Фиш, Стив Ротери и Марк Келли из Marillion откровенно рассказывают о записи культового Misplaced Childhood – пластинки, которая принесла им мировую славу и одновременно привела к расколу.
В 2009 году Misplaced Childhood (1985) группы Marillion попал в список 100 лучших британских альбомов всех времен по версии Classic Rock. Это не просто их самая известная и коммерчески успешная работа, но и альбом с драматичной историей. Давайте перенесемся в прошлое и узнаем, как он создавался.
Амстердамская ностальгия и призрак Кейли
Представьте: ноябрь 2005, Амстердам. В зале Paradiso мужчина нежно обнимает жену и поет ей в ухо бессмертные строки: "Kayleeeeigh… I just want to say I love yew-ah…". Она отвечает ему словами из той же песни. Двадцать лет спустя хит Marillion все так же трогает сердца.
На сцене – Фиш, оригинальный вокалист группы. Песня "Kayleigh", как и весь альбом Misplaced Childhood, была вдохновлена его болезненным разрывом с девушкой по имени Кей. Ирония в том, что, как выяснил Фиш, сама Кейли (имя – комбинация Kay и Lee) никогда не слышала альбом, посвященный их любви и расставанию.
"Черт! Она не слышала гребаный альбом, который я написал о периоде, который меня действительно расстроил…" – смеется Фиш. – "Я всегда боялся, что однажды в баре встречу девушку по имени Кейли. Твою мать! Можете себе представить?"
Для Фиша решение исполнить Misplaced Childhood целиком в 2005 году стало возможностью вновь пережить эмоции, связанные с альбомом, который, по его словам, "изменил все наши жизни… думаю, он одновременно создал группу и уничтожил ее".
Рождение концепции (и немного кислоты)
К 1984 году Marillion уже зарекомендовали себя как флагманы новой волны британского прогрессивного рока. После восторженно принятого дебюта Script For A Jester’s Tear последовал дорогой и менее успешный Fugazi. Группа была на грани разрыва контракта с EMI, хотя менеджер Джон Арнисон скрывал от них эту информацию.
"Мы были довольно уверены в себе," – вспоминает клавишник Марк Келли. – "Решили: делаем концептуальный альбом, 45 минут непрерывной музыки".
Идея концепции пришла к Фишу спонтанно и драматично. Оставшись один после гастролей, переживая разрыв с Кей и борясь с внутренним конфликтом между своим настоящим именем (Дерек Дик) и сценическим образом (Фиш), он принял ЛСД.
"Я был в плохом настроении… принял кислоту… поехал к Стиву Ротери…" – рассказывает Фиш. – "Потом вернулся домой, и меня охватило желание писать. Я начал немного сходить с ума… У меня был внутренний диалог между Дереком и Фишем, и я просто начал писать поток сознания."
В разгар этого состояния Фиш почувствовал присутствие "мальчика" – видения, которое уже являлось ему ранее. Это успокоило его, и он начал записывать идеи, которые легли в основу Misplaced Childhood: потеря себя, разрыв между прошлым и настоящим, бесприютность славы, поиск смысла.
"Это универсальная история: человек падает, находит себя и поднимается," – говорит Фиш. – "Тексты до сих пор имеют для меня смысл. Это как найти на чердаке старую куртку, которая все еще впору".
Берлинский декаданс и студия со зловещей историей
Музыку Marillion писали в старинном особняке Barwell Court, а затем отправились записывать альбом в Берлин, в знаменитую студию Hansa, где творил Дэвид Боуи. Город, разделенный стеной, с его мрачной зимней атмосферой, идеально подошел для записи.
"Западный Берлин был идеальной культурой для такого альбома," – вспоминает Фиш. – "Главный зал Hansa – бывший клуб офицеров СС. Сколько еще атмосферы вам нужно? Мы работали по ночам, как вампиры… В Берлине царила декадентская, гедонистическая атмосфера. Однажды Марк поспорил, что я пройду голым через ресторан. Я выиграл 400 марок – хватило на оплату проституток на неделе. Ха! Никто даже не возражал, просто аплодировали!"
Эта атмосфера пропитала альбом. Музыка рождалась в ночных бдениях. "Мне нравилась идея повторяющихся тем," – говорит Марк Келли. – "Припев Kayleigh вырос из фрагмента старой песни. Первая сторона альбома сложилась быстро и естественно, над второй пришлось потрудиться".
Фиш вплел в повествование личные истории: ЛСД-трип, роман с Кей, ночь с проституткой, воспоминания о юности в Шотландии и, что ключевое, смерть друга-музыканта Джона Майлетта.
"Смерть Майло стала поворотным моментом," – признается Фиш. – "Я понял, что теряю себя, что меня дегуманизируют. Альбом стал процессом восстановления после срыва".
Успех, раскол и наследие
Misplaced Childhood, выпущенный весной 1985 года, стал триумфом. Сингл "Kayleigh" взлетел на 2-е место в чартах (в клипе, по иронии, снялась будущая жена Фиша, Тамми, играя роль Кей). Альбом принес Marillion мировую известность. Но за кулисами назревал конфликт.
Фиш всегда был эмоционально открыт, но чувствовал стену непонимания со стороны других участников группы, которых он описывает как "преимущественно англичан из среднего класса", с которыми было трудно общаться.
Напряжение росло. Стив Ротери вспоминает инцидент в Берлине: "Фиш уже подумывал о сольном альбоме… В то же время я обсуждал свой сайд-проект с нашим A&R. Следующее, что я помню – Фиш прижимает меня к стене, обвиняя, что я придерживаю лучшие идеи для себя. Это было так далеко от правды… С этого момента я эмоционально дистанцировался от него." Ротери добавляет, что уход Фиша был предсказуем еще с 1982 года.
"Его отношение было таким: люди полезны, пока они полезны, а потом их можно отбросить," – говорит Марк Келли. – "Успех сглаживал углы, но когда мы начали писать следующий альбом (Clutching At Straws), все начало рушиться. В туре мы уже почти не разговаривали с Фишем".
В 1989 году Фиш покинул Marillion, начав сольную карьеру. Группа нашла нового вокалиста, Стива Хогарта, и продолжила свой путь.
"Мне всегда казалось, что Фиш не понимал уникальности нашей химии," – заключает Ротери. – "Дело было не только в нем".
Несмотря на драматичную историю создания и последствий, Misplaced Childhood остается знаковым альбомом. Даже спустя годы, участники группы признают его силу, хоть и смотрят на него с некоторой долей отчуждения.
"Наши отношения с Фишем смягчились," – говорит Марк Келли о решении Фиша исполнять альбом целиком. – "Мне было бы интересно посмотреть… Все в порядке, правда".
Какие песни Marillion ваши любимые? Делитесь в комментариях!
Ваши лайки и комментарии – это не просто приятная обратная связь, они очень помогают каналу расти и развиваться. Это лучшая поддержка для автора, чтобы продолжать радовать вас новыми музыкальными историями!