Музыкальная история полна гигантов, чьи альбомы знает каждый. Но за спинами Genesis, Steely Dan и Нила Янга скрывается целый мир недооцененных или забытых шедевров, которые заслуживают не меньшего внимания. Давайте погрузимся в 1974 год — время, когда жанры мутировали, а артисты смело экспериментировали, — и откроем для себя сокровища, оставшиеся в тени.
Jorge Ben – "A Tabua de Esmeralda"
На своем 11-м альбоме бразильский гитарист Жоржи Бен глубоко погрузился в мистицизм. Его духовное пробуждение отражено в названии (отсылка к древней «Изумрудной скрижали») и в треках ("Os Alquimistas Estao Chegando Os Alquimistas" — «Алхимики идут»). Но в первую очередь, это один из пионеров бразильской музыки, который делает то, что у него получается лучше всего — создает заразительный, всемирный фанк и соул.
Can – "Soon Over Babaluma"
Пятый альбом Can и первый после ухода вокалиста Дамо Судзуки. Группа двинулась в сторону более атмосферной, инструментальной территории. В отличие от своих предшественников, "Soon Over Babaluma" редко замыкается в полуструктурированных грувах; вместо этого фокус смещается на плотную, постоянно развивающуюся динамику между музыкантами, которые ведут музыку к единой, трансовой цели.
Cánovas, Rodrigo, Adolfo y Guzmán – "Señora Azul"
Этот испанский квартет за свою недолгую карьеру выпустил всего три альбома. Их смесь фолка, попа, рока и традиционной музыки в то время не имела большого успеха. Но с годами их дебютный альбом 1974 года, напоминающий CSN&Y, стал краеугольным камнем испанской поп-музыки и оказал влияние на инди-фолк сцену нового тысячелетия.
Cluster – "Zuckerzeit"
Cluster были одной из самых сложных краут-рок-групп 70-х, предпочитая эмбиент-пейзажи грувовой электронике своих коллег. Но на "Zuckerzeit" все изменилось. Они включили в свою музыку блестящий, футуристический поп, который предвосхитил синти-доминируемую сцену 80-х. Драм-машины выбивают прерывистые биты, а треки ужимаются до радиоформатных трех минут.
Leonard Cohen – "New Skin for the Old Ceremony"
На своем четвертом альбоме Коэн начал использовать более пышные аранжировки и больше инструментов. Если на ранних пластинках он подчеркивал свою поэтическую сущность минимальным аккомпанементом, то здесь он добавил духовые, струнные и разнообразную перкуссию к своим песням в духе Дилана. Несмотря на это, альбом коммерчески провалился.
John Coltrane – "Interstellar Space"
За пять месяцев до своей смерти в 1967 году джазовый гигант Джон Колтрейн записал этот альбом за один день, только вдвоем с барабанщиком Рашидом Али. Четыре трека приобретают почти духовное звучание, поскольку дуэт исследует пространство внутри своего свободного минимализма. Помимо тенор-саксофона, Колтрейн играет на колокольчиках. Поздний триумф.
Betty Davis – "They Say I'm Different"
Бетти Дэвис сыграла ключевую роль в повороте своего мужа, Майлза Дэвиса, от джаза к року. Ее второй альбом 1974 года — лучший. Это смесь скользкого R&B, пропитанного потным фанком, а ее образ — нечто среднее между Sly & the Family Stone и Дэвидом Боуи — повлиял на будущие поколения.
Miles Davis – "Get Up With It"
Двойной, двухчасовой альбом, собранный из неиспользованных сессий начала 70-х, когда Майлз Дэвис находился на пике своего творческого перерождения. Жемчужина альбома — открывающий 32-минутный трек "He Loved Him Madly", дань уважения Дюку Эллингтону. Это сборник «остатков» одной из самых плодотворных эпох джазового гения.
Gil Evans – "Plays the Music of Jimi Hendrix"
Гил Эванс, известный как аранжировщик классических альбомов Майлза Дэвиса, в 1974 году собрал оркестр из джазовых ветеранов, чтобы переосмыслить музыку Джими Хендрикса. Обойдя блюзовые корни гитариста, альбом наполнил "Crosstown Traffic", "Voodoo Child" и другие треки элегантным джазом.
Funkadelic – "Standing on the Verge of Getting It On"
В 1974 году Джордж Клинтон возродил имя Parliament наряду со своим основным коллективом Funkadelic, запустив империю P-Funk. Этот шестой альбом Funkadelic вышел всего через неделю после альбома Parliament и немного затерялся. Но именно здесь начинается история династии, которая определит звучание фанка на десятилетия.
Henry Cow – "Unrest"
У этой британской авангардной группы не хватало материала для второго альбома. Поэтому они просто собрали студийные джемы, пропустили их через пленочные петли, а сверху наложили орган, гобой и гитару. "Unrest" не похож ни на что, выпущенное в том году, особенно выделяется нетрадиционная гитара Фреда Фрита.
