрет, что есть негласные кадровые требования в части гендера при приеме на работу. До 30% соискателей-женщин отметили, что бывали в ситуации, когда при заполнении вакансии им предпочли кандидата мужского пола с сопоставимым опытом и квалификацией.
А в-третьих, внутри семьи существуют консервативные взглядами на то, кто должен заниматься семьей, а кто будет работать. Есть стереотипное мнение, что женщина, преуспевающая в работе, не может быть хорошей матерью и женой, потому что, проводя по 9 часов в день на работе, они проводят мало времени дома.
Ну, согласитесь, кадровиков можно понять: женщины неудобный персонал с точки зрения «закрытия вакансии». Они уходят в трехгодичный декретный отпуск, и работодатель должен сохранять за ними место. Также, женщины по статистике чаще берут больничный лист по уходу за детьми. А женщин-одиночек с несовершеннолетними детьми еще и уволить нельзя, какими бы плохими не были их профессиональные качества. А еще на работе женщины много говорят и «избыточно эмоционируют», это по выражению знакомого хэд-хантера.
Есть только одна причина, по которой работодатель предпочтет женщину мужчине на рабочем месте: ей можно меньше платить. Да-да, это до сих пор реалии нашего времени и самый печальный факт. Если брать наемных работников (а не работающих на себя) при прочих равных условиях специалисту-женщине наверняка будут платить на треть меньше, чем специалисту-мужчина.
А вот и циферки, показывающие разрыв зарплат женщин и мужчин в РФ 2024 году.
То есть, с одной стороны, мы декларируем то, что женщины по сравнению с мужчинами имеют равный доступ к карьерному росту и участию в предоставляемых возможностях. Однако они по-прежнему зарабатывают на треть меньше, а руководство неохотно допускает их повышение.
А еще на женские плечи ложится огромный объем неоплачиваемой работы по дому: по данным Международной организации труда (МОТ), в среднем россиянки уделяют этому 4 часа 25 минут в день, а мужчины — 1 час 23 минуты.
Вот вам и гендерное неравенство в профессиональной области.
И при всем этом женщины хотят работать: количество соискателей-женщин больше, чем мужчин и безработица среди женщин выше. И, думается мне, причина здесь не в феминизме. И не в том, что женщинам во что бы то ни стало надо утвердиться в жизни, поднять самооценку за счет построения карьеры.
Вы думаете эти 49 % работающего женского населения России (а это один из самых высоких процентов в мировой практике) они кто, рьяные последовательницы Клары Цеткин и Розы Люксембург? Да нет же. Этим женщинам просто нужно кормить себя и детей. Нужно платить за жилье и одежду, учиться самим и учить детей. Просто потому, что в их случае этого больше делать некому.
Не буду спорить, есть женщины, для которых карьера – самоцель, работа – как воздух, но их немного, не более 10 % женского населения (это не статистика, это мои ощущения, как женщины, имеющей 28 лет трудового стажа).
Работающая женщина – это, конечно, хорошо. Карьерный рост, занятость, заработок, самореализация, а у страны – рост ВВП. Однако, у женщин все-таки не работа и не карьера и не десять высших образований должны быть на первом месте, а семья и дети. Работа не даст нам потомков. А если женщины, будучи поставленными перед фактом работать наравне с мужчинами, перестанут рожать, будет ли у нашей страны будущее?
В России сейчас курс на повышение рождаемости. Есть демографическая и семейная политика, но нет гендерной политики. Гендерной политики, направленной, прежде всего, на сокращение гендерного неравенства в профессиональной сфере. То есть, если уж женщина вынуждена работать, так пусть и платят ей наравне с мужчиной. А еще такая гендерная политика должна быть направлена на обеспечение женщинам нормальных условий жизни в случае, если они выбирают в жизни заниматься только домом и детьми. Тем же женщинам, которые все-таки желают вносить свой посильный вклад в валовый национальный продукт страны, нужно обеспечить возможность работы в условиях сокращенного рабочего дня, чтобы все-таки большую часть своего времени, сил, энергии, тепла и заботы они могли подарить своим детям и мужьям, а не работодателю.
ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ:
Случайности не случайны или Что хотел сказать томатный сок
Когда четвертой ножки в комплектации не было
Почему никто не сказал нам, что откладывать дела – это хорошо?
Буду благодарна, если вы поставите лайк и подпишитесь - это помогает каналу развиваться. Спасибо, что читаете!
Запишитесь на сессию здесь или здесь.
Для более приватного общения приглашаю в мой телеграм-канал Мне только спросить