Со ставками от 30% до 39%. Но Минфин против, пишет Forbes. Авторы инициативы объяснили ее тем, что с этого года для резидентов была введена прогрессивная шкала — от 13% до 22%. Они считают, что такую же схему нужно предусмотреть для тех работников, которые живут за рубежом
Обновлено в 16:49
Раньше разница между налогом, который платили резиденты и нерезиденты, составляла 17%. Поэтому «Деловая Россия» предлагает сделать, чтобы разница была такой же. То есть чтобы налог для удаленных сотрудников составлял от 30% до 39%. Сейчас организации платят за нерезидентов либо по ставке 30%, либо по стандартной пятиступенчатой шкале при определенных условиях.
Как сказал Forbes глава «Деловой России» Алексей Репик, «проживающие за рубежом граждане потребляют меньше российской продукции и в меньшей степени поддерживают отечественную экономику». «Такие люди слабее разделяют приоритеты развития страны», — добавил он.
В Минфине идею отвергли. В ведомстве сообщили журналистам, что, поскольку дифференцированные ставки используются только с начала года, вводить их для нерезидентов пока нецелесообразно. Комментирует партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин:
Дмитрий Костальгин партнер компании Taxadvisor
«Если почитать мотивацию авторов этих идей, по сути, у нас предлагается поставить налоговую ставку в зависимости от мыслей и отношений конкретного налогоплательщика с конкретными решениями, назовем так, руководства страны. Если мы будем так использовать налогообложение, можем далеко зайти. Второе — эта инициатива сфокусирована на НДФЛ, то есть очень узко, и очевидно выводит из-под внимания другую проблему, которая будет связана. И авторы забывают, почему именно такую ставку для удаленщиков выбрали несколько лет назад, а именно причина — это страховые взносы. Потому что при таком повышении ставки, до 30-39%, эти сотрудники будут наняты в иностранные компании, которые будут продавать услуги на российскую сторону. И соответственно, бюджет лишится страховых взносов. А Минфин, кажется, понимает, поскольку неплохо считает деньги в бюджете, к чему может привести такого рода резкое повышение».
Этот вопрос больше политический, чем экономический, отмечает научный руководитель Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович:
Георгий Остапкович научный руководитель Центра конъюнктурных исследований ВШЭ
«У нас находятся нормальные рабочие люди, которые работают за границей, но получают доход и заработную плату в России и выполняют поручения работодателей, которые зафиксированы в России. В принципе, ничего криминального и ничего страшного нет. То есть они работают на Россию и должны пользоваться налоговыми преференциями с точки зрения именно российского законодательства. Как расцениваю мнение Минфина? Если усилить налогообложение на этих людей, они сойдут с рынка двумя путями: или вообще прекратят работать на Россию и будут искать работу уже на другой территории, или будут неформально уходить от налогообложения. Или сами, или по договоренности с работодателями».
Однако эксперты отмечают, что сейчас резидент, получающий высокий доход, может платить 22%, а нерезидент независимо от дохода — 30%. Увеличение ставок для удаленных нерезидентов могло бы сделать их дороже для российских работодателей. И это могло бы повысить конкурентоспособность проживающих в России сотрудников, особенно в IT-сфере.
Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»