King Crimson – "Starless and Bible Black"
На своем шестом альбоме King Crimson попробовали нечто новое: они записали часть материала вживую на концертах и вплели эти записи в студийные треки. В результате получилось более импровизационное и инструментальное полотно, развивающее идеи предыдущего альбома "Larks' Tongues in Aspic".
Fela Kuti & the Africa 70 – "Confusion"
Король нигерийского афробита Фела Кути находился в середине своего величайшего периода. "Confusion", вышедший незадолго до его шедевра "Expensive Shit", часто упускают из виду. Но два трека здесь — 25-минутная заглавная композиция, разделенная на две стороны пластинки, — так же мощны и заставляют потеть, как и все из этого золотого периода.
The Meters – "Rejuvenation"
В том же году, когда The Meters создали вечную "Lady Marmalade" для Labelle, они выпустили свой пятый альбом новоорлеанского фанка и соула. "Rejuvenation" сочетает вокальные треки с инструментальным мастерством их ранних работ и является одним из лучших альбомов в их дискографии.
Robert Palmer – "Sneakin' Sally Through the Alley"
До того, как он стал звездой MTV, Роберт Палмер был стильно одетым дебютантом с проникновенным голосом. На своем первом альбоме ему аккомпанировали The Meters, Аллен Туссен и Лоуэлл Джордж из Little Feat, которые добавили к его «голубоглазому соулу» настоящего новоорлеанского фанка.
Ann Peebles – "I Can't Stand the Rain"
Лучшие записи мемфисской соул-певицы Энн Пиблс были созданы в той же студии и теми же музыкантами, что и классика Эла Грина 70-х. Ее хит "I Can't Stand the Rain", написанный ею в соавторстве, стал краеугольным камнем этого недооцененного альбома, кипящего котла южного соула.
Raspberries – "Starting Over"
К своему четвертому альбому американские пауэр-поп пионеры Raspberries подходили к концу. "Starting Over" стал их последней отчаянной попыткой добиться мировой славы. С более агрессивной музыкой и одной из лучших песен Эрика Кармена — "Overnight Sensation (Hit Record)" — альбом выложился на полную, но так и не смог подняться выше 143-го места в чартах.
The Residents – "Meet the Residents"
Этим авангардным иконоборцам не нужно было играть ни одной ноты, чтобы заявить о себе — достаточно было взглянуть на обложку, где они изуродовали The Beatles. На своем дебюте они также разобрали и собрали заново классику Нэнси Синатры, превратив "These Boots Are Made for Walkin'" во введение в свой странный и захватывающий мир.
Fenton Robinson – "Somebody Loan Me a Dime"
Чикагский блюзмен Фентон Робинсон так и не достиг высот своих современников, но его чистый гитарный тон и выразительный голос стали его визитной карточкой. Его лучший альбом назван в честь его песни 1967 года, новую версию которой он включил сюда наряду с другими оригиналами и каверами.
Mick Ronson – "Slaughter on 10th Avenue"
Через год после того, как Дэвид Боуи отправил на пенсию Зигги Стардаста, его гитарист Мик Ронсон выпустил свой сольный дебют. Состоящий в основном из каверов на Боуи, Элвиса и других, альбом звучит как продолжение работ его старого товарища. Частично глэм, частично рок-н-ролл, песни сверкают под яркой гитарой Ронсона.
Santana – "Lotus"
Изначально выпущенный только в Японии, этот концертный альбом Сантаны охватывает его первые пять альбомов. Записанный в Осаке в июле 1973 года, он демонстрирует группу в ее лучшей концертной форме, хотя песни здесь звучат более компактно, чем можно было бы ожидать.
Gil Scott-Heron & Brian Jackson – "Winter in America"
Этот альбом так же важен, как и более известная работа Гила Скотт-Херона "The Revolution Will Not Be Televised". "Winter in America", записанный с пианистом Брайаном Джексоном, — это бесстрашный взгляд на состояние американских городов в середине 70-х. В свое время проигнорированный, позже он оказал огромное влияние на хип-хоп.
10cc – "Sheet Music"
За год до того, как они выпустили бессмертную "I'm Not in Love", 10cc уже оттачивали свое мастерство. Их второй альбом, "Sheet Music", развивал арт-поп-идеи группы, наполняя песни вроде "The Wall Street Shuffle" и "Silly Love" многослойным вокалом и сложными аранжировками. Это, возможно, вершина их творчества — доступная, но полная неожиданных поворотов.
Robin Trower – "Bridge of Sighs"
Второй альбом Робина Трауэра в 1974 году вошел в топ-10, так что он не настолько уж и забыт. Но с годами разговоры об этой великой пластинке поутихли. Созданный бывшим гитаристом Procol Harum, этот альбом — мастер-класс лиричной, но мощной гитарной игры, где Трауэр искусно маневрирует между блюзом и психоделией.
Frank Zappa and the Mothers – "Roxy & Elsewhere"
В отличие от большинства концертных альбомов той эпохи, большинство треков с этого двойника никогда не выходили в студийной версии. Записанный во время трех концертов в Голливуде, он полон свободной, импровизационной энергии. Исследования поощряются, особенно в длинных композициях, таких как "Be-Bop Tango".