Однажды на просторах интернета мне попалось интересное письмо. Даже не письмо, а сообщение. И вроде бы ничего особенного, но в этом коротком тексте я вижу скрытый, такой закамуфлированный, крик души, девушки, не понимающей почему она в такой ситуации и почему все так происходит. Вот это письмо, и далее я описала психологическую структуру личности, а также причины формирования такой структуры. Одним словом, я попыталась ответить на вопрос Киры почему она оказалась в такой ситуации.
Теперь, когда вы прочли месседж Киры, давайте, я попробую описать личностную структуру девушки. И не только ее структуру, а структуру многих, потому что это такой распространенный тип личности. Это - скромные, теплые, трудолюбивые и надежные люди. У них сильная зависимость от поддержки, любви и принятия со стороны окружающих. А также у них очень высокие требования к себе, за несоответствие которым они строго себя порицают. Голос у них всегда ровный, даже когда хочется орать. Все удивляются, что они никогда не болеют. А они болеют, просто в режиме «да я нормально». И все думают: да они нормально справляются, надо им еще один участок работы поручить. И им поручают, а они идут и делают. И даже в обморок от усталости не падают — потому что перед людьми не удобно.
Они не распознают истинные желания и потребности. И не распознают того, что они не распознают свои желания и потребности. В общем, это личность, девизом которой по жизни является «господь терпел и нам велел». Именно про них выражение - живут не свою жизнь. У них на бессознательном уровне в психике прописано «ты не заслуживаешь», «ты не можешь себе позволить». Кто им сказал, что быть удобными — это добродетель? Кто этот обманщик, который внушил им, что у них нет права на заботу о себе?
В психоанализе такой психотип называется грустным термином - депрессивно-мазохистическая личность. И с психоаналитической точки зрения в основе проблемы такого человека, ядро его личности – плохой внутренний объект. Вообще говоря, внутренний объект - это такой психоаналитический термин, означающий отношение к нам близкого окружения, впитанное нами в младенчестве и детстве. Это такой «контракт на жизнь», который мы получили в процессе взросления, где прописаны базовые скрижали: на что мы имеем право в этой жизни, а на что не имеем. И в психоанализе условно различают «хороший» внутренний объект и «плохой» внутренний объект.
Хороший внутренний объект – это базовая убежденность, что я – хороший. И он определяет нашу толерантность к обращению с собой. Я убежден, что если я хороший, то и обращаться со мной надо хорошо. Я не только убежден, у меня есть опыт как это ощущается, поэтому и хорошее ко мне отношение для меня – норма. И я создаю эту привычную для себя норму в новых отношениях.
Плохой внутренний объект – базовая убежденность, что я – плохой. Потому что, если мама - не очень, то психика ребенка приписывает плохость себе, обеляя маму: это я плохой, а мама хорошая, она меня любит. Ребенок не может выжить, если родительский объект плохой (ибо некуда бежать). А когда мир вокруг хороший, а это я плохой, тогда жить легче.
Плохой внутренний объект - это такая внутренняя объектная ткань плохого качества, она преимущественно негативная, много разочарований, вины, убежденность в своей никчемности, отсутствие своей безусловной ценности. Чем хуже внутренний объект, тем я терпимее к плохому с собой обращению. Более того, я даже убежден, что со мной надо обращаться плохо и потому на бессознательном уровне обеспечиваю себе плохие условия существования.
Что касается истории формирования депрессивно-мазохистической личности, то у нее была/есть:
· либо холодная нарциссичная мама, и чтобы получить признание и любовь, надо было соответствовать представлениям мамы о хорошести: быть послушной, хорошо учиться, убирать дом, присматривать за младшими. Потому что ты была не хороша маме без пятерок, без убранной квартиры, без того и без другого. А если выходит так, что постоянно «надо» что-то делать, добирать очки и баллы, доказывать и показывать, значит, ты понимала: по умолчанию я не хорошая, я этим не являюсь, того, что я просто есть - недостаточно.
· либо депрессивно-мазохистическая мама. И произошла идентификация с ней: что ж, жизнь такая, потерпим.
· либо у ребенка случилось вынужденное раннее взросление, когда он, в силу обстоятельств и условий, должен быть стать мамой своей маме, когда он вынужден присматривать за родителями, будучи сам ребенком. И отсюда - нет права на свои желания: разве я не могу себе позволить быть счастливее мамы? И нет доступа к своей внутренней природе.
Психоанализ и психотерапия депрессивно-мазохистической личности – сложная многолетняя работа. Одним из направлений работы с такой личностной структурой является стратегия, когда специалист «дорабатывая» за ту несправившуюся маму, предлагает и «разрешает» клиенту сделать выбор в свою пользу, выбрать так, как ему/ей лучше; выбрать так, как будто кто-то о тебе позаботился, разрешить себе о себе позаботиться. Психотерапевт в процессе длительной работы наращивает ощущение ценности у клиента и продолжает до накопления этого ощущения до несгораемого остатка.
Еще на эту тему:
Что скрывается за желанием угождать и готовностью «прогнуться»?
Когда четвертой ножки в комплектации не было
Почему никто не сказал нам, что откладывать дела – это хорошо?
Буду благодарна, если вы поставите лайк и подпишитесь - это помогает каналу развиваться. Спасибо, что читаете!
Запишитесь на сессию здесь или здесь.
Приглашаю в мой телеграм-канал Мне только спросить